Конспект урока по Географии «Землетрясения» 5 класс


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


ФИО (полностью)

Попова Ольга Юрьевна

Место работы

МАОУ СОШ №11 г. Балаково Саратовской области

Должность

Учитель

Предмет

Географии

Класс

5 класс

Тема и номер урока в теме

Землетрясения. №1

Базовый учебник


География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся ОУ/ А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова.-: Вентана-граф, 2013 г



  1. Цель урока: Углубление знаний учащихся о движениях земной коры — землетрясениях


  1. Задачи:

Общеобразовательная: сформировать знания о быстрых движениях земной коры — землетрясениях, рассмотреть причины их возникновения, последствия и районы распространения землетрясений и цунами, обсудить вопрос изучения землетрясений.


Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, текстом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.


Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.


  1. Тип урока Урок открытия новых знаний


  1. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная и групповая



  1. Необходимое техническое оборудование: подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска


  1. Структура и ход урока



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационно-мотивационные момент

1. Проверка готовности обучающихся к уроку





Перекличка по журналу





— Показ фрагмента №1 – сообщение о землетрясении в Индонезии


— Как вы думаете, какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, (на слайде №2 — фото землетрясения)






Назовите тему урока.


Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал




Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока.

(Приём Знаю – Хочу знать — Узнал)

1.Просматривают фрагмент



2..Просматривают фото землетрясений (слайд №2)

3. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

С помощью ключевых слов, определяют тему урока, цели. (Слайд 3)


Тема урока: «Землетрясения»


4. В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме).




5. Обсуждают полученные результаты.


6. Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.




Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.



осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


— выдвигать предположения



— систематизировать информацию до её изучения







— представлять информацию в виде таблицы



актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры.


Регулятивные УУД:

— определять цель учебной деятельности

— определять степень успешности выполнения работы


Познавательные УУД:

— выдвигать предположения

— систематизировать информацию до её изучения

— представлять информацию в виде таблицы

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Осмысление

1 этап.

Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. (с. 94-95) Вопросы на слайде:

— 1 группа – Что такое землетрясение?

— 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76)

— 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76)

— 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения?

5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76)

— 6 группа — Как оценивают силу землетрясения? (рис. 77)

(Приём мозаика)














2 этап

Предлагает посмотреть видеоролик о примерах землетрясений (фрагмент №2) и записать их в тетрадь.










3 этап

Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ. (Сравнить рис. 69 и 78 )

(Приём прогнозирования)








4 этап

Предлагает провести филологическое расследование, касающееся слова «ЦУНАМИ»

Фрагмент 3 «Образование волн цунами»






5 этап

Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении и угрозе цунами с помощью предложенного на слайде рисунка.

От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик.

На слайдах появляются ответы:

— 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

— 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.

— 3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.

— 4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.

— 5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.

— 6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.


Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений.

Обсуждают полученные результаты коллективно.

На слайдах появляются ответы:

— трещины, провалы, уступы;

— цунами;

-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;

— пожары;

— гибель людей


На основе фрагмента каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами.

На слайде появляется общий прогноз:

Землетрясения и цунами следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна.


Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

– – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

После прочтения текста заполняют таблицу.

Обсуждают результаты работы.

На слайде: сейсмограф и сейсмолог.

Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради.

Правила появляются на слайде:

  • Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.

  • Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

  • Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте — дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.

  • Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!

  • Не пользуйтесь лифтом!

  • Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.

осознавать свои интересы, цели;

— осознавать свои эмоции:

— осознавать новые социальные роли и правила.


— знать понятия по теме;

— знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения;

— получить представление о профессии сейсмолога;

— знать правила безопасного поведения при землетрясении.


Регулятивные УУД:

выдвигать версии;

— выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

— оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.


Познавательные УУД:

находить достоверную информацию

— владеть смысловым чтением;

соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

— анализировать и обобщать;

— делать выводы;

— представлять информацию в виде текста, таблицы.


Коммуникативные УУД:

— уметь слушать, слышать и понимать партнёра;

— различать в речи другого доказательства, факты;

— организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

— уметь правильно выражать свои мысли в речи;

— управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Рефлексия

Организует рефлексию.

  1. Предлагает заполнить 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать — Узнал».

  2. Предлагает обменяться новой информацией.



  1. Предлагает подвести итог урока – составить синквейн (приём письменной релаксации) на тему «Землетрясения»

На слайде: Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

  1. Предлагает ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии): — Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока?

— Что на уроке показалось вам интересным?

— Что вызвало затруднения?

  1. Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.




  1. Учащиеся заполняют 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать — Узнал».


  1. Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

  2. Учащиеся составляют синквейн на тему «Землетрясения».

На слайде синквейн:

Землетрясение

Грозное, разрушительное

Сотрясает, пугает, сокрушает

Непредсказуемо возникает.

Катастрофа!










  1. Учащиеся отвечают на вопросы.






Домашнее задание:

— параграф.25, раб.тет.с.60-61.

-творческое задание:

— Подготовьте письмо жителям Японии, с целью развития чувства сопереживания, поддержки в трудную минуту.

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


углубить знания о движениях земной коры;

— объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог»

— сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений

— описывать последствия землетрясений разной силы.

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

— выстраивание логической цепочки рассуждения;

— рефлексия способов и условий действий.


Коммуникативные УУД:

— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: