Рабочая программа по географии 8 класс




Муниципальное образовательное учреждение

Чердаклинская средняя общеобразовательная школа №2













Рабочая программа по географии 8 класс.








Разработал Садыков Мансур Мазгутович,

учитель географии

МОУ Чердаклинская средняя

общеобразовательная школа №2















р.п.Чердаклы

2014


Пояснительная записка.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

— примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

— учебный план ОУ;

— Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» заверша­ет блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формиро­вание целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, ува­жения к истории и культуре своей страны и насе­ляющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географическо­го мышления.

Основные задачи курса— формирование географического образа своей страны, представле­ния о России как целостном географическом реги­оне и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также гео­графических аспектов важнейших социально-эко­номических проблем России и ее регионов; форми­рование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными ис­точниками географической информации; создание образа своего родного края.


Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

— тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

— ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

— показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.

Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.


Таблица распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1

Введение

7

7

2

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

6

6

3

Климат и климатические ресурсы

6

6

4

Внутренние воды и водные ресурсы

5

5

5

Почва и почвенные ресурсы

3

3

6

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

3

3

7

Природное районирование

5

5

8

Природа регионов России

27

27

9

Человек и природа

8

8


Итого

70

70


Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ (Зч)

Что изучает география России. Роль географиче­ской информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы гео­графических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-гео­графического, экономико-географического, геопо­литического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы мо­рей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во вре­мени на территории России. Часовые пояса. Мест­ное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хо­зяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и по­морами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца XVI — начала XVII в.

Открытия нового времени (XVIIXVIII вв.).

Исследования XIXXX вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Раздел I, Особенности природы и природные ресурсы России (35 ч)

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Главные черты рельефа России, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Ми­неральные ресурсы страны и проблемы их рацио­нального использования. Закономерности размеще­ния месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Об­ласти современного горообразования, землетрясе­ний и вулканизма. Древнее и современное оледене­ния. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формиро­вания рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере от­дельных территорий.

Тема 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Климатообразующие факторы. Влияние геогра­фического положения на климат. Солнечная ради­ация и радиационный баланс. Циркуляция воздуш­ных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распре­деления тепла и влаги на территории страны (сред­ние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факто­ров.

Зависимость человека от климата. Агроклимати­ческие ресурсы. Неблагоприятные климатические

явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, ради­ационного баланса, выявление особенностей распределе­ния средних температур января и июля, годового количе­ства осадков по территории страны. 2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни хозяйственной де­ятельности населения.

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на тер­ритории страны. Главные речные системы, водораз­делы» бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ле­довый режим. Роль рек в освоении территории и раз­витии экономики России. Стихийные явления, свя­занные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Неравномерность распределе­ния. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами, преду­преждение их последствий»

Внутренние воды и водные ресурсы своего реги­она и своей местности. Использование вод, пути со­хранения их качества и объема.

Тема 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в пло­дородии. Закономерности распространения почв.

Почва — национальное богатство. Почвенные ре­сурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего регион!» и своей местности.

Практическая работа, Выявление условий почвообра­зования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодоро­дия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира при­родных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное исполь­зование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Па­мятники всемирного природного и культурного на­следия. Природно-ресурсный потенциал России.

Раздел II, Природные комплексы России (27 ч)

Тема 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Формирование природных комплексов — резуль­тат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональ­ный и глобальный уровни ПТК. Физико-географи­ческое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и из­менение ПТК в результате деятельности человека.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообуслов­ленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в издании учения о природных районах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепеи и стйдей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость при­родных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их исполь­зование, экологические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологиче­ские проблемы.

Тема 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Русская (Восточно-Европейская) рав­нина. Географическое положешре. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое поло­жение. Особенности геологического строения рельефа. Полезные ископаемые. Природные комп­лексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Юж­ного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особен­ности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные

зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ре­сурсы и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Восто­ка Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положе­ние. Особенности рельефа и геологического стро­ения территории. Горы Камчатки и Курильских ост­ровов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природ­ных зон. Стихийные природные явления. Природ­ный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Раздел III. Человек и природа (3 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географи­ческой науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Геоэкологиче­ский потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии

В результате изучения географии ученик должен

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных объектов и явлений по различным источни­кам информации.

Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

Объяснять:

  • роль географических знаний в решении экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

  • причины изменения природных комплексов;


Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;


Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.


  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

  • или если правильно выполнил менее половины работы.


  Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» — правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» — правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» — правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» — неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» — полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.



Выполнение программы курса

(теоретическая и практическая части)



п/п

Название темы

Название темы практической части

Количество часов по плану

Проведено фактически

1

Введение

1,№2 (ит.)

7/2

/

2

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

3(ит.)

6/1

/

3

Климат и климатические ресурсы

4,5(ит.)

6/1

/

4

Внутренние воды и водные ресурсы

6(ит.), №7,8(уст.)

5/2

/

5

Почва и почвенные ресурсы

9 (уст.)

3/1

/

6

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

10(уст.)

3/1

/

7

Природное районирование

11(уст.),12(ит.)

5/1

/

8

Природа регионов России

13,14(об.)

27/2

/

9

Человек и природа

15,16,17(ит.)

8/0

/


Учебно-методический комплекс

Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2013.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2013.

2. Баринова И.И.И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2013.

3. О.В.Чесерина. Контрольные и проверочные работы по географии, 8 класс. М., Экзамен, 2009.

4. Баринова И.И. Сборник заданий и упражнений по географии, 8 класс, М., Экзамен, 2009.

Дополнительная литература:

1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс – М.: «ВАКО», 2012; 2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

3. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010. – 160 с.: ил.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Интерактивные географические карты.














































пп

Дата проведения

Название раздела и темы урока


Вид урока

Формы контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Домаш-нее задание

Примечание . Коррек-ция

План

Факт




Введение

1.

01.09


Повторение пройденного в 7 классе.

Что изучает физическая география России?

Источники географической информации

Изучение нового материала

Фронтальный



С. 3-7


2.

04.09



Входное контрольное тестирование.

Географическое положение России

Практикум

Практическая работа

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;

показывать на карте крайние точки страны;

показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;

определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;

показывать на карте субъекты РФ;

обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

Пр.р.№ 1 (Ит.)

Характеристика ГП России.

Сравнение ГП России с ГП других стран.


П.1





3.

08.09


Моря, омывающие территорию России

Комбинированный урок

Работа по карте, заполнение таблицы


П. 2


4.

11.09



Россия на карте часовых поясов

Изучение нового материала. Практикум

Сообщения учащихся

Пр.р. № 2(Ит.)

Определение поясного времени для разных пунктов России.


П. 4


5.

15.09


Как осваивали и изучали территорию России

Семинар

Сообщение учащихся


П. 3


6.

18.09



Исследование территории России в 18-19 вв. и в советское время.

Изучение нового материала

Решение задач на поясное время


П. 3


7.

22.09


Итоговый урок по теме «Введение»

Входная диагностика

Обобщающий



Повторить

п. 1-4





Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

8.

25.09



Особенности рельефа России

Изучение нового материала

Тестовая самостоятельная работа

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

наносить их на контурную карту;

определять, как рельеф влияет на жизнь людей;

приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений;

называть меры безопасности при стихийных явлениях;

объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей.

показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;

оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи.


П.5


9.

29.09



Геологическое летоисчисление

Изучение нового материала

Работа по карте


П.6


1.

02.10



Геологическое строение территории России

Изучение нового материала

Работа с контурной картой


П.6


11.

06.10



Минеральные ресурсы России

Практикум

Составление картосхемы


П.7


12.

09.10



Развитие форм рельефа

Практикум

Тестирование

Пр.р. № 3 (Ит.)

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

П.8


13.

13.10



Итоговый урок по теме» Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Повторение и обобщение изученного материала

Контрольное тестирование



Повто-рить

п. 5-8





Климат и климатические ресурсы

14.

16.10



Факторы влияющие на климат России

Изучение нового материала

Самостоятельная работа

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла, давать оценку климатических особенностей России;

приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России;

называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды;

давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей


П. 9


15.

20.10



Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Практикум

Фронтальный опрос


П.9


16.

23.10



Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

Комбинированный урок



П.10


17.

06.11



Типы климатов России

Исследование

Самостоятельная работа

Пр.р. № 4 (Об.) Определение по картам законмерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны

П.10


18.

10.11



Климат и человек. Климатические ресурсы

Практикум

Практикум

Пр.р. № 5 (Ит.)

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

П.11


19.

13.11



Итоговый урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

Деловая игра

Тестирование







Внутренние воды и водные ресурсы

20.

17.11



Разнообразие внутренних вод России.

Изучение нового материала

Работа с картами

Уметь показывать на карте реки

России, озёра, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;

Давать характеристику рек и крупных озёр страны и области; объяснять значение каналов и водохранилищ


П.12


21.

20.11



Реки

Изучение нового материала, собеседование


Пр.р. № 6 (Ит.)

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.


П.12



22.

24.11



Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Практикум

Самостоятельная работа

Пр.р. № 7 (Уст.)

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ним опасных природных явлений на территории страны, их зависимость от рельефа и климата.

П.13


23.

27.11



Водные ресурсы. Охрана вод

Практикум

Практическая работа

Пр.р. № 8(Уст.)

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

П. 14


24.

27.11




Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

Исследование

Зачёт







Почвы и почвенные ресурсы

25.

01.12





Образование почв и их разнообразие

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель;

называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв;

давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения


П.15


26.

04.12



Закономерности распространения почв

Практикум

Проверочная работа


П.16



27.

08.12



Почвенные ресурсы России

Обобщающий

Зачёт

Пр.р. № 9 (Уст.)

Выявление условий почвообразования основных типов (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности



П.17


Растительный и животный мир

28.

11.12



Растительный мир России

Изучение нового материала

Заполнение таблицы


Знать ресурсы леса.

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств;

Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека;

Прогнозировать последствия уничтожения болот



П.18


29.

15.12



Охрана биологических ресурсов Животный мир.

Исследование



П.19




30.

18.12



Природно-ресурсный потенциал России Итоговый урок по темам «Почвы и почвенные ресурсы» и «Растительный и животный мир»

Практикум

Проверочная работа

Пр.р. № 10 (Уст.)

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменений других компонентов природного комплекса.

П.20 повторить

п. 15-20



Природные комплексы России

31.

22.12



Природное районирование

Изучение нового материала

Тест


Пр.р. № 11 (Уст.)

Объяснение принципов выделения крупных природных районов на территории России

П.21


32.

25.12



Моря как крупные ПК


Практикум


Вычерчивание схемы


П.22


33.

12.01



Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра


Практикум


Заполнение таблицы

Пр.р. № 12 (Ит.)

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)

П.23


34.

15.01



Лесные зоны России Безлесные зоны на юге России

Практикум

Работа с картами атласа, заполнение таблицы


П.24,25


35.

19.01



Высотная поясность. Итоговый урок по теме «Природные комплексы России»

Исследова-ние

Тематический зачёт


П.26, повторить п. 21-31


36.

22.01



Крупные природные районы

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Изучение нового материала

Работа с контурными картами












П.27


37.

26.01



Природные комплексы Русской равнины

Семинар

Сообщения учащихся


П.28


38.

29.01



Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования

Путешест-вие



П.29


39.

02.02



Ульяновская область.

Географическое положение

практикум

Работа с контурными картами Ульяновской области

Знать площадь, территорию, координаты крайних точек, особенности ФГП обл., основные источники знаний о своем крае



Пр.р. № 1.

Оценка физико-географического и экономического положения по картам и типовому плану

П.1


40.

05.02



Общая характеристика природы Ульяновской области.

Геологическое строение.

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы

Изучение нового материала


Платформа, тектоника, синеклиза, антиклиза, прогиб, впадина, свод, Зависимость рельефа территории области от геологического строения и действия внешних процессов.

Пр.р. № 2

1. Описание геологического обнажения.

2. Обозначение на контурной карте карьерно-отвальных комплексов и месторождений полезных ископаемых.

П.2,3


41.

09.02



Рельеф.

Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Изучение нового материала


Основные закономерности размещения полезных ископаемых. Уметь установить зависимость между рельефом, геологическим строением и размещением полезных ископаемых с помощью тематических карт.


Пр.р. № 3

Характеристика рельефа по карте и типовым планам.

Пр.р. № 4.

Установление связей между геологическим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

П.4


42.

12.02



Климатообразующие факторы.

Климат Ульяновской области



Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Уметь давать характеристику сезонам года.

Пр.р. № 5.

Характеристика климата по сезонам года.

П.5


43.

16.02



Агроклиматические ресурсы



Знать понятия природных или климатических явлений: заморозки, туман, гололёд. Оценивать агроклиматические ресурсы для прогнозирования или рационального использования. Меры борьбы с загрязнением атмосферы.

Пр.р. № 6.

1. Характеристика климата по типовым планам.

2. Составление климатических диаграмм.

Пр.р. № 7.

Хозяйственная и рекреационная оценка климата местности

П.6


44.

19.02



Виды внутренних вод. Поверхностные воды, их питание и режим. Хозяйственное использование.



Особенности речных систем, зависимость их от рельефа и климата







Пр.р. № 8.

Обозначение на контурной карте водных объектов.

Пр.р. № 9.

Характеристика реки по типовому плану и картам

П.7


45.

26.02



Почвенный покров. Характеристика основных типов почв.



Размещение почв. Оценивать земельные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования



Знать типичных представителей растительного и животного мира.





П.8,9


46.

02.03



Растительный и животный мир Ульяновской области. Типичные представители




П.10,11


47.

05.03



Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. Обобщение раздела «География Ульяновской области»



Размещение особо охраняемых территорий Ульяновской области







П.12


48.

09.03



Кавказ

Изучение нового материала

Работа по карте


Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;

объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;

зависимость характера рельефа от строения земной коры;

закономерности развития растительного и животного мира территории;

характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека


П.30


49.

12.03



Природные комплексы Северного Кавказа

Практикум

Индивидуальный опрос


П.31


50.

16.03



Урал: каменный пояс земли

Игра

Фронтальный опрос


П.32


51.

19.03



Своеобразие природы Урала

Практикум

Тестирование


П.33


52.

30.03



Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Семинар

Самостоятельная работа


П.34


53.

02.04



Западная Сибирь Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения

Урок конферен-ция

Работа с контурными картами


П.35


54.

06.04



Условия работы и быта человека в условиях Западной Сибири

Изучение нового материала

Тестирование


П.36


55.

09.04



Восточная Сибирь Природные комплексы Восточной Сибири

Проблем-ный урок

Выступление учащихся

Пр.р. № 13 (Обуч.)

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека

П. 37,38


56

13.04



Жемчужина Сибири — Байкал

Путешест-вие

Сообщения


П.39


57.

16.04



Пояс гор Южной Сибири



Пр.р. № 14 (Обуч.)

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

П.40


58.

20.04



Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

Проблемный урок

Работа в группах


П.40


59.

23.04



Дальний Восток – край контрастов.

Урок-путешествие

Работа по картам


П.41


60.

27.04



Природные комплексы Дальнего Востока, природные уникумы

собеседование

Письменная работа






П.42


61.

30.04




Природные ресурсы Дальнего Востока.

Урок-путешествие

Работа по карточкам


П.43


62.

04.05



Итоговый урок по теме «Крупные природные районы»


Проверка знаний по теме




Человек и природа

63.

07.05



Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Изучение нового материала

Заполнение таблицы


Знать законы об охране природы.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека;

роль географической науки в рациональном природопользовании;

составлять географические прогнозы;

анализировать экологические карты России;

выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы




П.44


64.

11.05



Стихийные природные явления

Проблем-ный урок

Заполнение таблицы


П.47


65.

14.05



Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов

Комбинированный урок

Вычерчивание схемы

Пр.р. № 15 (Ит.)

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России

П.45


66.

18.05



Объекты всемирного природного и культурного наследия в России

Исследование

Тестовый контроль

Пр.р. № 16 (Ит.)

Составление карты «Природные уникумы России»



67

21.05



Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека

Семинар

Обсуждение проблем по сохранению природы



П.46


68

25.05



Экологические проблемы и экологические ситуации в России

практикум

Работа по карте


Пр.р. № 17 (Ит.)

Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)

Повторение п.45,46


69

28.05



Итоговое контрольное тестирование

Смотр знаний

тестирование



Повторение тем курса


70

30.05


Итоговый урок по курсу географии России

повторительно-обобщающий урок

Обобщение курса







Приложение.


СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ. ПРИРОДА В 8 КЛАССЕ

включает в себя 5 проверочных работ

и одно итоговое контрольное тестирование


Проверочная работа по теме «Рельеф»


  1. Тест «Проверь себя»

1. Какие из перечисленных пар периодов геологи­ческого исчисления относятся к палеозойской эре?

  1. Пермский, меловой

  2. Девонский,силурийский

  3. Меловой, юрский

  4. Кембрийский, триасовый


  1. С какого события принято считать начало геоло­гической истории Земли?

  2. Восстановите правильно последовательность гео­логических эр.

Протерозой, Архей, Мезозой, Кайнозой, Палео­зой.

4. Какую информацию можно узнать, изучая тек­тоническую карту? Какие платформы имеют на­иболее древний возраст?

5. К щитам древних платформ приурочены место­рождения:

  1. Нефти

  2. Железных руд

  3. Калийных солей

  4. Оловянных руд

6. Определите горы по описанию: образовались в альпийскую складчатость, в них находится са­мый высокий действующий вулкан Евразии и России. Напишите его название и абсолютную

высоту.

  1. Кавказ 3. Срединный хребет

  2. Гималаи 4. Карпаты

7.Установите соответствие между горной систе­мой и ее максимальной отметкой:

Горная система Максимальная отметка

  1. Срединный хребет А. Победа

  2. Восточный Саян Б. Мунку-Сардык

  3. Хребет Черского В. Ключевская Сопка

  4. Алтай Г. Эльбрус

Д. Белуха

8.Установите соответствие между названиями вершин горных систем России и их абсолютны­ми высотами:

Горная система

  1. Белуха

  2. Казбек

  3. Конжаковский Камень

Абсолютные высоты

A.1569 м
Б. 4506 м

B.3560 м
Г. 5033 м

9. Максимальные высоты Уральских гор:

  1. Не превышают 1000 м

  2. Не превышают 2000 м

  3. Превышают 3000 м

  4. Превышают 5000 м

  5. Не превышают 950 м

10. Наиболее древними горами России являются:

  1. Срединный хребет 3. Кавказ

  2. Восточный Саян 4. Верхоянский хребет


11. Наиболее молодыми горами России являются:

  1. Сихотэ-Алинь

  2. Кавказ

  3. Восточный Саян

  4. Срединный хребет

  5. Западный Саян


12. К каким тектоническим структурам приуроче­ны месторождения горючих ископаемых.

13. Назовите три угольных бассейна на территории России со значительными запасами.

14. В каких горах России насчитывается наиболь­шее количество горных ледников?


  1. Хибины 3. Алтай

  2. Кавказ 4. Саяны

15. Выберите верный ответ.

А.Урал ниже Кавказских гор, имеет пологие склоны и округлые вершины, т.к. Уральские горы старше Кавказа и поэтому были сильнее разрушены.

Б. Урал ниже Кавказских гор, имеет пологие склоны и округлые вершины, т.к. Уральские горы подверглись разрушению в результате длительной нерациональной добычи полез­ных ископаемых человеком.

  1. А — верно, Б — не верно

  2. А и Б — не верно

  3. А — не верно, Б — верно

  4. А и Б верно

16. Самая низкая равнина России:

  1. Западно-Сибирская

  2. Прикаспийская

  3. Валдайская

  4. Мещерская

  5. Колымская

17. Выберите верный ответ.

А. Для северной части Восточно-Европейской равнины характерен ледниковый рельеф, для южной — сильное эрозионное расчленение реками и оврагами.

Б. Западно-Сибирская равнина — плоская, низ­менная, образовалась после отступления мо­рей в палеогене.

  1. А — верно, Б — не верно

  2. А и Б — не верно

  3. А — не верно, Б — верно

  4. А и Б верно



  1. Какие формы рельефа обозначены на контурной карте цифрами от 1 до 15






Проверочная работа по теме «Климат и агроклиматические ресурсы»

  1. Перечислите основные климатообразующие факторы.

  2. Наша страна расположена в следующих климати­ческих поясах:

а) арктическом

б) тропическом

в) умеренном

г) субтропическом

д) субарктическом

е) экваториальном

  1. Континентальность климата в России возрастает в направлении с:

а) севера на юг

б) запада на восток

в) востока на запад

г) юга на север

  1. По разнообразию климатических поясов климат России схож с:

а) Францией

б) Канадой

в) США

г) Китаем

  1. Полюс холода Северного полушария находится в:

а) Якутске

б) Верхоянске

в) Оймяконе

г) Норильске

  1. Наиболее низкие зимние температуры в нашей
    стране наблюдаются:

а) на Среднем Урале

б) в Якутии

в) на Северном Кавказе

г) на Камчатке

  1. Влажный муссонный климат характерен для:

а) Горного Алтая

б) Приморья

в) Западной Сибири

г) Карелии

  1. Чем отличается резко континентальный климат от умеренно континентального?

а) резкими перепадами температур зимы и лета

б) небольшим количеством осадков

в) небольшими перепадами зимних и летних тем­ператур

г) обилием осадков

  1. В азиатской части России зимние погоды определя­ются:

а) циклонами

б) антициклонами

в) муссонами

г) западным переносом

  1. Где в нашей стране располагаются районы с суб­тропическим климатом?

а) в Алтайском крае

б) в Краснодарском крае

в) в Астраханской области

г) в Забайкалье

  1. Коэффициент увлажнения больше единицы наблю­дается в зонах:

а) тайги

б) тундры

в) степи

г) полупустыни

  1. Коэффициент увлажнения меньше единицы харак­терен для:

а) Мурманской области

б) Астраханской области

в) Архангельской области

г) Калмыкии

  1. В каких районах наиболее вероятно возникновение смерчей и ураганов?

а) с сильными перепадами атмосферного давления

б) с господствующими антициклонами

в) в приморских районах

г) в горных районах

  1. Какие стихийные природные явления, связанные с климатом, наиболее опасны для автотранспорта?

а) засуха

б) гололед

в) туман

г) сильные морозы

  1. Наиболее благоприятны для проживания человека климатические условия:

а) города Мурманска

б) города Сочи

в) низовьев Енисея

г) Ставропольского края

  1. Развитию земледелия способствуют климатические условия:

а) умеренно континентального климата

б) арктического климата

в) муссонного климата

г) субтропического климата

  1. Установите соответствие:

  1. Циклон а) повышенное атмосферное давление в центре

2. Антициклон б) воздух перемещается от центра к периферии

в) низкое давление в центре

г) воздух перемещается от перифе­рии к центру

д) зимой приносит ясную морозную погоду

е) зимой приносит оттепели и снего­пад


  1. На какие отрасли хозяйства климат оказывает наи­большее влияние?

а) сельское хозяйство

б) транспорт

в) добычу полезных ископаемых

г) машиностроение

  1. Что такое трансформация воздушных масс?

а) изменение свойств воздушных масс под влиянием
подстилающей поверхности при перемещении

б) вертикальное перемещение воздушных масс

в) образование холодного атмосферного фронта

г) образование атмосферного вихря

20. Установите соответствие между климатическим поясом и расположенным в нем городом России

  1. Москва

  2. Иркутск

  3. Сочи

  4. Владивосток

  5. Диксон

а) резко континентальный

б) умеренно континентальный

в) субтропический

г) муссонный

д) арктический



Ответы: 1. а, в, г, д; 2. б; 3. в; 4. в; 5. б; 6. б; 7. а, б; 8. б; 9. 10. а, б; 11. б, г, 12. а; 13. б, в; 14. б, г, 15. г, 16. 1 — в, е, 2 — а, б, д; 17. а; 18 а . 19. 1 —6,2 —а,3 — в,4 —г,5 —д.



Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»


Вариант 1

1.В какой части (-ях) России преимущественно расположены горные районы?

а) европейской;

б) на юге Сибири и востоке страны;

в) на севере Сибири и юге европейской;

г) северной и центральной.

2.В какую эру геологической истории нашей планеты начала формироваться земная кора?

а) архейскую;

б) палеозойскую;

в) мезозойскую;

г) протерозойскую.

3.Самые древние породы выходят на поверхность в районах распространения

а) платформ;

б) плит;

в) щитов;

г) складчатых областей.

4.Скопление полезных ископаемых на большой площади называется

а) месторождением;

б) бассейном;

в) минерально-сырьевой базой;

г) аномалией.

5.Суммарной солнечной радиацией называют количество солнечной энергии, которое

а) излучается Солнцем;

б) поступает к верхней границе атмосферы;

в) достигает поверхности Земли;

г) отражается, поглощается и рассеивается в атмосфере.

6.При прохождении теплого фронта происходит смена

а) теплого воздуха холодным;

б) холодного воздуха еще более холодным;

в) воздушных масс с одинаковыми свойствами;

г) холодного воздуха теплым.

7.Мурманск, Воркута, Норильск, Верхоянск, Анадырь расположены в субарктическом климатическом поясе, где в течение года погода определяется свойствами воздушной массы

а) арктической;

б) субарктической;

в) умеренных широт;

г) арктической и умеренных широт.

8.В России наибольшей плотностью населения отличаются районы с климатом

а) субарктическим;

б) умеренно континентальным;

в) резко континентальным;

г) муссонным.

9.У большинства рек России питание

а) дождевое;

б) ледниковое;

в) смешанное;

г) грунтовое.

10.Котловина самого глубокого пресноводного озера России – Байкала имеет происхождение

а) вулканическое;

б) ледниковое;

в) тектоническое;

г) термокарстовое.

11.К районам наиболее обеспеченным водными ресурсами относится

а) Забайкалье;

б) Южный Урал;

в) средняя полоса России;

г) Дальний Восток.

12.Наибольшее количество ледников расположено в (на)

а) Алтае;

б) Кавказе;

в) горах Восточной Сибири;

г) Урале.

13.Плодородие почвы обеспечивается прежде всего наличием в ней

а) минеральных веществ;

б) перегноя (гумуса);

в) живых организмов;

г) почвенных вод.

14.При постоянном и длительном переувлажнении и недостатке кислорода образуются почвы

а) подзолистые;

б) бурые;

в) тундрово-глеевые;

г) каштановые.

15.Лесные вулканические охристые почвы распространены на

а) Кольском п-ове;

б) о. Сахалин;

в) п-ове Камчатка;

г) Урале.

16.Среди различных видов мелиорации борьба с овражной эрозией преобладает в (на)

а) Карелии и на Кольском п-ове;

б) Западной Сибири;

в) Центральном Черноземье;

г) Урале.

17.В России насчитывается более 500 видов

а) насекомых;

б) высших растений;

в) деревьев;

г) животных.

18.Березовые, еловые и лиственничные редколесья; сосновые леса; темнохвойные таежные леса. Такая смена типов растительности характерна для

а) юга Русской равнины;

б) центральной части Среднесибирского плоскогорья;

в) севера Европейской территории России;

г) побережья Охотского моря.

Вариант 2

1.Сравнительно устойчивые в тектоническом отношении участки литосферных плит называют

а) плоскогорьями;

б) платформами;

в) складчатыми поясами;

г) щитами.

2.В какой период геологической истории Земли мы живем?

а) кембрийском;

б) меловом;

в) неогеновом;

г) четвертичном.

3.Фундаменты наиболее древних платформ сложены

а) гипсами, бокситами, фосфоритами;

б) известняками, доломитами, глинами;

в) базальтами;

г)гранитами, гнейсами, кварцитами.

4.Граниты для производства строительных материалов добывают в районе простирания

а) Балтийского щита;

б) Русской платформы;

в) Западно-Сибирской плиты;

г) Предуральского краевого прогиба.

5.В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?

а) арктическом;

б) субарктическом;

в) умеренном;

г) субтропическом.

6.В течение года на западе Восточной Сибири погоду определяет

а) континентальный воздух умеренных широт;

б) континентальный арктический воздух;

в) морской воздух умеренных широт;

г) морской арктический воздух.

7.Летом циклоны наиболее интенсивно развиваются над (в, на)

а) над Баренцевым морем;

б) в западных районах Русской равнины;

в) в Восточной Сибири;

г) на юге Русской равнины.

8.Наибольшее количество осадков в нашей стране выпадает в (на)

а) горах Кавказа и Алтая;

б) Кольском п-ове;

в) Прибайкалье;

г) Предуралье.

9.Енисей, Обь, Печора относятся к рекам с:

а) весенним половодьем;

б) половодьем в теплую часть года;

в) паводочным режимом;

г) равномерным стоком в течение года.

10.Источником поваренной соли является озеро

а) Байкал;

б) Баскунчак;

в) Ильмень;

г) Таймыр.

11.В России наиболее заболочена территория

а) Предуралья;

б) Поволжья;

в) Западно-Сибирской равнины;

г) Среднесибирского плоскогорья.

12.На территории России многолетняя мерзлота образовалась благодаря:

а) тектоническим процессам;

б) особенностям географического положения;

в) суровому климату;

г) особым свойствам грунтовых вод.

13.Почвы, образующиеся в лесостепной и на севере степной зоны и обладающие зернистой структурой, называются

а) дерново-подзолистые;

б) черноземы;

в) каштановые;

г) бурые.

14.Основные земледельческие районы России расположены в природных зонах

а) смешанных лесов, лесостепи и степи;

б) лесотундры, хвойных и смешанных лесов;

в) степи, полупустыни и пустыни;

г) хвойных лесов и степи.

15.Плохая промываемость, заболачивание и засоление характерны для почв

а) легких;

б) суглинистых;

в) тяжелых.

16.Наибольшим плодородием обладают почвы

а) подзолистые;

б) серые лесные;

в) черноземы;

г) серо-бурые.

17.Благодаря целенаправленной деятельности человека, на территории России появились

а) енот, норка, ондатра;

б) белка, бурундук, соболь;

в) куница, песец, хорь;

г) суслик, сурок, тушканчик.

18.На Среднерусской возвышенности для сохранения растительности меловых склонов создан заповедник

а) Астраханский;

б) Баргузинский;

в) Галичья гора;

г) Кандалакшский.


Проверочная работа по теме «Природные комплексы России».

Вариант 1

1.Прочитайте характерные признаки природной зоны и выделите верные признаки.

А.Арктические пустыни.

а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;

б) несколько месяцев длиться полярная ночь;

в) избыточное увлажнение, много озер и болот;

г) значительные площади заняты ледником;

д) лето короткое и холодное;

е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Б.Зона тундры.

а) средняя температура июля +5-10С;

б) выпадает много осадков;

в) увлажнение избыточное;

г) почвы подзолистые;

д) сильные ветры;

е) территория зоны – огромные пастбища домашних оленей.

В.Зона тайги.

а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;

б) главная ценность плодородные почвы;

в) преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна;

г) зима холодная, лето теплое;

д) преобладают подзолистые почвы;

е) самая большая по площади природная зона России.

2.Раскройте смысл следующих понятий, терминов:

-высотная поясность;

-тундра;

-тайга;

-природные ресурсы.

3.Охарактеризуйте природную зону степей по следующему плану:

а) Географическое положение зоны.

б) Климат (зима, лето, увлажнение).

в) Почвы (плодородие).

г) Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).

д) Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.

е) Экологические проблемы.

Вариант 2

1.Прочитайте характерные признаки природной зоны и выделите верные признаки.

А.Зона смешанных и широколиственных лесов.

а) суровая зима;

б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;

в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей;

г) растут дуб, клен, ясень, липа;

д) увлажнение не достаточное;

е) растения – амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

Б.Зона степей.

а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;

б) увлажнение не достаточное;

в) значительная часть зоны распахана;

г) почвы черноземы;

д) растительность – травы: ковыль, типчак;

е) почвы не плодородны.

В.Полупустыни и пустыни.

а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;

б) встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;

в) почвы представлены солончаками;

г) реки полноводные, много озер;

д) растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;

е) встречаются глинистые участки-такыры.

2.Раскройте смысл следующих понятий, терминов:

-природная зона;

-гумус;

-степь;

-широтная зональность.

3.Охарактеризуйте природную зону тайги по следующему плану:

а) Географическое положение зоны.

б) Климат (зима, лето, увлажнение).

в) Почвы (плодородие).

г) Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни).

д) Типичные животные и их приспособленности к условиям обитания.

е) Экологические проблемы.


Проверочная работа по теме «Природа регионов России»

Учащиеся получают индивидуальные задания: описать ПТК.

1.Карелия.

2.Полуостров Ямал.

3.Алтай.

4.Приволжская возвышенность.

5.Северный Урал.

6.Северо-восток Сибири.

7.Полуостров Таймыр.

8.Остров Сахалин.

9.Ставропольская возвышенность.

10.Минусинская котловина.


План описания ПТК:

а) Географическое положение (к какому региону России относится, положение на территории региона).

б) Геологическое строение и рельеф (возраст территории, характер земной коры, рельеф горный, равнинный). Преобладающая и наибольшая абсолютная высоты. Влияние внешних процессов на формирование рельефа (ледник, водная эрозия, антропогенное влияние…).

в) Полезные ископаемые (почему именно такие).

г) Климат (пояс, тип климата, средние температуры января и июля, количество осадков, ветры, особые явления).

д) Воды (реки, озера, болота, вечная мерзлота, подземные воды). Особенности рек – бассейн, океан, питание, режим и т.д.

е) Природные зоны, их использование и охрана.

ж) Почвы.

з) Растения, животные.

и) Экологические проблемы территории.

Итоговое тестирование за курс «География России. Природа» 8 класс


1. Заселение территории России происходило в направлении:

а) с севера на юг

б) с запада на восток

в) с востока на запад

г) с юга на север

2 Главная полоса расселения в России проходит через:

а) Южный Урал

б) Европейский Север

в) Центральную Россию

г) Восточную Сибирь

д) Камчатку

е) Поволжье

3. Наиболее древние русские города расположены:

а) на Северном Кавказе

б) в Восточной Сибири
в) в Центральной России

г) на Северо-Западе
д) на Дальнем Востоке

4. Заселение русскими Сибири началось:

а) в начале 18

б) в начале XX в.

в) в середине XVIII в.

г) в конце XVI в.

д) в конце XV — начале XVI вв.

е) в ХVII в.

5. Широтная зональность выражена в природе Рус­ской равнины:

а) слабо

б) четко

в) в отдельных районах

г) почти не выражена

6. Наиболее ценные ресурсы Русской равнины:

а) почвенные

б) агроклиматические

в) запасы нефти и газа

г) рекреационные

д) пушные

7. На территории Русской равнины расположена са­мая крайняя…. точка страны:

а) северная

б) западная

в) южная

г) восточная

8. Установите соответствие между регионом и наибо­лее характерными чертами природы:

  1. Русская равнина а) расположено самое большое

  2. Западно-Сибирская число памятников культурно-равнинного и природного наследия

б) климат континентальный

в) климат умеренно континентальный

г) расположены самые большие по площади болота нашей
страны

д) в основании лежит древняя платформа

е) обилие поверхностных вод

ж) основная природная зона — тайга

з) преобладают смешанные и широколиственные леса

9. Укажите, какие черты природы соответствуют тому или иному региону:

  1. Северный Кавказ а) средневысотные хребты и кряжи

  2. Урал

б) молодые горы

в) расположена самая высокая вершина России

г) протяженность в меридио­нальном направлении более 2000 км

д) отчетливо выражена высот­ная поясность, большой на­бор поясов

е) четко выражены природные комплексы межгорных до­лин и высокогорий

ж) южную часть гор академик А.Е. Ферсман называл «минералогическим раем»

з) лидирует по количеству экологически неблагопри­ятных промышленных цен­тров

и) район долгожителей России

10. Крупнейшие бальнеологические курорты Северного
Кавказа:

а) Пятигорск

б) Анапа

в) Ессентуки

г) Железноводск

д) Сочи

е) Нальчик

11. Самая высокая вершина России:

а) Народная

б) Белуха

в) Эльбрус

г) Ключевская Сопка

12. Чудесная природа Русской равнины воспета в
произведениях великих русских писателей и
поэтов:

а) А.С. Пушкина

б) Н.В. Гоголя

в) Л.Н. Толстого

г) Д.Н. Мамина-Сибиряка

д) В.Г. Распутина

е) П.П. Бажова

13. Ландшафты Русской равнины — источник вдохно­вения для знаменитых художников:

а) И.И. Левитана

б) Н.К.Рериха

в) И.К. Айвазовского

г) В.Д. Поленова

д) И.И. Шишкина

е) Ф.С. Рокотова

14. Зона тундры в Западной Сибири расположена значительно южнее, чем на Русской равнине из-за:

а) пониженного рельефа

б) близости холодного Карского моря

в) заболоченности территории

г) сурового континентального климата

15. Экологические проблемы Западной Сибири связа­ны с:

а) добычей нефти и газа

б) загрязнением атмосферы

в) континентальностью климата

г) ростом городов

16 Характерные черты природы Восточной Сибири:

а) многолетняя мерзлота

б) резко континентальный климат

в) однообразный рельеф

г) горные реки

д) господство тайги

17; Главная особенность циркуляции воздушных масс в Восточной Сибири:

а) господство Сибирского антициклона

б) западный перенос

в) влияние муссонов Охотского моря

г) преобладание циклонов

18. Укажите, какими из перечисленных видов природ­ных ресурсов небогата Восточная Сибирь:

а) гидроресурсы

б) лесные

в) минеральные

г) почвенные

д) биологические

е) агроклиматические

19. Какие из перечисленных уникальных объектов природы включены в список Всемирного природно­го наследия?

а) озеро Байкал

б) река Енисей

в) Алтай и Телецкое озеро

г) река Ангара

д) Красноярские столбы

е) плато Путорана

20. В чем состоит уникальность и ценность озера Бай­кал?

а) содержит ¼ часть запасов пресной воды Земли

б) расположен в сейсмоактивной зоне

в) большое количество эндемичных животных

г) чистота и вкусовые качества воды

д) самое глубокое озеро планеты

е) необычная конфигурация озера

21. Основные причины экологических бед Байкала:

а) небольшой речной сток

б) суровость климата

в) туризм

г) вырубка лесов

д) сброс в реки, впадающие в озеро, промышлен­ных отходов

22. Острова России, относящиеся к Восточной Си­бири:

а) Новосибирские

б) Новая Земля

в) Северная Земля

г) Курильские

23. Типичные черты природы Дальнего Востока:

а) однообразие рельефа

б) контрастность климата и рельефа

в) муссонный климат

г) сейсмоактивность

д) крупные равнинные реки

24. Какие природные уникумы Дальнего Востока
включены в список Всемирного природного на­следия?

а) вулканы Камчатки

б) Уссурийская тайга

в) острова Амура

г) озеро Ханка

д) Курильские острова

е) остров Сахалин

25. Укажите, какие из природных ресурсов Дальнего
Востока до сих пор недостаточно хорошо изучены и
освоены:

а) минерально-сырьевые

б) водные

в) лесные

г) биологические, в том числе и морепродукты

д) рекреационные

е) агроклиматические

26. Первые сведения о Камчатке были получены рус­скими землепроходцами в:

а) XV в.

б) XVII в.

в) XIX в.

г) XX в
27. Установите соответствие:

Регионы России

Знаменательные географические факты

I. Русская рав­нина

П. Северный Кавказ

  1. Урал

  2. Западная Сибирь

V. Восточная
Сибирь

VI. Дальний Восток

  1. начало нового дня

  2. линия перемены дат

  3. крайняя западная точка России

  4. крайняя северная точка России

  5. самая высокая гора России — Эльбрус

  6. самое глубокое озеро мира и России — Байкал

  7. граница Европы и Азии

  8. крайняя южная точка России

9) самое низкое место над уров­нем моря
10) точка, от которой идет отсчет абсолютной высоты над уровнем моря в России

11) самая многоводная река — Енисей

12) полюс холода — Оймякон

13) самый большой полуостров России — Таймыр

  1. самая длинная река — Обь с Иртышом

  2. самая большая заболоченная территория — Васюганье

16) полуостров вулканов и гейзеров

17) самое глубокое море у берегов России

18) самый большой остров Рос­сии

19) самые протяженные горы Рос­сии и Европы

  1. самая большая плоская рав­нина России

  2. ядро формирования Государства Российского

  3. самая высокая плотность населения

  4. близость к самому большому океану Земли

  5. удаленность от морей и океанов

  6. самый большой заповедник России

28. Установите соответствие между природным регионом и расположенным в нем объектом Всемирного природного наследия:

I. Русская равнина

II. Северный Кавказ

  1. Урал

  2. Западная Сибирь

V. Восточная Сибирь VI. Дальний Восток

  1. Девственные леса Коми

  2. озеро Байкал

  3. вулканы Камчатки

  4. Золотые горы Алтая

  5. Западный Кавказ

6) Куршская коса (совместно с Литвой)

  1. Сихотэ-Алинь

  2. Убсунурская котловина (совместно с Монголией)

  3. остров Врангеля

10) Кунгурская пещера

Ответы

1. б; 2. а, в, е; 3. г; 4. д; 5. б; 6. а, б, г; 7. б; 8. 1 — а, в, Д; з, 2 — б, г, е, ж; 9. 1 — б, в, д, е, и, 2 — а, г, ж, з; 10. а, в, г; 11. в; 12. а, б, в; 13. а, д; 14. б, г; 15. а; 16. а, б, д; 17. а; 18. г, е; 19. а, в, д; 20. в, г, д; 21. г, д; 22. а, в; 23. б, в, г; 24. а, б, д; 25. г, д, е; 26. б; 27.1 — 3, 9, 10, 20, 21, 25, II — 5, 7, 8, 22, III — 7,19, 24, IV — 14, 15, V — 4, 6, 11, 12, 13, VI — 1, 2, 16, 17, 18, 23; 28. I — 1, 6, II — 5, III —10, IV —4,8, V —2, VI —3,7,9.

Свежие документы:  План-конспект урока английского языка в 10 классе по теме “Environmental issues”

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: