Урок в 10 классе. Тема урока «Другие виды природных ресурсов»
Цель урока: ознакомление с альтернативными источниками энергии и основными рекреационными ресурсами мира.
Задачи урока:
Сформировать понятия «альтернативные источники энергии» и «рекреационные ресурсы»;
Познакомить с основными источниками альтернативной энергии и видами рекреационных ресурсов; выявить их географию;
Продолжить формирование географического мышления через решение проблемных ситуаций на уроке;
Формирование умений географического моделирования и прогнозирования, уметь применять на практике полученные знания.
Оборудование: политическая карта мира, учебники, атласы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – проект.
Ход урока:
Организационный:
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поздороваемся с ними. Садитесь.
Мы с вами изучаем раздел «География мировых природных ресурсов»
— с какими видами природных ресурсов мы уже познакомились?
(минеральные, водные, земельные, лесные)
— какие виды природных ресурсов мы будем изучать сегодня на уроке?
Слайд №1(альтернативные источники энергии и рекреационные ресурсы)
Запишите тему урока.
— что мы хотим узнать о данных природных ресурсах?
Слайд №2 (где находятся, как применяются, перспективы развития)
Первое с чем мы познакомимся – это альтернативные источники энергии
Слайд №3 Существуют традиционные и нетрадиционные (альтернативные) источники энергии. Что относится к традиционным источникам энергии? (топливные ресурсы, энергия воды и атомная энергия)
— Почему они относятся к традиционным? (давно используются человеком)
— какие источники энергии относятся к нетрадиционным? Перечислите их. (энергия Солнца, ветра, тепло Земли, приливная энергия)
— почему их называют нетрадиционными или альтернативными?
(недостаточно изучены, могут быть использованы, когда будут исчерпаны традиционные источники энергии)
Все традиционные электростанции вырабатывают более 99% от всей мировой энергии, альтернативные электростанции – менее 1%. Давайте познакомимся с альтернативными источниками энергии, определим факторы, влияющие на их размещение, узнаем в каких странах они развиты. Послушаем сообщения, запишем в тетрадь определения и страны, в которых данный вид электростанций развит. (Слушают и записывают).
Слайд № 4,5 СЭС;
Слайд № 6,7 ГеоЭС
Слайд № 8,9 ВЭС;
Слайд №10,11 ПЭC;
Вывод:
Отрасль альтернативной энергетики находится на этапе становления и является очень перспективной, поскольку снижает зависимость человека от исчерпаемых источников минерального топлива.
Слайд № 12 Рекреационные ресурсы:
Познакомимся с рекреационными ресурсами мира.
— Как вы понимаете, что значит рекреационные ресурсы мира? (рекреационные ресурсы – это природные и антропогенные объекты, которые обладают такими свойствами, как уникальность, историческая или художественная ценность, оздоровительная значимость).
В последние десятилетия значение этих ресурсов возросло. Это связано с тем, что человек перестал трудиться ради выживания, а начал думать об отдыхе, где определенное место заняли путешествия. Этот вид отдыха стал именоваться туризмом. Туристы есть везде, возник даже слайд № 13 «туристический бум». Видов рекреационных ресурсов много. Их можно объединить в две группы: естественные и искусственные. слайд №14 Рассмотрите, пожалуйста, схему. Давайте вместе дополним ее примерами.
Задание: выбрать на столе учителя вид рекреационных ресурсов, из заранее заготовленных формулировок и картинок изготовить рекламный проспект. На выполнение задания 7-10 мин. Затем проведем самозащиту (взаимопроверку, если мало времени) и оформим рекламную папку. (выполняют и защищают)
Приморские – слайд № 15;
Озерные – слайд № 16;
Горные – слайд № 17
Лечебно-санаторные – слайд № 18;
Историко-культурные – слайд № 19- 22;
Национальные парки – слайд № 23.
Слайд № 24 Вывод: современный образ жизни привел к «туристическому буму». Туристы посещают различные страны мира. Рекреационные ресурсы образуют не только природные, но и антропогенные объекты.
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Покажите пальцами оценку, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете.
Спасибо! Я с вами согласна (или не согласна).
А теперь большими пальцем руки покажите, понравился вам урок или нет. (вверх – понравился, вниз – не понравился). Спасибо!
Слайд № 25 Домашнее задание: написать эссе на тему «Где бы я хотел(а) отдохнуть?»
Слайд № 26 Спасибо за урок!