Конспект урока по географии в 6 классе «Жизнь в океане»





ГБС(К)ОУ ШИ III вида г. Тихорецка

Краснодарского края











Конспект урока по географии
в 6 классе

«Жизнь в океане»





подготовила

учитель географии, дефектолог

Балакирева Ольга Юрьевна















г. Тихорецк

2011



ТЕМА: «Жизнь в океане»

Цель: Продолжить формирование у учащихся знаний об организмах, населяющих Землю.

Задачи: 1. Познакомить учащихся о распределении живых организмов в океане в зависимости от его глубины и географической широты места.

2. Рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.

3. Продолжить формирование умения работать с картами, схемами, учебниками.

Работать над фразовой речью, ввести новые термины в активный словарь учащихся.

4. Побуждать учащихся к пониманию красоты Мирового океана и его обитателей.

Пропедевтика экологических знаний.

Оборудование: карты, рисунки, учебники, книги, карточки, схемы, компьютер.

Словарь: планктон, нектон, бентос, акватория, загрязнение акватории океана, нефтяная плёнка.

Ход работы.

1.Организационный момент: Здравствуйте, садитесь!

Все одели аппараты?

Сегодня у нас на уроке гости.

Старайтесь, как всегда следить за своей речью,

слушать внимательно.

2.Речевая работа.

У — Сегодня дежурные звуки « З» и «С».

Давайте прочитаем слова.

Д — Биосфера, организм, поверхность, газ, воздух.

У — Ребята, послушайте внимательно и повторите, правильно произнесите звуки «с», «з».

Д-Биосфера Земли, морской организм, земная поверхность, углекислый газ, сухой воздух.

У — Хорошо, а теперь прочитайте предложения про себя. Алёна, прочитай вслух. Д – Земля — планета Солнечной системы. У — А теперь придумайте предложения с этим словом.

Д – Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.

Атмосфера предохраняет нашу планету от перегревания и охлаждения.


3. Повторение изученного (фронтально).

У — Ребята, давайте повторим, что мы знаем о Мировом океане.

Что такое Мировой океан?

Д — Мировой океан – непрерывный водный массив, окружающий материки.

У — А что такое шельф?

Д – Шельф — это подводная окраина материков.

У — Какова глубина шельфа?

Д — Глубина шельфа не более 200 м.

У — Покажите на карте.

Как это называется?

Д — Шельф.

У — Сегодня мы более подробно изучим животный и растительный мир океанов и морей. Познакомимся с распределением живых организмов в океане и узнаем, что ему угрожает.

Мы будем читать, заполнять схему, работать с картой, играть. Вы прочитаете сообщения об обитателях Мирового океана.

Свежие документы:  Урок географии для 8 класса "Климатообразующие факторы"



4. Работа над темой урока.

У — Тема сегодняшнего урока «Жизнь в океане». Дима, прочитай.

Д — Жизнь в океане.

У — Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов растений. Посмотрите на схему на доске. На ней изображены глубины океана ( 0,100, дно), солнышко и его лучики. Почему они так нарисованы вы узнаете во время урока. Для начала давайте вспомним, какие морские организмы вы знаете?

Д — Киты, тюлени, осьминоги, медузы, морские черепахи, дельфины, рыбы, морские звёзды.

У — Молодцы, а ещё есть кораллы, зелёные водоросли, красные водоросли, бурые водоросли, криль, актинии, электрические скаты, кальмары.

Я неспроста так прикрепила картинки на доске, оказывается распределение жизни в Мировом океане неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана — шельф. (Обозначить на схеме.)

— А как вы думаете почему?

Д — Здесь вода хорошо освещается, прогревается, богата кислородом.

У — Так вот, ребята, все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы : планктон, нектон, бентос. Обратимся к словарю, давайте прочитаем.

Д-Планктон, нектон, бентос, загрязнение океана, нефтяная пленка.

У — Что называется планктоном?

Д – Планктон — это мельчайшие растительные и животные организмы.

У — Посмотрим на схему, какие живые организмы его составляют?

Д — Планктон — зеленые водоросли, криль, медузы.

У — За ним идёт нектон. Что такое нектон?

Д — Нектон — активно передвигающиеся морские животные.

У — Посмотрим на схему. Какие живые организма его составляют?

Д — Нектон — рыбы, киты, тюлени, осьминоги, кальмары, дельфины, морские черепахи.

У — За ним идёт бентос. Что такое бентос?

Д – Бентос — организмы, живущие на дне.

У — Какие живые организмы его составляют?

Д – Бентос — кораллы, морские звёзды, актинии, электрические скаты, красные водоросли, бурые водоросли.

У — Полярные воды бедны планктоном из-за низких температур и длинной, полярной ночи. Наибольшее количество планктона наблюдается в умеренных поясах летом, в тропическом поясе оно опять уменьшается из-за высокой солёности и температуры воды. (Показ на карте)

Откройте учебник на странице 151, Алёна, прочитай 3 вопрос.

Д — В каком поясе освещённости Земли наилучшие условия для развития морских организмов?

У — Найдите ответ на странице 150.

Свежие документы:  Программа личностного развития учащихся 5 классов через систему обучения и воспитания в кружке «Юный следопыт»

Д — Умеренные пояса Земли — самые рыбные районы Мирового океана.

У — Половину Мирового улова рыбы даёт Тихий океан. Продолжите предложение: Тихий океан — это…

Д — это самый глубокий и самый большой океан на Земле.



5. Закрепление материала. Компьютерная презентация.

У — А кого ещё вы знаете?

Д – Акула.

У – Акула, к какой группе относится? Прикрепи картинку.

Д – Акула относится к группе нектон.

(Игра « Собери картинку»- для слабых учащихся)



6. Чтение сообщений.

У — На дом я вам задавала подобрать в школьной библиотеке материал о самых удивительных обитателях Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом слайдов) Компьютерная презентация.



7.Работа с тетрадью.

У – Откройте тетради, запишите тему урока, словарь, обозначьте на схеме группы обитателей океана.



8. Рассказ о загрязнение океана.

Компьютерная презентация.

У — Хозяйственная деятельность человека в океане приводит к загрязнению его акваторий.

Прочитайте в словаре, что такое акватория?

Д – Акватория — водный участок.

У — Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. ( Серый тюлень попал в нефтяное загрязнение, у него нет шансов на выживание.) Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но, и для обитающих на побережье птиц. (Нефть склеивает перья и шерсть морских обитателей, они теряют водоотталкивающие свойства, и животные погибают.)

Один грамм разлившейся нефти может затянуть плёнкой 10м2 водной поверхности.

Демонстрация опыта (в стакан с водой добавляется капля нефти).

— Как это плёнка называется?

Д – Нефтяная плёнка.

У — А какие моря омывают Краснодарский край? Покажите.

Д — Чёрное море, Азовское море.

У — В Чёрном и Азовском морях есть млекопитающие и рыбы, которые охраняются и занесены в Красную книгу.

— Костя, прочитай.

Компьютерная презентация.

Д — Черноморская афалина, осётр атлантический, угорь, черноморский лосось.

У — Если загрязнение океана будет продолжаться, то погибнут все его обитатели: рыбы, млекопитающие, водоросли, кораллы. Океан станет безжизненным.

А что можете сделать вы для охраны океана?

Д — Выбрасывать мусор в урны, закрывать кран, мальчики дома должны следить за автомобилем, чтобы не было утечки бензина, масла.



9.Итог урока.

У — Наш урок подходит к концу. Подведем итог.

О чём мы сегодня говорили?

Д — Сегодня мы говорили о животном и растительном мире океана, о загрязнение акватории океана.

Свежие документы:  Конспект с презентацией по кубановедению в 8 классе «Дню освобождения ст.Тбилисской от немецко-фашистских захватчиков посвящается»

У — Какие новые слова, выражения вы узнали?

Д — Планктон, нектон, бентос, акватория, загрязнение акватории океана, нефтяная плёнка.

У – Что Вам понравилось, запомнилось?

Д – Понравилась игра, картинки, опыт, схема на доске.

У — Молодцы! Сегодня, Эля получает оценку …, Дима …, Костя …, Алёна …, Маша …

Д/З § 40, ответить на вопросы.



























































Список использованной литературы


  1. Н.В. Болотникова. География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии. Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Н.Н. Петрова. География. 6 класс. Начальный курс. М.: Дрофа, 2008.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Компьютерная презентация.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: