Конспект урока для 4 класса «Солнце – источник света и тепла. Звезда. Планета»


Познание мира 4 класс Дата__________________

Урок № 38

Тема:Солнце – источник света и тепла. Звезда. Планета. Сведения о галактике. Ф/г.Экономим электроэнергию

Цели урока: сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как, центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды — источник света и тепла.

Задачи: обучающая — расширить и углубить представление детей о космосе, космических телах;

развивающая — развить общеучебные навыки, работу с иллюстрированными материалами развить навыки классификации солнечной системы, установление взаимосвязи между солнцем и жизнью на Земле; развитие психологических процессов -воображения, логического мышления, внимания , памяти .

воспитательная — воспитать любознательность, любовь к урокам Познания мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения : комбинированный.

Межпредметные связи: астрономия, биология, ботаника, антропология, геология.

Оборудование: учебник, тестовые задания, карточки для работы в парах, кластер для групповой работы, ноутбук, видеосюжет « Земля », схема « Планеты».


Ход урока

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

А) Тестирование:

1.Солнце — это:

а) планета;

б) звезда;

в) космический спутник.

2. Земля — это:

 а) планета;

 б) звезда;

в) космический спутник.

3. Земля по своим размерам:

а) больше Солнца;

б) меньше Солнца;

в) такая же, как Солнце.

4. В Солнечную систему входят:

а) 3 планеты;

б) 4 планеты;

в) 8 планет.

Ключ: 1 — 6; 2 — а; З — б; 4 — в.

Б) Работа у доски:

На доске вы видите планеты, расположенные в неправильном порядке:

а) покажите планеты Сатурн, Меркурий и т.д.

б) расположите планеты в порядке их удаления от Солнца.

3. Введение в тему.

 — Что вы можете сказать о Солнце?

Ответ: Солнце имеет форму шара. Оно находится в небе, значит это небесное тело.

 — Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? Ответ: Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь на Земля возможна лишь благодаря Солнцу. Еще в глубокой древности люди понимали это и почитали Солнце. Наблюдая за Солнцем, люди придумали очень много загадок, пословиц, поговорок.

 — Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце)

 — Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце)

Давайте послушаем, что говорят о солнце разные учёные:

АСТРОНОМ

«Солнце — это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых». Солнце — это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С ( Цельсия ), а Земля получает от Солнца примерно 1/2 000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна. Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность.

ГЕОЛОГ

Как уже было сказано, Земля получает минимальное количество света , потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло.

БОТАНИК

Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (вопрос залу) ( на юге больше света, а значит больше тепла). Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? ( нет, растения погибнут).

БИОЛОГ

А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка . Солнце дает пищу, растениям, растения — это пища травоядным животным (вопрос залу: Каких травоядных животных вы знаете?), а эти животные пища для хищников. Приведите пример такой цепочки( трава- заяц — волк). Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных? (северный полюс, вечная мерзлота, пустыня). А в каких много? ( леса, тайга, Южная Америка, тропики). Животные также обогреваются теплом Солнца.

АНТРОПОЛОГ

Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку?

Как же человек использует Солнечную энергию? (вопрос залу) Здесь и говорить не о чем. Вот например, приведите примеры из техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности ( сушка плодов, овощи, ягоды), животноводства ( разведение овец, птиц, коров) и др. А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло.

Выводы: исходя из услышанной вами информации о солнце, заполните кластер всей группой:

Солнце

свет

тепло



жизнь


растения

животные люди






4. Закрепление. Работа по учебнику.

 — Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце. (Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле. )

Работа в парах.

 — Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце — ближайшая к Земле. . . (звезда). Это огромное. . . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму. . . (шара). Диаметр Солнца в. . . (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в. . . (3 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца 150миллионов километров.

 — Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.

5. Блиц — турнир.

 — Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.

Показ видеосюжета «Земля».

 — Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара. ) Космонавты ты с любовью называют Землю голубая планета. А почему она такая голубая? (На Земле много воды. )

 — На Земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку — атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну.

 — Что еще вы можете сказать о планете Земля? (По размеру : небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера. )

 Земля имеет естественный спутник. Кто знает как он называется? (Луна)

А почему Землю еще называют планета — сад? (Потому что на ней растут растения. )

И еще потому, что на Земле есть жизнь благодаря Солнцу. Человек стремился использовать солнечный свет и тепло, без которых невозможна была бы жизнь на планете Земля.

Рефлексия:

 — Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

 — Как люди используют солнечную энергию?

Домашнее задание: Прочитать текст «Солнце — источник света и тепла». Исследовательская работа. Задание после текста.



А) Тестирование:

1. Солнце — это:

а) планета;

б) звезда;

в) космический спутник.

2. Земля — это:

 а) планета;

 б) звезда;

в) космический спутник.

3. Земля по своим размерам:

а) больше Солнца;

б) меньше Солнца;

в) такая же, как Солнце.

4. В Солнечную систему входят:

а) 3 планеты;

б) 4 планеты;

в) 8 планет.


А) Тестирование:

1. Солнце — это:

а) планета;

б) звезда;

в) космический спутник.

2. Земля — это:

 а) планета;

 б) звезда;

в) космический спутник.

3. Земля по своим размерам:

а) больше Солнца;

б) меньше Солнца;

в) такая же, как Солнце.

4. В Солнечную систему входят:

а) 3 планеты;

б) 4 планеты;

в) 8 планет.





АСТРОНОМ

«Солнце — это звезда массой в 333 000 раз больше массы Земли и в 750 раз превышает массу всех других планет, вместе взятых». Солнце — это раскаленный газовый шар, который выделяет энергию в виде света, а вы знаете, что температура Солнца доходит до 5000 С ( Цельсия ), а Земля получает от Солнца примерно 1/2 000 000 000 часть излучаемой энергии. А энергия Солнца огромна. Энергия солнечных лучей, падающий на квадратный метр земной поверхности может заставить работать двигатель и вся Земля в целом получает от Солнца в десятки тысяч раз больше энергии, чем могли бы вырабатывать все электростанции мира, если бы они работали на полную мощность.

__________________________________________________________________

ГЕОЛОГ

Как уже было сказано, Земля получает минимальное количество света , потому что наша атмосфера, озоновый слой отражают его. Остальное количество света поглощает наша Земля и нагревается, т.е. солнечная энергия превращается в тепло.

_________________________________________________________________-

БОТАНИК

Земля, получая свет и тепло от Солнца, передает их растениям. Ведь на севере очень мало растений, а вот на юге они растут круглый год. Почему? (вопрос залу) ( на юге больше света, а значит больше тепла). Выделяют кислород растения, поглощая свет, перерабатывают его в пищу. А теплом цветы и деревья обогреваются. Представьте себе, если наши растения не получали бы достаточно света. Чтобы тогда случилось? Могут ли они жить без света? ( нет, растения погибнут).

Солнце -ближайшая к Земле____________. Это огромное____________ космическое тело. Солнце имеет форму__________. Диаметр Солнца в____________ раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в________ раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца ___________ километров.


БИОЛОГ

А многие, животные не могут жить без растений. А другие без животных, которые едят эту растительность. Получается цепочка . Солнце дает пищу, растениям, растения — это пища травоядным животным (вопрос залу: Каких травоядных животных вы знаете?), а эти животные пища для хищников. Приведите пример такой цепочки( трава- заяц — волк). Заметьте, где мало растений, там мало и животных. В каких местах мало животных? (северный полюс, вечная мерзлота, пустыня). А в каких много? ( леса, тайга, Южная Америка, тропики). Животные также обогреваются теплом Солнца.

__________________________________________________________________


АНТРОПОЛОГ

Что же можно сказать, какую пользу приносит Солнце человеку?

Как же человек использует Солнечную энергию? (вопрос залу) Здесь и говорить не о чем. Вот например, приведите примеры из техники (солнечные батарейки), пищевой промышленности ( сушка плодов, овощи, ягоды), животноводства ( разведение овец, птиц, коров) и др. А что для вас самое важное из функции Солнца? Конечно, свет и тепло.

Солнце -ближайшая к Земле____________. Это огромное____________ космическое тело. Солнце имеет форму__________. Диаметр Солнца в____________ раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в________ раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца ___________ километров.



КЛАСТЕР







скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: