Конспект урока географии на тему «Население Африки»


Тема урока: Население Африки.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с населением Африки, его особенностями, расовыми и этническим составом, размещением по материку, внешними признаками; сформировать у уч-ся представление о прошлом и настоящем народов Африки.

2. Развивать умение работать с географическими картами, таблицами, схемами.

3. Воспитывать интерес к предмету, уважение к другим народам.


Оборудование: учебник, карты атласа, тетрадь, компьютер.


Ход урока.

I. Оргмомент.

«…Познания и странствия неотделимы друг от друга» К.Паустовский. Слайд 1

II. Актуализация знаний учащихся:

Слова учителя: слова К. Паустовского будут девизом нашего урока. И действительно, мы с вами на протяжении уже нескольких уроков странствуем, т.е. путешествуем по материку Африка. Вы познали и рельеф, и внутренние воды, природные зоны Африки. Вы сможете ответить на вопросы: «Почему Красное море – самое соленое на Земле?; почему в Зимбабве резко сократилось число туристов?; какая река пересекает два раза экватор, какие животные живут только в Африке?» и еще на многие вопросы. Итак, чтобы получить путевой лист нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Решение кроссворда «Африка». Ответы (самум, эфиопское, изотермы, Танганьика, Конго, Чад). Слайд 2

2.«Компьютерный бой». 2 учащихся отвечают на вопросы компьютера.

Следующее испытание:

  1. Образ пространства: слайд 3

— нулевой меридиан пересекает материк Африка на востоке или на западе?

— южный мыс Бен-Секка или Игольный;

— экватор пересекает река Нил или Конго;

— п-в Сомали находится на севере или на востоке материка?

— северный берег Африки омывает Гвинейский залив или Средиземное море?

— река Лимпопо впадает в Индийский или Атлантический океан?

— национальный парк «Серенгети» находится на юге или востоке материка?

— Давид Ливингстон пересек с запада на восток северную или южную Африку

4.Кто? Что? Где? слайд 4

Класс делится на группы (1 ряд, 2 и т.д.). 1 й ряд – экваториальные леса, 2 –саванны, 3- пустыни. Выберите растения и животных, характерных для своей природной зоны.

Антилопа (пуст.); — масличные пальмы (саван.); — зебра (саван.); — маниока (саван.); — фикусы, бананы(экватор. леса); — вельвичия (пуст.); — карликовые бегемоты(экват.лес); — слоны (саван); — молочай (саван.); — скорпионы (пуст.); — шакалы, лисицы (пуст); — окапи (экват.леса); — муха цеце (экватор. леса); — леопарды (экват.леса); — лев (саванн.); — крокодилы(саван.); — черепахи, змеи (пуст.); — алоэ(пуст.).


5.Работа на контурной карте.

Сейчас вы нанесете названия географических объектов по вариантам. слайд 5


III. Физминутка.

Отложите в сторону ваши карты и наступило время отдохнуть – привал…

Давайте вместе с вами исполним песенку красной шапочки «… В Африке реки вот такой ширины…»

IV. Изучение нового материала.

1.Постановка темы и целей урока.

Слово учителя: посмотрите на экран, что вы видите? — (ответы детей). Слайд 6

Сформулируйте тему нашего урока – путешествия, что мы с вами еще не изучили на материке? Да, правильно – НАРОДЫ АФРИКИ.

Теперь нам необходимо поставить цели нашего путешествия. Помогите мне их определить.(ответы детей).

Учитель: Правильно, познакомиться с населением Африки и его особенностями.

  1. Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы: слайд 8,9

— Африка – прародина человека. Наиболее древние останки предков человека и орудия его труда найдены при раскопках на территории стран Африки. Современное население Африки относится к трём основным расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Основную часть жителей материка составляет коренное население, т.е. постоянное, исконное население. Представители европеоидной расы – это арабские народы – алжирцы, марроканцы, египтяне, берберы. Экваториальную (негроидноую) расу представляют народы тутси, нилоты, масаи – самые высокие народы Африки (слайд ). К этой же расе относятся и народы экваториальных лесов – пигмеи – малорослые народы (ниже 150 см). к монголоидной расе надо отнести бушменов и готтентотов. Географы выделяют и промежуточную расу – относят народы, которые произошли от смешения представителей монголоидной и негроидной рас. К ней относят эфиопов и Малагасийцев, жителей о.Мадагаскар.

Пришлое население европейского происхождения живет в местах с лучшими климатическими условиями – на побережье Средиземного моря – это французы, на самом юге материка – африканеры (потомки переселенцев из Нидерландов, англичане. Многие страны Африки имеют древнейшую культуру и считаются древними государствами – это Египет, Эфиопия, Судан и т. д..

Как же выглядят эти народы, и где они проживают — найдите в учебнике на стр. 132-133 и данные занесите в таблицу. Таб. Слайд 10

3.Самостоятельная работа с таблицей и учебником.


4.Давайте рассмотрим следующий вопрос – размещение населения по территории материка Африка. Работать вы будете с картой атласа — Народы и плотность населения мира. Стр.18-19 атласа. Как нам правильно определить плотность населения? / по цветной шкале – в условных обозначениях.

Вопросы для анализа карты на стр. 134 учебника.

Определите:

— какие народы заселяют Северную, среднюю, южную Африку, остров Мадагаскар;

— как на карте изображаются незаселенные территории, где на материке плотность более 100 человек на 1 км , где менее 1 человека, какая плотность преобладает в бассейне реки Конго, на востоке материка.

Ребята сделайте вывод: что же влияет на размещение людей на земле – климатические условия.


5. Беседа.

Прошлое материка немало интересно. К началу XX века капиталистические страны Европы превратили Африку в материк колоний. Колония – это страна, лишённая самостоятельной политической и хозяйственной деятельности. (запишите это слово в словарь) сайд 11 Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные районы. Они грабили страны: вывозили золото, алмазы; из продуктов земледелия кофе, какао, лимоны, бананы. Африканцев превратили в рабов и использовали их в качестве дешевой рабочей силы на плантациях, на рудниках. Остров, лежащий напротив Дакара, современной столицы Сенегала, в далеком прошлом называли остров Горе, потому что он был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» вывозили и грузили на парусники, шедшие в Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине 19 в., когда рабство было запрещено. В середине 20 в. Африка становится материком национально – освободительной борьбы, которая привела к распаду колониальной системы. Первые 2 государства Африки ставшие независимыми – это Либерия и Эфиопия. Теперь на материке все государства независимые. Африка в конце XX. Века из материка колоний превратилась в материк независимых государств.

V. Рефлексия.

Ответить на вопросы.

1. Назовите расы.

2. Дайте характеристику расам Африки.

3. Назовите территории с большой и маленькой плотностью населения.

Тестирование. (слайд 12 )


  1. Самая большая по площади страна Африки:

А) Египет; Б) Судан ; В) Заир; Г) Ливия.

4. Самое древнее государство Африки это –

А) Алжир; Б) ЮАР; В) Конго; Г) Египет

5. Экваториальные леса населяют:

А) азанде; Б) пигмеи; В) амхара


VI. Запишите домашнее задание. Слайд ( 13 )

VII. Итог урока.

Я знала, все у нас получится,

И Африку мы с вами будем знать.

И всем орденоносцам Ливингстона

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».



Слайд 14




Свежие документы:  Технологическая карта урока по географии в 5 классе на тему "Движения земной коры. Вулканы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: