Статья «Проектная деятельность учащихся по географии»


Учитель географии МОУ «Гимназия №1» г. Балаково

Саратовской области Федорова И.Н.



Проектная деятельность учащихся по географии.


Главная задача школьного образования — не только знакомство ученика с основами различных наук, но и воспитание человека-гражданина, который, овладев «знаниями-умениями-навыками», обладал бы важнейшими для общества ключевыми компетенциями.

Какой тип человека современности и ближайшего будущего будет успешен и востребован, сможет активно участвовать в общественной и производственной жизни современного общества? Пожалуй, вот те качества и способности необходимые для этого: предприимчивость, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, способность принимать решения как самостоятельно, также и в группе, умение творчески относится к выполнению поставленной задачи, желание постоянно учиться новому. Для воспитания этих качеств и развития необходимых способностей, для того чтобы не отставать от требований времени, современному учителю необходимо использовать разнообразный арсенал учебных приемов и технологий. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Метод проектов относится к педагогическим технологиям, с которыми человечество входит в двадцать первый век. По своей сути он является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний». Применение проектной деятельности, активных форм обучения на уроках географии с 6 по 11 классы и во внеклассной деятельности позволяет учителю не только влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития учащихся, но и приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и других проблем современной жизни.

Характерной стороной современного урока географии является организация предметно-практической деятельности, в процессе которой формируются определенные программой по предмету обязательные умения. Метод проектов полностью ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, главное из которых – осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. Достижение действительно творческого результата практически невозможно без грамотно организованного процесса обучения. Чтобы получить качественные проекты старшеклассников, необходимо начинать работу по проектной деятельности с начального курса обучения географии. В процессе работы над учебным проектом учащиеся создают новое знание, которого можно достичь только опираясь на ранее приобретенные знания и общие учебные и предметные умения.

По типологии, предложенной Е.С. Полат, выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Свежие документы:  Итоговая контрольная работа по географии 9 класс

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации и обязательным представлением. Он может быть представлен различными вариантами – от письменной работы, до публичного выступления перед аудиторией. В связи со своими возрастными особенностями шестиклассникам нравится быстро получать осязаемый результат своего труда. Им может стать информационный проект «Вверх по Волге по реке» или «Вниз по Волге по реке». Целью проекта может стать сбор информации о природных и антропогенных объектах на берегах Волги. Работу над такими учебными проектами учащиеся могут выполнять как по группам, так и индивидуально. Учащиеся старших классов могут выполнять более разнообразные и сложные проекты по формам представления результата – от лекций для младших школьников, до презентаций.

  • Учебный проект. 8-9 класс.

  • Тема «Волжские просторы».

  • Информационный проект.

  • Цель проекта: выявить возможности развития туристической деятельности в пригородной зоне города Балаково.

  • Задачи проекта:

  1. Сбор информации о природных, климатических, гидрологических особенностях долины реки Волги в окрестностях города Балаково.

  2. Анализ хозяйственной деятельности человека в Балаковском районе, выявление предприятий, загрязняющих окружающую среду и сбрасывающих отходы в Волгу.

  3. Рассмотрение наиболее приемлемых вариантов туристической деятельности в долине реки Волги и выявление объектов культурного и исторического значения в городе Балаково.

Ход работы над проектом.

Учащиеся выполняют работу по группам и ведут дневники, где фиксируют собранную информацию, указывают источник получения информации и использованную литературу.

Каждая творческая группа отрабатывает материал по двум направлениям: возможность развития туристической деятельности в данном районе и причины, препятствующие этому.

Для выполнения проекта можно использовать материалы краеведческого и исторического музеев города, а также привлекать к выполнению работы родителей, работающих на градообразующих предприятиях города.

Результаты работы представляются в виде творческого отчета групп или презентации, разработки туристических маршрутов или буклетов и т.д.

Данный вид работы позволяет оценивать промежуточный результат.

А также появляется прекрасная возможность изучать родной край в гораздо большем объеме, чем это предполагается в рамках общеобразовательной программы. Краеведческие учебные проекты позволяют не только получать больше знаний по географии родного края, но и воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости и любви к «малой Родине».

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Такая работа, как правило, требует больше времени, но она может стать научным исследованием. Проект включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обязательное обсуждение полученных результатов.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер. Например, макет полярной станции, выставка гербария растительности района, выставка рисунков и т.д. К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести: проекты следствий хозяйственной деятельности человека, проекты создания новых объектов, проекты освоения территорий и др.

Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания и особенности изложения материала, будет включать вопросы аудитории и особенности обращения к ней.

  • Учебный проект. 8 класс.

  • Тема «Карта несуществующего города».

  • Цель проекта:

При определении темы творческого проекта в наибольшей степени требуется учитывать индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Форма представления может быть различной, но очень важно не загружать учащихся лишней работой: громоздкими описаниями, ненужным, излишним оформлением.

Примером творческого проекта может стать концертная программа, посвященная Волге. В музыкальном и поэтическом творчестве различных авторов существенное место занимают произведения, посвященные Родному краю, в частности Волге, и учащиеся 5-6 классов с удовольствием примут участие в работе по подбору информации и подготовке концертной программы. Творческие проекты могут быть кратковременными, например, сочинение-миниатюра «Тайна древних камней».

По мнению многих специалистов, метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.


Свежие документы:  Конспект урока по географии в 6 классе «Самые знаменитые водопады мира»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: