Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности




ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

















«Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности»






Выполнен Бочаровой В. В.,

учителем ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро







2012 год

1. Введение

В 2009 году я начала исследование по теме «Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности».

Имея уже достаточный опыт преподавания географии, я заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования, в этот период формируются базовые знания по предмету. Отсюда знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие.

Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 22 % учащихся. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, я сделала вывод (согласно проведённой анкете), что 78 % учащиеся 6-9 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, иностранный язык и другие. Анкетирование обучающихся показало, что учащиеся географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, особенно желающему быть успешным и считающему себя культурным. Раздвигаются границы территорий, велико взаимовлияние экономических отношений между странами, общее участие всего человечества в решении глобальных проблем. Учащиеся любого возраста должны вовлекаться в них, продумывать их и разрабатывать пути решения.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из главных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания. Передо мной встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?

Цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

провести теоретический анализ понятия о мотивах

изучить мотивационную сферу учащихся

найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации

апробировать найденные средства формирования и повышения учебной мотивации

проанализировать достигнутые результаты.

В образовательном учреждении, в котором я работаю, имеются условия для получения качественных знаний по географии, но не достаточные.





2. Психолого — педагогические основы проблемы «Повышению мотивации учащихся к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности»

Для решения первой задачи, изучила научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме низкой мотивации учения учащихся среднего школьного возраста.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д.

В нашей стране вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой.

Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Развитие процессов гуманизации и модернизации образования актуализирует проблемы социализации, адаптации и интеграции ребёнка, его социальной защиты, помощи семье в воспитании.

Ключевым моментом этих процессов является положение о создании педагогических условий для активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей. (А.Р. Азарян, Т.В.Егорова, Ю.В.Замятина, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына и др.).

В современной психологии понятия «мотивация» и «мотив» рассматривается равнозначно (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Д. Брунер, А.Н. Леонтьев и др.).

Психолого-педагогические исследования показали, что формирование мотивации учения находится в тесной взаимосвязи с содержанием учебного предмета, в рамках которого она формируется (А.К. Маркова, М.В. Матюхина, и др.).

В словаре, изданном под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дается несколько определений мотива:
1) побуждения, в основе которых лежат потребности, совокупность внешних или внутренних условий, влияющих на активность субъекта;
2) предмет (идеальный или материальный);
3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий человека.
В другом психологическом словаре определение мотива ограничивается тем, что он соотносится с предметом, материальным или идеальным, и указывается источник побудительной силы мотива — потребность.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:

  • новизну информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

  • демонстрацию незавершенности теоретических знаний.

Учащиеся при изучении того или иного предмета должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. 

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность — это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей

Виды мотивации (по П.Я.Гальперину)

В своей деятельности пользовалась классификацией П.Я. Гальперина. Отслеживала уровень сформированности внутренней мотивации учения школьников.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень мотивации учения, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей к внеурочной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно — психические нарушения.)

Причина спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной

деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет в двух направлениях: через усвоение учащимися общественного смысла учения и через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главной задачей считаю, что необходимо донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться учащимися как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Это второй путь развития мотивов учения. Использовала следующие способы:

  1. Способ раскрытия учебного материала.

  2. Отношение между мотивом и целью.

  3. Проблемность обучения.

  4. Содержание обучения.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.





3. Опыт организации деятельности по «Повышению мотивации учащихся к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности»

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные моих наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1).

Таблица 1
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление, устная и письменная речь

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение, устная речь

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести обучающегося от любопытства к познавательному интересу.

Исходя из опыта работы, особое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

3. Дидактические игры

Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени провожу игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

Географический диктант по теме: «Глобус. Географическая карта» 6 класс

(цифровой диктант

1 – план)

2 – глобус

3 – карта

Выберете правильный ответ и поставьте цифру его обозначающую рядом с номером вопроса.

  1. Самый крупный масштаб имеет?

  2. Всегда имеет мелкий масштаб?

  3. Стрелка, показывающая направление на север изображается на..?

  4. Параллели и меридианы , изображаются на…?

  5. Рельеф изображается с помощью цвета на …?

  6. Материки и океаны изображаются на…?

  7. Можно увидеть отдельные хозяйственные постройки…?

  8. Можно увидеть отдельные дороги…?

  9. Можно увидеть все материки и океаны…?

  10. Можно увидеть отдельные деревья…?


Географические шарады

  1. Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе — мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас.)

  1. Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь. (Навес — Севан.)

  1. Два слога первые — цветок,

В «лохань» попал мой третий слог.

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте. (Астра + хань = Астрахань.)

  1. Вот вам лёгкая шарада:

К ноте «Н» прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)

Столицы — анаграммы

 С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

 1. Антоним ссоры (на реке Тибр, «вечный город»).

(Мир — Рим.)

2. Питерская водная артерия (на Дунае, «столица вальсов»).

(Нева — Вена.)

3. Пешеходная улица Москвы (в Африке, «апельсиновая столица».)

(Арбат — Рабат.)

4. Близкая родственница бочки (В Южной Азии, в дельте Ганга — Брахмапутры). (Кадка — Дакка

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

Кроссворд по географии.


Вопросы:

1) Крупнейший материк.
2) Крупнейший океан.
3) Поток, непрерывно текущий в выработанном им углублении
4) Одно из состояний воды
5) Место, со всех сторон окруженное водой
6) Кристаллики водяного пара образуют…
7) Превышение истока над устьем

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …







А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

При изучении темы «Климат» (8 класс) понятий “циклон”, “антициклон» зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.

Буря мглою небо кроем,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.







6.Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском. Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа:

Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы (Табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.



Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы.

7. Ребусы

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы использую для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания.

Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые мною во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей обучающихся.

Литературная география

 1. Кто, по мнению матушки недоросля Митрофанушки, призван компенсировать дворянам незнание географии?

(Извозчики. «География? Не дворянская наука. Случись ехать куда-то, так извозчики-то на что ж? Не учись ей, Митрофанушка». Сынок, конечно, её послушался.)

 2. Назовите реки, протекающие в нашей стране, от названия которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы.

(Онега — Онегин, Лена — Ленский, Печора — Печорин.)

 3. Именем какого былинного богатыря назван самый высокий водопад в России? (Илья Муромец, на Курильских островах.)

4. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье)

Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Например, организованная экскурсия на озеро подготовила учащихся к выполнению интегрированного отчета в форме презентации, фотомонтажа, репортажа.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:

  • познавательные навыки и способность к самообразованию;

  • способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

  • целеустремленность и настойчивость;

  • способность взять на себя инициативу и ответственность;

  • критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

  • коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.

Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.

Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

  • уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

  • отношение учащихся к изучению географии;

  • уровень мотивации учения;

  • уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2009 по 2012 год. Анализ результатов мониторинга учащихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:

Таблица 1. Мониторинг качества знаний по географии

Классы в которых работал учитель

2009-2010 уч. год

Классы в которых работал учитель

2010-2011 уч. год

Классы в которых работал учитель

2011-2012 уч. год

«5»

«4»

«3»

«2»

СОК

«5»

«4»

«3»

«2»

СОК

«5»

«4»

«3»

«2»

СОК

6

1

3

3

57

7

1

3

3

57

8

4

2

55

7

1

3

3

57

8

1

2

2

60

9

2

3

1

71

8

5

4

8

61

9

6

4

7

65


Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью анкеты — теста «Твое отношение к организации учебно-воспитательного процесса в школе». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост положительного отношения к предмету при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету географии за три года


Учебный год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Отрицательное

1 чел -14%

1 чел — 14%

0 чел -0 %

Нейтральное

2 чел — 29 %

1 чел — 14%

2 чел — 29 %

Положительное

4 чел — 57 %

5 чел – 71 %

5 чел — 71 %



Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание социально адаптированной личности, обеспечение успешного обучения школьников географии на основе применения активных форм обучения, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

мотивация учения обучающихся на уроках географии в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения активных форм обучения в процессе изучения географии;

— формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.

Об эффективности работы по реализации опыта свидетельствуют результаты внеурочной деятельности учащихся.





  1. Заключение.

Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации, может достичь более высоких результатов в учебе, так как стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика, недостаточно мотивированного, успехи в учебе могут быть незначительными, даже несмотря на его способности. Мотивация учения может выступить, к тому же, хорошим показателем уровня психического благополучия учащегося, а также показателем уровня его развития.

Огромная роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Ему предоставляется право самостоятельного выбора технологий и приёмов обучения. Учителю необходимо реализовать соединение традиционных и новых методов обучения. Критерием успешной работы должен служить ученик, обладающий ключевыми компетенциями.










  1. Литература

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении?- М.: Просвещение, 1997.-204с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.; Воронеж, 1995.

География в кроссвордах/ авт-сост. С.Н. Труднева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2006. – 79с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. – 232 с.

Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя/О.В. Крылова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 95с.

Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.

Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997

Учителям и подросткам о психологии подростка Под. ред. Аракелова Г.Г.– М.: Высшая школа, 1990

Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.



https://referat.ru/

https://dipland.ru

https://vestnik.kuzspa.ru

https://student.km.ru




Приложение 1

«Исследование мотивации к изучению предмета»

Анкета для учащихся


Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».


Индивидуальный бланк ответов

Дата:


с выска-зыванием полностью согласен

(5 баллов)


с выска-зыванием больше согласен,

чем

не согласен

(4 балла)

ни «да»,

ни «нет» — нечто среднее;

(3 балла)

с выска-зыванием больше

не согласен,

чем согласен

(2 балла)

с выска-зыванием полностью

не согласен

(1 балл)

  1. Данный предмет мне интересен






  1. Мне нравится как преподает учитель






  1. Предмет заставляет меня думать






  1. Я могу применять в жизни знания по этому предмету.






  1. Я получаю удовольствие при изучении предмета






  1. Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире






  1. Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.






  1. Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.






  1. На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе.






  1. Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.






Итого:



Обработка результатов:

Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.

Интерпретация результатов:

41 – 50 баллов – очень высокая мотивация к изучению предмета

31 – 40 — баллов – высокая мотивация к изучению предмета

21 — 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета

11 — 20 баллов — низкая мотивация к изучению предмета

0 – 10 баллов — очень низкая мотивация к изучению предмета.



Свежие документы:  Конспект урока по географии "Внутренние воды, их зависимость от рельефа"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: