Развитие творческого мышления учащихся на уроках географии


Карасёва Наталия Ивановна

учитель географии

г. Тольятти

Развитие творческого мышления учащихся на уроках географии

1.Введение

«Модернизация и инновационное развитие -единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшим качеством личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»-отмечено в документе –Национальная образовательная инициатива -«Наша новая школа».

Психологическая составляющая творческой деятельности

Что же такое мышление? В обыденной жизни это словесное рассуждение.

Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.

В жизни встречаются разные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решить разными способами .

Что такое творчество? Процесс деятельно создающий качественно новые материалы и духовные ценности .

Психологическими составляющими творческой деятельности являются:

-гибкость ума;

-систематичность и последовательность мышления;

-диалектичность;

-готовность к риску и ответственности за принятое решение.

У учащихся способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития творческого мышления:

— наглядно действенное,

-причинное,

-эвристическое.

Наглядно действенное мышление позволяет учащимся понимать пространственные и временные отношения. Мышление рождается из действия.

Причинное мышление начинается с осознания последствий своих действий.

Предвидение и планирование лежит в основе творчества. На этапе причинного мышления развиваются следующие способности:

*выделение главной причины из нескольких,

*описание причинно-следственных зависимостей,

*формулирование законов окружающего мира.

Эвристическое мышление опирается на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации.

Как же воспитать творчески мыслящую личность? Какая из педагогических систем, методик и технологий адаптирована к данному заказу общества.?

Активизировать творческий потенциал ученика можно с помощью комплексного использования инновационных технологий обучения:

-информационно-коммуникативных,

-проектно-исследовательских,

— технологии проблемного обучения.



2. Цель и задачи.

Учитывая социальный заказ на формирование творчески мыслящей личности, на повышение качества образования, определилась

ЦЕЛЬ: представить систему педагогической деятельности ,направленной на развитие творческого мышления , обеспечивающего успех учащихся в образовании и жизни.

Задачи: — формирование устойчивого интереса учащихся к географическим знаниям через технологии проблемного обучения;

— формирование ключевых компетенций через использование информационно-коммуникативных технологий , проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями;

— формирование положительного образа региона через инновационно- краеведческий подход в изучении географии Самарской области;

— создание условий творчества и самореализации с помощью средств обучения.

Теоретическо-методической основой в решении поставленных задач являются: теоретические труды по психологии и педагогике личности

(Г.М.Анохина,А.Г.Асмолова,Л.И.Божович,В.В.Давыдов,В.А.Крутецкий);

теоретические основы личностно-деятельного подхода

(Л.С.Выготский,В.В.Давыдов,Д.Б.Эльконин,И.С.Якиманская);

основные положения системного подхода

(Ю.К.Бабанский,А.Б.Орлов,Б.М.Теплов);

теории применения инновационных технологий

(В.И.Лещинский, И.С.Якиманская, В.П.Беспалько, В.В.Васильев идр.)

3.Пути реализации задач.

Технология проблемного обучения- путь к творческому мышлению.

Для обеспечения условий развития личности ученика и формирования у него нестандартного мышления , навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития , и овладения им опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, содержание образования предполагает широкое использование на уроках географии творческих методов обучения.

Творческий метод –путь к развитию мышления. Развивать мышление-значит, формировать и совершенствовать мыслительные операции : анализ и

Свежие документы:  Открытый урок по географии на тему: « Внутренние воды Северной Америки»

синтез, сравнение и обобщение, классификацию, сопоставление, выявление сходства и различий, выявление существенных свойств предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их. Считаю, что наиболее успешно формирование этих умений происходит в процессе проблемного обучения, которое основано на определенном понимании логико-психологических закономерностей развития мышления и творческих способностей в целом. Мышление начинается с проблемного вопроса, удивления или недоумения. Этой проблемой определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, направленный на решения задания ,задач, вопросов.

Основным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, где ученик наталкивается на что-то непонятное, неизвестное. Это новое и неизвестное должно быть открыто для правильного выполнения

нужного действия. Мышление невозможно, если у учащихся нет потребности в решении проблемной ситуации, отсутствуют исходные задания, необходимые для поиска.

К методам проблемного познания относятся:

-частично-поисковый,когда проблема решается по частям с помощью учителя,который ведет учащихся к решению проблем через эвристическую

беседу;

-проблемное изложение материала — учитель ставить перед учащимися проблему и показывает путь решения ее при изложении;

-исследовательский, творческий, когда перед учащимися ставится проблема, а пути решения учащиеся выбирают сами.

Частично-поисковый метод решает проблему в 4 этапа.

География 7 класс. Тема: «Природа Антарктиды»

Проблемный вопрос учащимся «Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?»

1этап. Ученики вскрывают противоречия, заложенные в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.

Они знают, что морозы на материке существуют круглый год, что здесь находится полюс холода Земли (-89),знают почему. А почему же Солнце жестоко? Рассуждают:

причина

Следствие

Долгая полярная ночь

Сильное выхолаживание материка

Поднятие материка из-за льда на 2км

Чем выше, тем холоднее

Льды и снег ,покрывающие материк

Отражение лучей от поверхности

Если Солнце высоко над горизонтом

Жарко

Над Антарктидой солнце низко

Солнце жестокое(в чем это проявляется? Случаи ожогов)

Так ученики выявляют противоречия между сложившимися противоречиями и новыми фактами. Это противоречие может быть решено с помощью гипотезы. Итак, первый этап решения проблемы- формирование гипотезы.

Звучит примерно так: низкое солнце над горизонтом в Антарктиде не должно обжигать кожу лица. Видимо , Антарктида получает много тепла.

2 этап -формулировка проблемы

3 этап- решение проблемы

Доказательство гипотезы. Учащиеся используют знания полученные ранее. Они знают, что полярный день длится долго, значит тепла материк должен получить много, воздух здесь чистый ,прозрачный, высота материка 2км, а кое-где выше 4 км, значит ,солнечные лучи проходят меньший слой воздуха, материк лежит как бы «ближе к Солнцу».Вывод из сказанного во время дискуссии.

4 этап Вывод : «Да, Солнце может обжигать кожу лица и других частей тела»

Исследовательский метод в развитии творческого мышления (наглядно-действенного, причинного и эвристического)чаще применяю в старших классах, где предлагается учащимся самостоятельно решить проблему. Через ролевую игру, работая в группах ученики ищут решение проблемы- «Где бы вы построили алюминиевый завод? Почему?» при изучении «Западно-Сибирского экономического района». Геологи определяют и рассчитывают ресурсообеспеченность, на сколько лет хватит запасов месторождений. Экологи составляют прогноз на возможное загрязнение окружающей среды. Проектировщики выбирают место строительства завода с учетом факторов размещения. В процессе дискуссии

Свежие документы:  Организация научно-исследовательской работы школьников

определили место строительства завода около Сургута:

— есть тепловая электростанция, работающая на газе;

-есть железная дорога, по которой можно завозить сырье из Восточной Сибири, летом можно использовать речной транспорт;

— экологическая обстановка относительно благоприятная, хорошо проветривается воздушная оболочка.

Аллюминий должен получится недорогим.



Изучая Самарский край серьезное внимание уделяем решению экономических и экологических проблем через проектно–исследователь-скую деятельность( эвристическое, причинное)

9 класс. Социально экономическая география России. Промышленные центры Самарской области.

Задание : « Вы глава города Тольятти. Развитию, какого вида транспорта отдали бы предпочтение и почему?»

Город Тольятти экологически «грязный»город(химические предприятия, увеличение автотранспорта, уменьшение площадей лесов), нужно использовать экологически чистый вид транспорта транспорт-электронный,

а это троллейбусы и метро. Троллейбусы можно закупить у соседей в Саратовской области- г.Энгельс. Метро необходимо строить между районами города, чтобы не было автомобильных «пробок» в часы пик..Дети предложили ввести в городе экологический день- воскресенье, когда все жители пользуются только городским экологически «чистым» транспортом, личный транспорт только в будни.

В 11 классе было предложено открыть свое дело за рубежом. «Где и какое дело вы откроете?». Предложений поступило много. Вот одно из них:

-Ученик хотел бы открыть свое дело в Австралии и вложить средства в разведение овец. На юго-западе закупить земли. Здесь саванна, есть корм для животных, проходит железная дорога, можно вывозить и завозить все необходимое. Район слабо заселен –меньше будет конкурентов. Шерсть- одна из статей экспорта государства, спрос будет всегда. Дело должно процветать.

Технология ТРИЗ.

Ребенок, который обучается по репродуктивно-информационному типу,

получает много информации, которую не в силах не только усвоить, но и применить. И перед самыми простыми задачками дети пасуют.

Поэтому моя цель- вооружить ученика знанием методов, подходов, алгоритмов для решения задач разного уровня сложности и находящихся на стыке разных наук. Используя подобный подход, обучение становится процессом, который приносит удовольствие, ориентирует ученика на успех.

Технология задач ТРИЗ такова: учитель читает текст задачи(задание),а

Ученики задают вопросы, на которые учитель может ответить «да» или «нет»

Важно научить задавать вопросы, отсекающие большие куски информации для поиска ответа. При этом дети учатся приемам систематизации, обобщения, повторяют пройденное, видят ,как можно использовать изученный материал для решения практических задач.

Не всегда эти задачи изобретательские, но могут быть исследовательскими,

а также на объяснение причин, явлений окружающего мира. Для их решения нужно иметь определенные знания, которые даю им на уроках, только тогда появляется шанс применить их в ситуации, имитирующей реальную.

При работе над задачами ТРИЗ готовые решения будут выходить не сразу.

Но уже сама возможность генерировать идеи, преодолеть инерцию мышления позволяет настроить учеников на творчество.

Уроки с использованием ТРИЗ. 6 класс. Тема «Ледники»

Известно, что айсберги- это огромные куски льда, которые

откалываются от ледяных полей и дрейфуют в океане.

Существует реальная опасность столкновения судов с ними.

Так, в 1912 году один из самых надежных судов того времени

Свежие документы:  Урок для 8 класса по теме: "Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира"

«Титаник», потерпел крушение из-за столкновения с айсбергам

Ученые стали изучать миграцию гигантских льдин, чтобы

Обеспечить безопасность мореплавателей. Как это можно

сделать?

7 класс. Тема «Атлантический океан»

Во время плавания на Ра Тур Хейердал был поражен, как сильно

загрязнен Атлантический океан. В океан попадает ежегодно

несколько миллионов тонн нефти. Нефтяные пятна пытаются

сжигать, собирать огромными губками. Что предложите вы?

8 класс. Тема «Внутренние воды»

Почему в Якутии дома строят на сваях?

11 класс. Тема « Китай»

В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных

угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель

тучи песка,на 90% состоящие из мелкозернистых частиц

извести, обрушиваются

на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству.

Ураганы здесь случаются 80 раз в год.

Как защитить пашню от бурь?

Учащиеся учатся составлять конкретные вопросы, выявлять причины и

последствия, отбирают наиболее важные признаки, обобщают и делают вывод. Иногда приходится помогать и подсказывать детям. Принимаются все предложенные варианты, что приводит к фантазии, творческому подходу в решении проблем.

Занимательная география.

Одним из приемов формирования и развития познавательного интереса к предмету является занимательность. Разгадывание анаграмм, шагослов, ребусов, кроссвордов способствует развитию логического мышления, наглядно-действенного мышления, одним словом творческого мышления.

Так в игре «Белая ворона» необходимо из набора понятий , терминов, слов, которые относятся к одному признаку, найти исключение.

Например:

6 класс тема «Литосфера и рельеф Земли»

  • Магма, лава, пик, кратер,жерло

  • Кавказ,Карпаты,Памир,Анды,Тянь-Шань

7 класс тема «Страны Европы»

  • Болгария, Бельгия, Бразилия, Швейцария, Греция.

Географические шагословы.

Путешествуя по рекам шаг за шагом, меняя по одной букве, превратить

Лену в Каму, но только так, чтобы на каждом шаге получать имя новой реки.

Л

Е

Н

А

С

Е

Н

А

















К

А

М

А



Географические анаграммы

Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось или термин или название географического объекта

УДАР — Р………………( ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)

ФОРТ — Т……………..(ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)

ПОДВОДА – В…………….(ПАДАЮЩИЙ ПОТОК ВОДЫ)

ИСКОРКА — И……………..(ОСТРОВ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ)

ВАРАН — В……………..(ГОРОД В БОЛГАРИИ)





Презентация.

Нельзя отрицать, что каждый урок географии- это новое открытие, новый поиск, новое путешествие. Повысить интерес к поиску, путешествию, которое обязательно должно заканчиваться успешно, можно через создание и использование на уроках компьютерных презентаций .

Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, реализовать свое «Я»,создает ситуацию успеха, развивает творческое мышление. Использование компьютера на уроке географии делает урок наглядным и выразительным.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, задействуй меня и я пойму.»

В школьном деле учитель центральная фигура. Высота уровня школьного преподавания, его качество больше всего зависит от качества самого учителя. Я убеждена, что если учитель с улыбкой входит в класс, если у него горят глаза и хочется петь, читать стихи, то ученики всегда будут успешными. На своих уроках практикую чтение стихов, музыкальные фрагменты( национальные мелодии), фрагменты песен о географических объектах.





































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: