Конспект урока по Географии «Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта»


Тема: «Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта».

Цели и задачи: Познакомить с новым понятием – градусная сеть, меридиан, параллель; начать формировать умения определять направления по меридианам и параллелям; формировать умение определять широту географического объекта; продолжить отрабатывать навык работы с картой, способствовать воспитанию взаимопомощи.

Средства обучения: физическая карта полушарий, контурная карта, учебник, ПК.

Методы обучения: беседа, рассказ, работа с картой, практические задания по карте

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

-Добрый день! Мне приятно видеть вас в кабинете географии. На прошлом уроке мы говорили об экваторе, параллелях, меридианах, градусной сетке на глобусах и картах.

-Чему мы учились?

(Мы учились определять величину меридиана и параллелей; определять в каком полушарии находится объект; взаиморасположение географических объектов на картах атласа)

— Правильно. Сегодня мы продолжим разговор географической карте. Каждый из вас на уроке постарается самостоятельно открыть новые знания для самих себя. Вы хотите этого? (Да!)

-Нам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!


II. Актуализация знаний.

Фронтальная форма работы, работа в парах.

— Прежде, чем приступить к изучению новой темы, вспомним, что такое экватор?

(Экватор — условная линия, проведённая на поверхности Земли, на равном расстоянии от северного и южного полюсов. Это самая большая параллель.)

-Покажите друг другу экватор на физической карте полушарий в атласах.

-Что вы знаете о параллелях?

(Параллель — воображаемая линия на поверхности Земли, проведённая на одинаковом расстоянии от экватора. Показывает направление с запада на восток. Её величина уменьшается от экватора к полюсам.)

-Через сколько градусов проведены параллели у вас на физической карте полушарий?

Что вы знаете о меридианах?

(Меридиан — условная линия, проведённая на поверхности Земли, кратчайшим путём между северным и южным полюсами. Показывает направление с севера на юг.)

-Через сколько градусов проведены меридианы у вас в атласах на физической карте полушарий?

Каковы признаки меридианов? — Признаки параллелей? — Что является границей Северного и Южного полушарий? (линия экватора) — Границы Западного и Восточного полушарий?(нулевой меридиан и 180 меридиан)

-Итак, какие знания и умения мы повторили?

(Повторили что такое экватор, параллели, меридианы, их основные свойства, определяли в каком полушарии находятся материки.)

-Теперь попробуйте выполнить следующее задание. Определите географическую широту г. Москвы. — Кто не смог, в чем у вас затруднения?

Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смеси»

(Мы не можем определить, т.к. мы не знаем последовательности действий при определении географической широты.)

III. Изложение нового материала.

— В таком случае, цель наших дальнейших действий выстроить алгоритм для определения географической широты. Какая же будет тема урока?

(Определение географической широты).

— Запишем тему урока в тетрадь. — Как вы думаете, что будет ориентиром в нашей работе?

(Определение географической широты г. Москвы).

— Что нам поможет в работе? (Знание о географической широте, учебник, атлас).

— Давайте внимательно рассмотрим параллели. Найдите, где на карте подписывают каждую параллель, проставляют градусы? (на нулевом меридиане)

— Градусы обозначают географическую широту, то есть удаление точки от экватора, к северу или югу.

-Какова широта экватора? (нулевая, т.е. ноль). Через сколько градусов проведены параллели на физической карте полушарий? (Через 10º).

-На экваторе начинается отсчёт широт. Все северные параллели означают северные широты, а параллели, расположенные южнее экватора, называются южные. Любые объекты, если они находятся в северном полушарии, имеют северную широту. Если искомую точку мы обнаруживаем на карте в южном полушарии, значит широту она имеет южную. Давайте назовём точки, у которых географическая широта самая большая, максимальная.

(Это полюса Земли. 90 с.ш. – широта Северного полюса Земли, у Южного полюса – 90 ю.ш.)

-Итак, о чём говорят нам данные географической широты любой точки?

(географическая широта показывает, как удалена точка от экватора, в каком направлении и на сколько градусов)

— Тогда попробуйте определить географическую широту г.Магадана (60 с.ш.)

— Давайте постараемся вместе выстроить (и записать в тетрадь) последовательность действий для определения географической широты на примере г.Магадана

Способ определения географической широты.

    1. Найти географический объект на карте.

    2. Определить в каком направлении от экватора находится этот объект.

    3. Определить широту параллели, на которой находится этот объект.

    4. Записать полученный результат: …º (северной), (южной) широты.

— Скажите, можно ли теперь утверждать, что вы можете определить географическую широту любого географического объекта?

(Нет, нам необходимо потренироваться.)


  1. Закрепление

Фронтальная форма работы:

Прежде чем приступить к тренировочным упражнениям, давайте ещё раз вспомним:

  1. Что такое параллель?

  2. Назовите самую длинную параллель (экватор)

  3. Как изменяется длина параллелей от экватора к полюсам? (уменьшается)

  4. Чему равна длина экватора?(40 000 км.)

  5. Чему равна параллель? (различной длины)

  6. Чем определяется географическая широта? (по параллели в градусах)

  7. Географическая широта бывает:… (северная и южная)

  8. Приведите пример городов, находящихся в северной широте.

  9. Приведите пример городов, находящихся в южной широте.

Парная форма работы:

-Я предлагаю вам тренировочное задание. Постарайтесь выполнить его, проговаривая друг другу, каждый шаг ваших действий. Полученный результат запишите в тетрадь.

1. Определить, по физической карте полушарий, географическую широту города Санкт-Петербурга. (Учащиеся проговаривают друг другу каждый шаг, ответ записывают в тетрадь. Затем, один ученик проговаривает вслух)

1. г. Санкт-Петербург находится на материке Евразия;

2. к северу от экватора;

3. параллель, на которой находится город, равна 60 º;

4. географическая широта г. Санкт-Петербурга равна 60º с.ш.

— С определением географической широты объектов, расположенных на параллелях, вы справились хорошо. Но чаще бывает так, что географические объекты находятся между параллелями. Как определить географическую широту в таких случаях? Попробуйте теперь определить по физической карте России географическую широту города Москвы. Обратите внимание, чем это задание отличается от предыдущих?

(Город Москва расположен между параллелями 50º и 60º). ).

— Для правильного решения, ещё раз вспомните: чему равна цена одного деления рамки карты (10º) . Полученный результат запишите в тетрадь и приговорите с места алгоритм действий:

1. г. Москва находится на материке Евразия;

2. к северу от экватора;

3. ближайшая к городу параллель со стороны экватора равна 50º;

4. определить число градусов от этой параллели до объекта (6º);

5. прибавить получившееся число к широте параллели (50º + 6º = 56º);

6. географическая широта г. Москвы равна 56º с.ш.

— А теперь можно утверждать, что вы можете определить географическую широту любого географического объекта? Тогда я предлагаю вам поработать самостоятельно.

Самостоятельная форма работы:


По физической карте мира определите географические координаты:

а) городов: Париж (48 ºс.ш.) Вашингтона (39 ºс.ш.) и Владивостока(43º с.ш.)

б) вулкана: Ключевская Сопка (57 ºс.ш.)


После выполнения работы обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга, обсудив полученные результаты.

А теперь определите географический объект по географической широте:52º ю.ш.

(Ученики, рассматривая разные карты, говорят о том, что этот объект находится в южном полушарии, перечисляют острова, материки, океаны, страны и т.д)

— Как вы полагаете, можно ли зная географическую широту определённого объекта, определить его точное месторасположение?

(Нет, так как на одной параллели может находиться множество объектов, имеющих одинаковую географическую широту)

— Правильно. И это будет темой следующего урока. Мы постараемся научиться определять точное месторасположение объектов. Определять географические координаты.


  1. Подведение итогов:

А пока подведём итог нашей сегодняшней работы:

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какое затруднение вы испытывали?

— Как вы смогли его преодолеть?

— Смогли ли вы сделать шаг вперёд?

-Какая была цель урока?

-Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?



  1. Домашнее задание:

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

1. Учебник §13.

2. Определите географическую широту трёх любых объектов по картам атласа и нанести их на контурной карте.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: