Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. С.К.Тока
с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского кожууна Республики Тыва
Разработка урока по географии Республики Тыва
для 8-го класса, тема:
(с применением ИКТ)
учитель географии
Тожу Сайзана Николаевна
2014 г.
Аннотация к работе
Урок по географии Республики Тыва проводится в традиционной форме с применением ИКТ. При проведении урока используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный, картографический материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий изучаемой темы, повышают уровень концентрации внимания школьников. Практическая значимость темы: полученные знания на уроке позволяют применить их в жизни, поможет определить исток и устье рек, направление, горная или равнинная река, посчитать падение и уклон реки.
Разработка урока по географии Республики Тыва для 8-го класса, тема:
«Внутренние воды Республики Тыва. Реки»
(с применением ИКТ)
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод Республики Тыва;
сформировать представление о реках Тувы и изучить крупнейшие речные системы Тувы;
определить зависимость рек Тувы от климата и рельефа.
Воспитательные:
формирование чувства гордости и любви к родной природе;
формирование экологического сознания учащихся.
Развивающие:
продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;
Оборудование: физическая карта России и Республики Тыва, компьютер, проектор, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала (Слайд 1)
ВОДА – у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая,
что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери
– Как вы догадались, поговорим мы сегодня о внутренних водах нашей республики. Тема нашего урока «Внутренние воды Республики Тыва. Реки» (Слайд 2). Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей республики – рек.
– Вода – один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
– В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится о. Гренландия.
– Основные источники пресной воды – внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.
– Какие виды внутренних вод вы знаете?
(После устного ответа показать слайд 3)
– Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы)
– Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы (Слайд 4).
– Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.
– В республике насчитывается 15329 больших и малых рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров (Слайд 5).
– Большинство рек принадлежит бассейну Улуг-Хема (Верхнего Енисея) и лишь реки юга относятся к бессточным впадинам Центральной Азии
(Слайд 6,7 ).
– Найдите эти реки на карте Республики Тыва.
Распределение рек по бассейнам
Бассейн р.Улуг-Хема: Каа-Хем, Бий-Хем, Элегест, Хемчик и т.д.
Бессточные впадины Центральной Азии: Тес-Хем, Хандагайты, Торгалыг, Каргы и т.д.
– Почему крупнейшие реки текут север? ( территория России имеет уклон к северу)
– Итак, рельеф влияет на направление течения.
– В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные (Слайд 7).
– Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. (Слайд 7)
– Каких рек больше в нашей республике? Вспомните тему «Рельеф Тувы».
– Примером одной из горных рек является река Кижи-Хем, Хемчик, Хам-Сыра, Балыктыг-Хем и т.д. (Слайды 8, 9)
– Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Примеры равнинных рек: нижнее течение рек Каа-Хем, Бий-Хем, Улуг-Хем.
– Кроме рельефа на внутренние воды влияет и климат. Он определяет густоту речной сети. (Слайд 10)
Густота речной сети – количество км рек на определенной территории.
– В Туве она составляет – около 0,46 км на кв. км. Наибольшая густота в восточной части – в Тоджинской котловине. Найдите на карте реку Бий-Хем и его притоки. (Хам-Сыра, Хут, Тапса). Наименьшая густота речной сети – это межгорные котловины центра, запада и юга. (Слайд 11)
– Найдите в Улуг-Хемской котловине р. Улуг-Хем и и его притоки. (Хемчик, Элегест, Эрбек).
– В Убсу-Нурской котловине самой крупной рекой является Тес-Хем.
– Почему густота речной сети разная? Какой вывод можно сделать? (Вывод – влияние климата, т.е. разное количество осадков).
– Реки это часть круговорота воды в природе, поэтому они должны постоянно пополняться водой. Что такое питание реки? (Это поступление в реку воды от источника питания). Почему у рек Тувы смешанное питание? (вывод – питание рек зависит от климата). (Слайд 12)
– Уровень воды в реке в течение года меняется. Что такое режим реки? Что такое половодье, межень, ледостав, ледоход? (Слайд 13)
– Тувинские писатели и поэты много пишут о реках Тувы. Представляю вам отрывок их книги Кызыл-Эник Кудажы «Поющий родник». (Слайд 13)
– О каком режиме реки говорится в этом отрывке? (Половодье)
– Почему Хемчик сравнивают с разоренным быком и необученным конем? (Хемчик – это типичная горная река с быстрым течением).
– Какие берега у Хемчика? (узкие)
– Что такое речная долина? (линейно вытянутое понижение)
– Какая долина у горных рек? (узкие)
– Признаки горной реки – пороги и водопады. Например Хутинский порог на реке Бий-Хем. (Слайд 14, 15,16)
– Для определения характера течения реки используют показатели: падение реки, уклон реки.
ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем (в метрах).
(Слайд 17)
Н = Н1 – Н2, где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья
– Величина падения влияет на другую важную характеристику.
1 задание (Слайд 18)
Определить падение рек Хемчик и Хам-Сыра
Решение:
Хемчик
Исток – Шапшальский хребет — 2256 м
Устье – р. Улуг-Хем – 508 м
Падение =2256 м – 508 м = 1748 м
Падение реки Хемчика – 1748 м
Хам-Сыра
Исток – слияние рек Соруг и Дотот — 2542 м
Устье – р. Бий-Хем – 1590 м
Падение =2542 м – 1590 м = 952 м
Падение реки Хам-Сыра – 952 м
УКЛОН – отношение падения реки (в см.) к ее длине (в км.)
(Слайд 19)
I = H : L, где
I – уклон реки
H — падение реки
L – длина реки
– Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки
2 задание (Слайд 20)
Определить уклон рек Хемчик и Хам-Сыра
Решение:
Хемчик
I – уклон реки;
H — падение реки Хемчик 1748 м ( 174800 см)
L – длина реки Хемчик 98 км
I =174800 см/98 км=1783 см/км
Хам-Сыра
I – уклон реки;
H — падение реки 952 м ( 95200 см)
L – длина реки Хам-Сыра 311 км
I=95200см/311км = 306 см/км
– Вот мы и с вами определили зависимость рек от рельефа и климата. Давайте сделаем вывод.
Зависимость рек от рельефа и климата: (Слайд 21)
Узкие речные долины
Весенне-летнее половодье
Ледостав
Пороги в русле рек
Смешанное питание
Неравномерная густота речной сети
Высокая скорость течения
– Реки Тувы горные, быстрые, обладают большой энергией, которую человек использует для получения электроэнергии. Напаример в Монгун-Тайгинском кожууне работает малая гидроэлектростанция (ГЭС). (Слайд 29)
III. Закрепление
Задание 1. (Слайд 30)
Найти ошибку: река Хемчик берет начало с Восточного Тану-Ола и впадает в Бий-Хем.
Исправить, показать на карте, сказать значение реки, к какому бассейну относится.
Задание 2.
Найти ошибку: река Каа-Хем берет начало с Восточных Саян и впадает в Бий-Хем.
Исправить, показать на карте, сказать значение реки, к какому бассейну относится.
Домашнее задание: c. 40-45 прочитать. (Слайд 31)
На контурной карте отметить реки Тувы.
Задание для удовольствия – легенды про озера Тувы.
Список использованной литературы
К.О. Шактаржик, А.Ч. Кынгылдай, О.С. Дамдын. «География Республики Тыва». К.: Тувинское книжное издательство, 2005 г.
Е.А. Жижина, поурочные разработки по географии. 8 класс. Природа России. М.: «ВАКО», 2005 г.
Н.А. Никитина, поурочные разработки по географии. 6 класс. Физическая география. М.: «ВАКО», 2005 г.
Интернет www.yandex.ru