ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Платформы и равнины
Учебник: Е. М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Материки и океаны» в 2-х частях ,4-е издание. Москва « Русское слово» 2011
В результате педагогического взаимодействия учащиеся смогут:
Предметные:
— объяснять существенные признаки понятий: «тектоника». «платформа», «равнина», «низменность», «возвышенность», «плоскогорье»; условия формирования аккумулятивных (речных, ледниковых, морских) и эрозионных равнин ; образование и размещение равнинных форм рельефа Земли ; взаимосвязь строения земной коры и характерных форм рельефа;
— показывать платформы и основные равнинные формы рельефа Земли;
— прогнозировать изменение облика Земли в результате действия внешних сил;
— применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
— сформировать систему знаний о рельефе своей местности
Метапредметные:
— работать с различными источниками информации, устанавливать причинно-следственные связи;
— вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
— организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Личностные:
— аргументировано анализировать свои ответы и ответы собеседника, принимать позиции других, делать выводы
Тип урока: изучение нового материала в форме беседы с практико-ориентированными заданиями
Оборудование: карта строение земной коры, физическая карта мира, учебник, атлас, контурная карта, рабочая тетрадь, мультимедиа проектор
Ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | Время (в мину тах)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Актуализация знаний | — Посмотрите, пожалуйста, на картинки (приложение 1) каким словом можно объединить все фото?
— что называется рельефом?
— из перечисленных понятий выберите «лишнее»: возвышенность, низменность, горы, плоскогорье, равнина, платформа | — Это рельеф. формы рельефа: горы и равнины
— совокупность неровностей земной поверхности
— платформа- «лишнее» понятие .
| 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Создание поисковой ситуации. Целеполагание | Что мы знаем об этом понятии?
Что нам поможет получить информацию? Работа с учебником с .37 . Какая наука изучает строение земной коры? Что такое тектоника?
Работа с картой Посмотрите легенду карты, какого цвета здесь больше всего? Что означает розовый цвет?
Перечислите их.
Какую особенность вы заметили?
Давайте проверим нашу версию с текстом учебника.
Работа с учебником. С 38 Ознакомтесь с текстом учебника что нызывается платформой?
А на какой платформе мы проживаем?
А это название материка? | Выслушиваем различные версии. Учебник и карта Карта строение земной коры. Тектоника. Раздел геологии, который изучает строение земной коры. Розового.
Древние платформы.
Называют; Сев амер, Южноамер, африканоарав, австралийск, антарктич, Индийск, Восточно -европейск, Сибирская. Название платформы соответствует название материка. Располагаются на плитах, а это устойчивые участки земной коры.
Записывают определение в тетрадь.
Восточно-европейской. Нет, равнина.
| 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Изучение нового материала | Я предлагаю вам сравнить две карты: «строение земной коры» и «физическую карту мира». Какое соответствие вы нашли?
(работа по атласу)
— Вывод
— А на равнинах происходит извержения вулканов, землетрясения?
| — Равнинам соответствуют платформы, например, Восточно- Европейской платформе соответствует Восточно – Европейская равнина или Южно – Американской платформе- Амазонская низменность, Бразильское плоскогорье и Лаплатская низменность — нет, потому что они сформировались на платформах, а это спокойные и стабильные участки земной коры; которые расположены в средних частях литосферных плит, а значит процессы , происходящие на границах между плитами, на них не влияют и поэтому ни землетрясения, ни извержения вулканов для платформ не характерны | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Выполнение практической работы «Различие равнин по высоте» | Используя легенду физической карты мира произведите классификацию равнин по высоте, заполнив таблицу. Классификация равнин по высоте
А чем еще различаются равнины, как вы думаете? — верно, различный вид равнин зависит от их происхождения
Классификация равнин по происхождению
| Выполняют задания в тетрадях по группам 1 группа работа по карте: различия равнин по высоте: А) низменности – 0- 200 м (Амазонская, Западно – Сибирская равнина) Б) возвышенности- 200-500 м (Среднерусская, Центральные равнины В) плоскогорья- более 500м (Бразильское, Среднесибирское) — 2 группа : различия равнин по происхождению ( работа с учебником)
А) аккумулятивные — речные (Китайская) — ледниковые (северная часть Восточно – Европейской равнины) — морские (Прикаспийская) Б) эрозионные (Казахский мелкосопочник) | 16 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Применение нового знания | Где можно использовать знания, полученные на уроке | Использование равнин в сельском хозяйстве, строительстве, добыче топливных полезных ископаемых. Например, в нашей области, выращивают сельскохозяйственные культуры, занимаются животноводством, возводят здания, прокладывают дороги и жить на равнинной поверхности безопасно для людей | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Контроль и коррекция результатов | — Итак, что нового вы сегодня узнали?
Письменный опрос на листках (вопросы на экране) — 1. Закончите предложение: 1. Эти спокойные и стабильные участки земной коры называют 2. Эти равнины созданы в результате деятельности рек и сложены речными наносами 3. Эти равнины возникают на месте древних разрушенных гор 4. Равнины представляют собой бывшее дно моря, оказавшееся на поверхности в результате медленных движений земной коры 5. Рельеф этих равнин холмистый, а почва каменистая — 2. На экране мультимедиа проектора определите виды равнин | — Что такое платформа и чему она соответствует в рельефе, виды равнин по высоте и происхождению, значение равнин в хозяйственной деятельности человека
— платформами
— речные
— эрозионные
— морские
— ледниковые
| 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Рефлексия «Три спасибо» | Я говорю вам «Спасибо» за интересную совместную работу. А кому и за что скажете «спасибо» вы?
— выставление отметок | Самооценка -учителю — сверстникам — себе (аргументируют свой ответ)
| 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Домашнее задание | П. 5, подготовить сообщение по теме «Равнины Волгоградской области и хозяйственная деятельность человека», П. 5 в рабочей тетради |