Урок экономики. Защита проекта. «Деньги, цена, покупка товара»


Утегенова Сауле Мараловна

учитель начальных классов

ОСШ № 17 г. Балхаш

Конспект урока . Защита проекта.

Тема проекта: Деньги, цена, покупка товара.

Творческое название: Копейка рубль бережет.

Цели и задачи проекта:

Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров»

Развивающий аспект- развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейный бюджет

Учебный аспект — дать базовые экономические понятия по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, учить принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы исследуя и анализируя жизненную ситуацию

Воспитательный аспект – воспитание бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других

Основополагающий вопрос: Как приходят вещи в дом?

Вопросы учебной темы (проблемные):

Что такое деньги, цена товара, покупка? Какие виды торговых точек существуют в 3 микрорайоне, и как выбрать место покупки ? Из чего может состоять виртуальная потребительская 100 тенговая корзина «необходимого» и «желаемого»? Какие статьи семейного бюджета наиболее затратные? Что людям жизненно необходимо, и без чего можно обойтись? Зачем людям нужны деньги и как они появились? Как создать денежную единицу «вэшку», и какие задачи она будет решать?

Краткая аннотация проекта:

Данный проект предназначен для учащихся начальных классов. Он поможет в интересной форме провести уроки экономической культуры по теме «Деньги, цены, покупка товаров», развивать у учащихся познавательный

интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулировать творческую мыслительную деятельность.

Ход урока.

Представление групп (цель работы)

Учитель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, необходимо отгадать кроссворд.

У каждой группы на столе лежит кроссворд. Если группа закончила выполнять задание, она подает сигнал. (Приложение 1, слайд 3)

  1. Люди, которые производят товары.

  2. Ценности, запасы, источники чего-либо, необходимые для производства товаров.

  3. Богатства (ресурсы), существующие и возникающие без воздействия, влияния человека.

  4. То, что нужно, требуется, хочется человеку.

  5. Вид деятельности, при котором не создаются товары, а улучшаются уже имеющиеся.

  6. Наука о разумном ведении хозяйства.

Учитель: Какое слово в кроссворде закрашено? Это и есть ключевое понятие, о котором мы будем сегодня говорить. (Приложение 1, слайд 4)

II. Актуализация знаний

Учитель.

Для нормальной жизни нам необходимы различные товары: продукты питания, одежда, обувь, мебель и многое другое. Как приходят вещи в дом? Это основополагающий вопрос нашего проекта в учебной теме: «Деньги, цена, покупка товара». Творческое название проекта: «Копейка рубль бережет». Ученики нашего класса работали над проектом 1 неделю. Класс разделен на группы: «Искатели», «Исследователи», «Артисты», «Статисты». Сегодня они расскажут о результатах своего труда.

Зарядка для ума – Какая поговорка зашифрована? Объясните её.

Учитель: А это вам пригодится, когда вы будете принимать решения. Объясните её. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Ребята, не забудьте оценивать работу групп на листках « Критерии оценки».Читайте внимательно, какой вид работы вы оцениваете. Оценки ставьте справедливо. Начинает группа «Артисты». Она будет выступать несколько раз. Оценку поставите после выступления всей группы.

Сценка-1 «Деньги».

(Действующие лица:

мама, папа, дочь, подруга)

Подруга.

— Хочешь пойти с нами в театр? Тогда приноси 200 единиц.

Дочь. – Хочу!

(Дочь обращается к родителям) Мама, папа! Мне нужны двести единиц в театр, дадите?

Мама. – Какие ещё единицы?

Папа. – Наверное, денежные. Денежная единица –

основа всех расчетов в любой стране. В нашей стране такой

единицей является тенге.

Дочь. – Тенге я знаю! Он бывает бумажный, а ещё круглый.

Папа. – Теперь подумайте. Когда вы хотите что-нибудь купить, что вы спрашиваете?

Мама. – Сколько это стоит?

Папа. – Правильно, и вам отвечают — 100 тенге. 100 денежных единиц или 100 тенге.

Дочь. – Значит 200 единиц – это 200 тенге.

Папа . – Конечно! Вот тебе 200 единиц на театр.(Папа протягивает деньги.)

Учитель.

Итак, основой расчетов в любой стране является денежная единица.

Об этом нам расскажет следующая группа:

« Искатели».

Ученики. (говорят по очереди) Мы искали: ответ на вопрос: Зачем людям нужны деньги? купюры и монеты разных стран, валютный курс тенге.

1- ый ученик.

Я сочинил историю создания денег и написал рассказ на тему: «Зачем людям нужны деньги». (Показ слайдов, рассказ ученика)

2-ой ученик.

Деньги — это монеты или бумажные купюры, которые позволяют людям покупать товар. Деньги других государств называют валютой. В нашей коллекции представлены деньги… ( Показ слайда, выставка денег на доске)

3-ий ученик.

Валютный курс – это цена денежной единицы страны, выраженная в денежных единицах другой страны. (Показ таблицы курса валют) Самая дорогая валюта – английский фунт стерлинг. ( Оценка работы группы)

Учитель.

В группе артистов я вижу веселых человечков. Это Незнайка и его

друг! Похоже Незнайка снова чего-то не знает…

Сценка- 2 Что значит «купить»?

Друг. – Привет Незнайка!

Незнайка. – Привет!

Друг. – Так ты на самом деле не знаешь, какие бывают деньги?

Незнайка. – На самом деле.

Друг. — Я покажу тебе. Вот смотри. Это самая маленькая монетка

называется сантик, а вот ещё пять сантиков. А сто сантиков составляют один фертинг.

Незнайка. – А зачем они, эти сантики?

Друг. – Как зачем? На них можно купить что хочешь.

Незнайка. – Как это купить?

Друг. – Купить – это купить! Вот, к примеру сказать, у тебя есть шляпа, а у меня 15 сантиков. Я тебе даю 15 сантиков, а ты мне даешь свою шляпу. Хочешь?

Незнайка. – Зачем мне отдавать свою шляпу? Шляпу можно на

голове носить, а с сантиками что делать? Они медные и какие-то

круглые.

Друг. – у кого есть сантики, тот за них всё может купить!

Незнайка. – Как это купить?

Друг. – Вот ты, например, есть хочешь?

Незнайка. – Нет пока.

Друг. – Ну, скоро захочешь. А захочешь, что станешь делать? Будут

у тебя деньги — купишь еды. А нет денег — сиди голодный. Понял?

Незнайка. – Теперь понял.

Учитель.

Я думаю, что все ребята в классе знают: Покупка – это обмен товара на деньги.

Следующая группа «Исследователи» во время субботней экскурсии

отвечали на следующие проблемные вопросы…( Показ фото- отчета, сопровождаемый рассказом учеников)

Ученики.

Нужные товары люди покупают в магазинах. Мы ходили на экскурсию и исследовали разные виды торговых точек в нашем городе:

универсальный магазин «Фудмарт»,

магазин — павильон «Волна»,

специализированный магазин «Фея»,

торговую точку на рынке.

Мы делали контрольную закупку – шоколада «Сникерс». Её цена была разной. Специализированный магазин за 75 тг, в торговой точке на рынке продают шоколад за 90 тг. торговый павильон – за 85 тг, супермаркет «Фудмарт» за 79 тг., магазин «Салем» — 80 тенге.

В результате этого исследования мы сделали вывод.

Самый красивый, удобный магазин с огромным залом самообслуживания – это супермаркет «Фудмарт», но цена товара там выше. В специализированном магазине «Фея» продают шоколадку по самой низкой

цене. Если вы хотите сэкономить, то выбирайте место покупки.

В супермаркете «Фудмарт»мы составили два списка покупок на сумму 100 тенге. Мы исследовали: какие товары можно купить под названием «Желаемое» (это что я хочу) и «Необходимое» (что нужно семье).

Из таблиц видно, что 100 тенге семейного бюджета можно потратить по-разному. Можно купить жвачку, «Кириешки», а можно – хлеб. «Скелетоны» дороже кофе, а цена пачки чая примерно равна цене вафель «Хаба-баба».

Цена шоколадки примерно равна 1 л молока.

Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое, не забывай, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи. (Оценка работы группы.)

Учитель.

Артисты могут не только играть роль. Они могут проявить свой талант как известные ведущие.

Сегодня у вас в гостях ведущая игры «Необитаемый остров».

Ведущая.

Ребята, повторяйте движения за мной.

Мы плывем по морю на корабле (положите руки на плечи другу и раскачивайтесь). На небе светит яркое солнце. Но вдруг подул ветер, налетела огромная туча, сверкнула молния, ударил гром. На море шторм. Мы терпим кораблекрушение. Спасаются две команды.(Движения больше не повторяйте). Уцелели две бутылки, два листа бумаги и две ручки. Первая команда будет писать список «Необходимое», вторая- «Желаемое». Каждый игрок команды пишет только одно слово, заворачивает край листа и передает его другому игроку команды. Списки надо спрятать в бутылку и отдать ведущему. Чья команда выполнит задание быстрее, та и победит.

Учитель.

Читает списки и спрашивает учеников: «Какая команда выживет на необитаемом острове, если им с вертолета сбросят то что они просили в списках?

(Оценка группе «Артисты»)

Показ презентации

«Какие товары «надо» и «хочу».

Учитель.

Во время работы над проектом ученики класса и их родители заполняли таблицы, анкеты. Для подведения итогов нам потребовалась помощь группы «Статисты».

«Статисты».

Ученики.

Мы обрабатывали материалы анкет, считали средний балл в таблице

расходов семьи. Вот какие результаты у нас получились…(Показ слайда).

В среднем в семьях нашего класса самый большой расход на питание – 28 б.

На втором месте – жильё и одежда, обувь – 16 б.

На третьем месте – обучение, образование- 12 б.

Минимальный расход – отдых – 2б.

По результатам анкет мы составили критерии награждения учеников классной валютой «вэшкой». ( Показ слайда). (Оценка работы группы)

Учитель.

Ребята, вы все успешно справились со своими заданиями. Вы хорошо

усвоили нашу тему. В подтверждении моих слов давайте

Составление синквейна к слову «деньги» – индивидуальная работа в тетрадях

Например:

Рефлексия

Составить диаграмму группа «Статисты» по итогам урока.

Обобщение

На каких уроках вам могут пригодиться знания, полученные сегодня? (на уроках истории, на уроках географии)















Группа «ИСКАТЕЛИ»


Группа 1


Наиболее древними были раковинные деньги. На многих бронзовых сосудах для питья из Китая (династия Шан, около 1500—1000 лет до н. э.) есть надписи, сообщающие о подарках в виде нанизанных на шнурок раковин каури. Нитка каури с 5 или 10 раковинами считалась основной денежной единицей в эпоху Шан. В склепе царицы Фу Хао в Аньяне, столице государства Шан, находилось примерно 7000 каури — разумеется, она была исключительно богатой женщиной. Каури обладали особой ценностью еще и из-за большой удаленности Аньяна от побережья Тихого океана, где их собирали. Согласно традиции, каури не потеряли своей значимости даже после введения монетных денег: утверждают, что примерно в 600 г. до н. э. правитель государства Чу (современная провинция Хунань) выпустил металлические монеты в форме раковин каури.

Устраивались особые «сберегательные кассы» для связок раковин. Создавали специальную охрану этих «касс», то есть домов, где племя хранило связки раковин — сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.


Группа 2


В Египте и Месопотамии во 2 тысячелетии до н. э. использовалась более узнаваемая форма денег — бронзовые кольца, разного типа. Возможно, что первоначально это были просто украшения из драгоценных металлов — на пальцы (перстни), на руки и на ноги (браслеты), на шеи (гривны). Их порой использовали и как средство платежа. Уже в Древнем Египте была система колец разного веса, которая исключала необходимость их взвешивания при уплате за товар. В Египте за 1200 лет до н.э. деньги имели вид золотых колец, вес которых обозначался наложением штемпеля. Деньги-кольца сохранялись пять тысяч лет а Египте (современный Судан) до XIX века.



Группа 3


У некоторых народов, в том числе в Древнем Риме и античной Греции, богатство измерялось численностью голов скота, и стада пригонялись на рынок для оплаты предполагаемых покупок. Гомер оценивает стоимость щита Ахилла и его доспехов в быках: в латинском языке слово «pecunia» (деньги) происходит от слова «pecus» (стадо). Любопытно, что латинский корень слова «капитал» происходит от «capital»- скот.

Выделение пастушечьих племен в результате первого крупного общественного разделения труда превратило домашний скот в основное орудие обмена. Его многоцелевое назначение (мясо, молоко, шкура), с одной стороны и транспортабельность, сохраняемость в течение длительного времени, с другой стороны служили притягательной силой для выделения домашних животных в качестве всеобщего эквивалента. Сращивание денежных функций со скотом оставило глубокий след в истории времени и народов. Много доказательств этого содержится в преданиях, поэзии.


Группа 4


Шкурки ценных пушных зверей выполняли функции «меховых» денег. Единицами стоимости товара, эквивалентом денег были «куны» (шкурки куниц) и «белы» (шкурки белок). В Смоленской грамоте 1150 г. лисья шкура оценивалась в 12 кун. Различные виды дани (ясак) платили в казну меховыми шкурами. Шкуры как деньги знали древние государства — Спарта, Рим, Карфаген. Письменные памятники народов Скандинавии рассказывают, что на этой земле, где в изобилии водились звери, деньгами служили шкуры. Ими расплачивались за покупки, платили налоги и штрафы. В своде законов того времени сообщается, что за оскорбление обидчик должен отдать лисью шкуру, за физическое увечье — соболя и т.д…..«Меховые» и «кожаные» деньги были в обращении еще во времена Петра I. И совсем недавно шкуры играли роль денег на Аляске.


Группа 5


Отдельной группой можно выделить так называемые продовольственные деньги, имевшие хождение в Испании в эпоху натурального хозяйства; представляли собой сушеную рыбу и служили платежным средством и мерилом стоимости. Например, в XV веке в Исландии платили так:
за подкову — 1 сушеную рыбу;
за пару женских башмаков — 3 рыбины;
за бочонок вина — 100 рыбин;
за бочонок сливочного масла — 120 рыбин.

Кроме того в отдельных частях Центральной Европы орудием обращения становится хлеб, на территории современной Мексики – маис (кукуруза), в Малой Азии — оливковое масло, на полуострове Юкатан — мешочки с бобами какао, на Филиппинских островах – рис, в Африке – соль, в Китае — чай и т.д.





Дом/зад.

творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант







Таблица расходов семьи


Вид семейных расходов

Величина


1


Жилье


2

Продукты питания


3

Одежда, обувь


4

Отдых, культурные мероприятия


5

Медицинское обслуживание


6

Обучение, занятия, секции


7

Транспорт


8

Ремонт и приобретение предметов домашнего хозяйства


9

Кредит, сбережения


10

Другие расходы



Всего 100 баллов



Таблица расходов семьи


Вид семейных расходов

Величина


1


Жилье


2

Продукты питания


3

Одежда, обувь


4

Отдых, культурные мероприятия


5

Медицинское обслуживание


6

Обучение, занятия, секции


7

Транспорт


8

Ремонт и приобретение предметов домашнего хозяйства


9

Кредит, сбережения


10

Другие расходы



Всего 100 баллов




Таблица расходов семьи


Вид семейных расходов

Величина


1


Жилье


2

Продукты питания


3

Одежда, обувь


4

Отдых, культурные мероприятия


5

Медицинское обслуживание


6

Обучение, занятия, секции


7

Транспорт


8

Ремонт и приобретение предметов домашнего хозяйства


9

Кредит, сбережения


10

Другие расходы



Всего 100 баллов





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. (1868-1936) Романтизм в рассказах писателя"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экономика: