Конспект урока «Безлесные зоны юга России»


Стальмахович Светлана Владимировна, учитель географии МОУ СОШ №1 пгт Серышево, Амурской области


Тема: Безлесные зоны юга России

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.

  2. Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

  3. Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей.

Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.


Структура урока


  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Проверка знаний и умений: (10 мин).

Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант.

Индивидуальная карточка №1

Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?

Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.


Индивидуальная карточка № 2

Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.

Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.


Индивидуальная карточка № 3

Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?

Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

Индивидуальная карточка № 4

Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?

Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.


Географический диктант ( работа со слайдом)

Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.

Признаки:

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

  2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

  3. Средняя температура января достигает до -40С.

  4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

  5. Почвы подзолистые.

  6. В природной зоне деревья образуют один ярус.

  7. Мало певчих птиц.

  8. Деревья более холодоустойчивы

  9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.

  10. Древесина- главное богатство этой зоны.


Ответы: (слайд)

Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10

Смешанные и широколиственные лес-2,4


Устный опрос:

  1. Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.

  2. Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.

  3. Дать характеристику зоне лесостепей.


  1. Изучение нового материала (20-25 мин)

Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».

-Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?

И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала — это степь.

Давайте вспомним, что называется степью?

Найдите, где в России расположена данная зона?

Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей.

А какие здесь почвы?

Почему В.В. Докучаев назвал чернозем — «царем почв»?

Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей.

А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква.

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи — это горячие и сухие ветры иссушающие почву.

Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.

А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд).

Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут.

Примерные ответы учащихся:

Полупустыни:

    1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.

    2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2)

    3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.

    4. Растительность: полынно-злаковая

    5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.

    6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.


Пустыни:

  1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.

  2. Климат: температура летом: +35, +40С; длинное жаркое лето. Зимой -10С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.

  3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.

  4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.

  5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.

  6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.

Делаем записи в тетрадь со слайдов


Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)

Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.


  1. Закрепление:

  1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?

  2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?

  3. Почему в степях не растут деревья?

  4. Каков современный ландшафт степей?

  5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?

  6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?


  1. Домашнее задание: параграф 25, сделать публикацию об одной из природных зон.


Литература:

1.Учебник И.И. Баринова География. Природа России. 8 класс. – М: Дрофа, 2002 год.

2. Методическое пособие Е.А Жижинова Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс.- М: Вако, 2005 год.





Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Физико-географическое положение. Размеры и очертания, океаны и моря у берегов материка, влияние их на природу. История открытия и исследования материка" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: