Конспект урока на тему «Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности»


Ткачева Юлия Владимировна

учитель истории, обществознания и кубановедения

МОУ СОШ№33 ст. Архангельской Тихорецкого района


Урок 31. Природно-хозяйственные комплексы и население своей местности


Цели:

  • познакомить с состоянием природопользования и охраной окружающей среды Краснодарского края (на основе анализа доклада исполняющего обязанности руководителя департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края С. В. Величко);

  • развивать умение анализировать отчетно-распорядительные документы;

  • развивать патриотизм к Малой Родине.


Оборудование: ПКТ


Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

3. Аналитическая работа.

Анализ отрывка из Доклада «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2008 году» исполняющего обязанности руководителя департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края С. В. Величко.

«…Краснодарский край является особым регионом России по разнообразию своего географического положения, природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, видов растительного и животного мира, качеству природных условий. Уникальность природных ресурсов имеет непосредственную потенциальную ценность для настоящего и будущего состояния всей страны.

В силу своих природных особенностей Краснодарский край играет важную роль не только в России, но и в мире, с точки зрения сохранения глобальных общественных благ, и оказывает существенные экологические услуги всей планете. Об этом свидетельствует решение Международного Олимпийского Комитета о проведении на территории края Зимней Олимпиады 2014 года. На территории края расположен Кавказский природный заповедник, отнесенный Юнеско к Всемирному природному наследию. Край обладает пока еще достаточным ассимиляционным потенциалом природной среды.

Вместе с тем, человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. При этом антропогенная деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется в трех взаимосвязанных формах: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, разрушение экосистем.

К сожалению, непродуманное, потребительское отношение к уникальным природным ресурсам края, характерное для последних десятилетий двадцатого века и продолжающееся в настоящее время, привело к значительному ухудшению качества окружающей среды.

Многие хозяйственные и ведомственные вопросы в настоящее время становятся социально–экологическими проблемами.

Концепция устойчивого развития, о которой так много говорят в последние десятилетия, тесно переплетается с концепциями глобальных общественных благ и развития человеческого потенциала. Осмысление глобальных общественных благ происходит в условиях нарастающего экологического кризиса – изменение климатических условий, резкое ухудшение качества среды обитания, дефицит питьевой воды и т. д., то есть все то, что значительно снижает уровень общественных благ.

Как показывает мировой и отечественный опыт, проекты и мероприятия экономического развития, даже приносящие быстрые и значительные выгоды, но осуществляемые без учета долгосрочных экологических последствий и сохранения критического природного капитала, оказываются убыточными. Очевидный экономический рост во многом может оказаться иллюзией из-за неспособности учитывать сокращение природного потенциала, который является основой для дальнейшего развития территории.

Безопасность — один из важнейших критериев социального развития, которое должно стать одновременно и устойчивым, и безопасным, обеспечивая тем самым выживание человека в условиях сохранения окружающей природной среды.

Конституция Российской Федерации закрепляет право своих граждан «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением».

Одной из основных гарантий экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и тенденциях изменения окружающей среды…»



4. Подведение итогов (выполнение творческой работы).


Домашнее задание: привести примеры особенностей природопользования Тихорецкого района

Свежие документы:  Тест по географии «Почва и почвенные ресурсы» 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: