Конспект урока по Географии «Географическое положение Нижегородской области. Его влияние на природу и хозяйство» 8 класс


Тема урока: Географическое положение

Нижегородской области.

Его влияние на природу и хозяйство.


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Традиционная.

Дидактическая цель: Изучить особенности географического положения Нижегородской области

Задачи урока:

  1. Образовательные: Способствовать формированию представлений о географическом положении Нижегородской области и его влияния на природу и хозяйство.

  2. Развивающиеся: Развивать умения сравнивать, давать оценку, обобщать, анализировать. Продолжить формирование умений работать с картой, таблицей, схемой.

  3. Воспитательная: Воспитание чувства патриотизма, гордости за свой край.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация темы урока.

С сегодняшнего дня, мы начинаем изучать географию нашей области, того края, где вы родились и выросли. Именно с земли Нижегородской для вас началась Родина. Куда бы не увела вас жизнь, вы будете помнить свой край. Нам есть чем гордиться. Еще в начале 40-х г.г. прошлого века побывав в Горьком (так назывался наш областной центр) А.Н. Толстой сказал, что «Горьковский край-это целое государство с тысячью заводов и фабрик, со знаменитыми своим кустарным производством селами, с необозримыми лесами и рыбными реками. Здесь своя сталь, своя бумага, свое химическое производство. Здесь делают пароходы, баржи, землечерпалки, авиационные моторы, автомобили и грузовики, химические инструменты, всякую необходимую мелочь, художественную и бытовую утварь».

Нижегородский край неоднократно оказывался в центре исторических событий. Нижегородцы участвовали в освобождении Руси от татарского ига, народное ополчение спасло Москву и страну от нашествия польских панов. Большой вклад внесли нижегородцы в победу над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Много замечательных людей прославили Россию и среди них немало нижегородцев: это механик Н.И. Кулибин, математик Н.И.Лобачевский, физиолог И.М.Сеченов, критик Н.А.Добролюбов, композитор М.А. Балакирев, писатель А.М.Горький, летчик В.П.Чкалов и многие другие.


3.Изучение нового материала.

1.Историческая справка.

Учитель акцентирует внимание учащихся на историю образования Нижегородской губернии.

Вопрос для учащихся: Когда и кем был основан Нижний Новгород?

(Нижний Новгород был основан великим князем Юрием Всеволодовичем в 1221 г.)

Учащиеся находят Нижний Новгород на карте и определяют его географические координаты. (56 с.ш., 44 в.д.)

Вопрос для учащихся: Какую роль играл Нижний Новгород в истории страны?

(Нижний Новгород стал важным форпостом в защите Северо–Восточных границ Руси. Кроме того, Нижний Новгород был одним из важных центров торговли и ремесла).


Учитель сообщает, что Нижегородская губерния, как самостоятельная административная территория была образована в результате реформы проверенной Екатериной 2 во второй половине 18 века. С тех пор границы губернии не менялись до 1922 года. Когда в состав вошли Варнавинский и Ветлужский уезды (в 1929году был образован Нижегородский край, в который вошли Нижегородская, Вятская губернии и три автономных республики Марийская, Удмуртская, Чувашская и Муромский округ). В 1932 году Н.Новгород был переименован в город Горький. В 1960 году к Горьковской области присоединился Шарангский район. В октябре 1990 года нашей области и областному центру возвращены их исторические названия. В 1993 году в состав Нижегородской области вошел Сокольский район, входивший в состав Ивановской области.

Нижегородская губерния образовалась по реформе Екатерины II во второй половине 18 века. С 1932 по 1990г. город назывался Горький.


  1. Физико-географическое положение Нижегородской области:

а) Географическое положение Нижегородской области.

Вопрос для учащихся: Как определить географическое положение Нижегородской

области?

(Для определения географического положения необходимо определить на каком материке и в какой его части находится Нижегородская область, в какой части страны, определить положение области относительно крупных природных объектов: гор, равнин, морей и др.)

Вопрос для учащихся: Используя карты атласа, определите географическое

положение Нижегородской области?

Учащиеся, работая в парах, определяют географическое положение области. Один из учеников отвечает у доски. Учащиеся выясняют, что Нижегородская область расположена:

— на материке Евразия, в западной части;

— на западе России;

— в центре Восточно-Европейской равнины;

— в умеренных широтах.

Вопрос для учащихся: Как географическое положение влияет на жизнь и

хозяйственную деятельность человека?

На основе логических рассуждений учащиеся (если необходимо, то с помощью учителя) делают вывод: Нижегородская область расположена на равнине, в умеренных широтах значит это создает благоприятные условия для жизни и хозяй- ственной деятельности людей.


Б) Практическая работа.

Тема: «Обозначение на контурной карте границ Нижегородской области, соседних областей и республик, отдельных районов».

Задание для учащихся:

1.Обозначить на контурной карте границы Нижегородской области, соседние области и республики, пограничные районы, район в котором вы живете.

2.По картам атласа определить расстояние Нижегородской области с севера на юг и с запада на восток.

Учащиеся обозначают границы Нижегородской области и определяют, что область граничит с Кировской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской областями и тремя республиками: Марий-Эл, Чувашией, Мордовией.

Учащиеся определяют протяженность области с севера на юг — 400 км, с запада на восток – 280 км и записывают данные в тетрадь.


В) Оценка географического положения Нижегородской области.

Учитель предлагает учащимся оценить географическое положение Нижегородской области не только с точки зрения физико-географического, но и экономико-географического, геополитического положения области.

В процессе работы учащимся предлагается заполнить таблицу «Положительные и отрицательные черты географического положения Нижегородской области».


Положительные черты

Отрицательные черты

1.Область расположена в центре европейской части России, наиболее освоенной, богатой квалифицированными кадрами.

1.Область расположена далеко от основных топливно-энергетических и сырьевых баз.

2.Область расположена в умеренных широтах, т.е. климат благоприятный.

2.Область расположена далеко от морей и океанов.

3.Область расположена на пересечении транспортных магистралей.


4.По территории области протекает река Волга, которая связывает ее с морями, омывающими Россию, другими регионами.


5.Область расположена далеко от государственных границ, т.е. имеет выгодное военно-стратегическое положение.




Учащиеся делают вывод: Географическое положение Нижегородской области в целом благоприятно для жизни людей, для развития промышленности, для выращивания сельскохозяйственных культур умеренного пояса.

  1. Административное деление Нижегородской области.

Учитель сообщает, что Нижегородская область входит в состав Приволжского федерального округа, центром которого является Нижний Новгород. Нижегородская область включает 48 административных районов и 28 городов областного и районного подчинения.

Под руководством учителя учащиеся составляют кластер.



Учащиеся отвечают на вопросы:

1.В каком районе мы живем?

( Мы живем в Шатковском районе, в селе Силино).

2.Какие районы являются соседями Шатковского района?

(Соседями Шатковского района являются: Арзамасский, Вадский, Перевозский, Бутурлинский, Гагинский, Лукояновский и Первомайский районы.)

3.Назовите близко расположенные города.

(Близкорасположенные города: г.Лукоянов, г.Арзамас).

Учащиеся отмечают на контурных картах границы Шатковского района, соседние районы, близкорасположенные города.


  1. Закрепление изученного материала.


1.Учащимся раздаются карточки-задания.

-Спишите предложение и вставьте пропущенные слова:

Нижегородская область расположена на материке ………………., в центре …………………………………… равнины, в области ………………………………………………. климата.

-Нижегородская область входит в состав ……………………. Федерального округа.

2.Вопрос: Покажите по карте границы Нижегородской области, назовите соседние области и республики.


5.Подведение итогов урока.


1.Что узнали на уроке?

2.Выставление оценок.


6.Организация домашнего задания.

1.Страница 6-11, ответить на вопросы.

2.Составить эссе на тему: « Перенос столицы России из Москвы в Нижний Новгород: за и против».


















Свежие документы:  Конспект урока по теме «Энергетика России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: