Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии


Иова Ольга Николаевна

учитель географии

БОУ г. Омска «Лицей №92»


Использование опорных конспектов

в начальном курсе физической географии

Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии отмечается конкретностью изученных явлений и объектов. При изучении тем «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» учащимся трудно представить изучаемые в этих темах явления и процессы, так как мышление подростков находиться на стадии перехода от конкретного к абстрактному. Поэтому опорные конспекты являются средством представления изучаемого материала на уроке, а также средством формирования логического мышления школьников, развития УУД.

В составе основных видов универсальных учебных действий, выделяются четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательные;

4) коммуникативные.

 Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных универсальных учебных действий:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способа взаимодействия;
2) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
3) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4) управление поведения партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
5) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6) владение монологической и диалогической формами речи.
 Овладение языком, грамотной речью – необходимое условие формирования социально активной личности, т.к. развитие коммуникативных навыков общения зависит от умения правильно говорить, а это даётся не каждому. Хорошо владея грамотной речью, учащийся лучше овладевает школьными предметами.

Практическое значение ОК состоит в развитии мышления, памяти, речи, познавательного интереса, способности выражать мысли, но еще достаточно быстро принимаются учащимися и экономят урочное время для дальнейшего развития практических умений и навыков. На уроке географии возможно применение различных опорных конспектов (см. таблицу)

Таблица №1

Классификация опорных конспектов

п/п

Виды опорных конспектов

Идея построения

Значение

1

ФРЕЙМ

Наглядная основа конкретного содержания (каркас)

Позволяет самостоятельно выделять главное, близкие темы

2

БЛОК-СХЕМА

Состоит из алгоритмических последовательных частей взаимосвязанных между собой

Изучение, представление причинно – следственных связей

3

ТАБЛИЧНО – МАТРИЧНАЯ ОПОРА

Представляется в незавершенном виде

Взаимосвязь и соподчинение понятий

4

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Графическое обобщение материала, состоит из небольшого количества (7+2) крупных единиц информации_

Выделяются главные мысли раздела, а условные знаки наполняют опору содержанием

Свежие документы:  Сценарий КВН по географии «Вокруг света» 8-10 класс

(классификация автора)


Формы работы по опорным конспектам могут быть различными:

-объяснение по готовому конспекту;

— представление учащимся основы (каркаса) конкретного содержания для дальнейшего запоминания;

— применение таблично – матричных опор в незавершенном виде;

— эвристическое постижение нового материала в появляющемся конспекте;

— использование ОК при дифференцированном обучении;

— групповая работа;

— поэтапное закрепление изученной части;

— хоровое проговаривание;

— парный контроль;

— «щадящая» форма закрепления;

— самостоятельная расшифровка ЛОС (индивидуально и в группе).

Метод использования опорных конспектов дает следующие положительные результаты:

  1. Составление ОК и работа с ними способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний;

  2. ОК дают возможность учащимся сразу увидеть объект с его свойствами и связями, отсюда и более быстрый темп восприятия всех теоретических положений;

  3. Важным свойством предлагаемой методики является её «подвижность»;

  4. У обучающихся появляется достаточно времени для работы с контурными картами, атласом, изучением номенклатуры;

  5. Опыт работы показывает, что обучение по ОК развивает монологическую речь, раскрывает творческий потенциал учеников, способствует развитию УУД.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: