ГБС(К)ОУ ШИ I—II вида г. Тихорецка
Краснодарского края
Конспект урока по географии
в 6 классе
«Жизнь в океане»
подготовила
учитель географии, дефектолог
Балакирева Ольга Юрьевна
г. Тихорецк
2011
ТЕМА: «Жизнь в океане»
Цель: Продолжить формирование у учащихся знаний об организмах, населяющих Землю.
Задачи: 1. Познакомить учащихся о распределении живых организмов в океане в зависимости от его глубины и географической широты места.
2. Рассказать учащимся о факторах загрязнения океанов и объяснить необходимость его охраны и защиты.
3. Продолжить формирование умения работать с картами, схемами, учебниками.
Работать над фразовой речью, ввести новые термины в активный словарь учащихся.
4. Побуждать учащихся к пониманию красоты Мирового океана и его обитателей.
Пропедевтика экологических знаний.
Оборудование: карты, рисунки, учебники, книги, карточки, схемы, компьютер.
Словарь: планктон, нектон, бентос, акватория, загрязнение акватории океана, нефтяная плёнка.
Ход работы.
1.Организационный момент: — Здравствуйте, садитесь!
— Все одели аппараты?
— Сегодня у нас на уроке гости.
— Старайтесь, как всегда следить за своей речью,
слушать внимательно.
2.Речевая работа.
У — Сегодня дежурные звуки « З» и «С».
Давайте прочитаем слова.
Д — Биосфера, организм, поверхность, газ, воздух.
У — Ребята, послушайте внимательно и повторите, правильно произнесите звуки «с», «з».
Д-Биосфера Земли, морской организм, земная поверхность, углекислый газ, сухой воздух.
У — Хорошо, а теперь прочитайте предложения про себя. Алёна, прочитай вслух. Д – Земля — планета Солнечной системы. У — А теперь придумайте предложения с этим словом.
Д – Атмосфера — это воздушная оболочка Земли.
— Атмосфера предохраняет нашу планету от перегревания и охлаждения.
3. Повторение изученного (фронтально).
У — Ребята, давайте повторим, что мы знаем о Мировом океане.
— Что такое Мировой океан?
Д — Мировой океан – непрерывный водный массив, окружающий материки.
У — А что такое шельф?
Д – Шельф — это подводная окраина материков.
У — Какова глубина шельфа?
Д — Глубина шельфа не более 200 м.
У — Покажите на карте.
— Как это называется?
Д — Шельф.
У — Сегодня мы более подробно изучим животный и растительный мир океанов и морей. Познакомимся с распределением живых организмов в океане и узнаем, что ему угрожает.
Мы будем читать, заполнять схему, работать с картой, играть. Вы прочитаете сообщения об обитателях Мирового океана.
4. Работа над темой урока.
У — Тема сегодняшнего урока «Жизнь в океане». Дима, прочитай.
Д — Жизнь в океане.
У — Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов растений. Посмотрите на схему на доске. На ней изображены глубины океана ( 0,100, дно), солнышко и его лучики. Почему они так нарисованы вы узнаете во время урока. Для начала давайте вспомним, какие морские организмы вы знаете?
Д — Киты, тюлени, осьминоги, медузы, морские черепахи, дельфины, рыбы, морские звёзды.
У — Молодцы, а ещё есть кораллы, зелёные водоросли, красные водоросли, бурые водоросли, криль, актинии, электрические скаты, кальмары.
Я неспроста так прикрепила картинки на доске, оказывается распределение жизни в Мировом океане неравномерно. Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана — шельф. (Обозначить на схеме.)
— А как вы думаете почему?
Д — Здесь вода хорошо освещается, прогревается, богата кислородом.
У — Так вот, ребята, все организмы, живущие в океане, разделены на 3 группы : планктон, нектон, бентос. Обратимся к словарю, давайте прочитаем.
Д-Планктон, нектон, бентос, загрязнение океана, нефтяная пленка.
У — Что называется планктоном?
Д – Планктон — это мельчайшие растительные и животные организмы.
У — Посмотрим на схему, какие живые организмы его составляют?
Д — Планктон — зеленые водоросли, криль, медузы.
У — За ним идёт нектон. Что такое нектон?
Д — Нектон — активно передвигающиеся морские животные.
У — Посмотрим на схему. Какие живые организма его составляют?
Д — Нектон — рыбы, киты, тюлени, осьминоги, кальмары, дельфины, морские черепахи.
У — За ним идёт бентос. Что такое бентос?
Д – Бентос — организмы, живущие на дне.
У — Какие живые организмы его составляют?
Д – Бентос — кораллы, морские звёзды, актинии, электрические скаты, красные водоросли, бурые водоросли.
У — Полярные воды бедны планктоном из-за низких температур и длинной, полярной ночи. Наибольшее количество планктона наблюдается в умеренных поясах летом, в тропическом поясе оно опять уменьшается из-за высокой солёности и температуры воды. (Показ на карте)
Откройте учебник на странице 151, Алёна, прочитай 3 вопрос.
Д — В каком поясе освещённости Земли наилучшие условия для развития морских организмов?
У — Найдите ответ на странице 150.
Д — Умеренные пояса Земли — самые рыбные районы Мирового океана.
У — Половину Мирового улова рыбы даёт Тихий океан. Продолжите предложение: Тихий океан — это…
Д — это самый глубокий и самый большой океан на Земле.
5. Закрепление материала. Компьютерная презентация.
У — А кого ещё вы знаете?
Д – Акула.
У – Акула, к какой группе относится? Прикрепи картинку.
Д – Акула относится к группе нектон.
(Игра « Собери картинку»- для слабых учащихся)
6. Чтение сообщений.
У — На дом я вам задавала подобрать в школьной библиотеке материал о самых удивительных обитателях Мирового океана. (Выступления сопровождаются показом слайдов) Компьютерная презентация.
7.Работа с тетрадью.
У – Откройте тетради, запишите тему урока, словарь, обозначьте на схеме группы обитателей океана.
8. Рассказ о загрязнение океана.
Компьютерная презентация.
У — Хозяйственная деятельность человека в океане приводит к загрязнению его акваторий.
— Прочитайте в словаре, что такое акватория?
Д – Акватория — водный участок.
У — Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. ( Серый тюлень попал в нефтяное загрязнение, у него нет шансов на выживание.) Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но, и для обитающих на побережье птиц. (Нефть склеивает перья и шерсть морских обитателей, они теряют водоотталкивающие свойства, и животные погибают.)
Один грамм разлившейся нефти может затянуть плёнкой 10м2 водной поверхности.
Демонстрация опыта (в стакан с водой добавляется капля нефти).
— Как это плёнка называется?
Д – Нефтяная плёнка.
У — А какие моря омывают Краснодарский край? Покажите.
Д — Чёрное море, Азовское море.
У — В Чёрном и Азовском морях есть млекопитающие и рыбы, которые охраняются и занесены в Красную книгу.
— Костя, прочитай.
Компьютерная презентация.
Д — Черноморская афалина, осётр атлантический, угорь, черноморский лосось.
У — Если загрязнение океана будет продолжаться, то погибнут все его обитатели: рыбы, млекопитающие, водоросли, кораллы. Океан станет безжизненным.
А что можете сделать вы для охраны океана?
Д — Выбрасывать мусор в урны, закрывать кран, мальчики дома должны следить за автомобилем, чтобы не было утечки бензина, масла.
9.Итог урока.
У — Наш урок подходит к концу. Подведем итог.
О чём мы сегодня говорили?
Д — Сегодня мы говорили о животном и растительном мире океана, о загрязнение акватории океана.
У — Какие новые слова, выражения вы узнали?
Д — Планктон, нектон, бентос, акватория, загрязнение акватории океана, нефтяная плёнка.
У – Что Вам понравилось, запомнилось?
Д – Понравилась игра, картинки, опыт, схема на доске.
У — Молодцы! Сегодня, Эля получает оценку …, Дима …, Костя …, Алёна …, Маша …
Д/З § 40, ответить на вопросы.
Список использованной литературы
Н.В. Болотникова. География. 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии. Волгоград: Учитель, 2008.
Н.Н. Петрова. География. 6 класс. Начальный курс. М.: Дрофа, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Компьютерная презентация.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru