Урок « Озера» (6 класс)
Гладкова Н. В., учитель географии
МБОУ «Первомайская СОШ Цивильского района Чувашской Республики»
Данная разработка представляет собой технологическую карту и краткий конспект урока. Может применяться на уроке усвоения новых знаний по названной теме. На данном уроке используется технология сотрудничества, работа в парах. Тема имеет большую практическую значимость. Для проведения урока используется также материалы ММД «Уроки географии».
Технологическая карта урока
География, 6 класс | |||
Тема урока | Озера | ||
Актуальность использования ИКТ | -Возможность представления в мультимедийном виде рисунков, схем, таблиц. -Визуализация материала | ||
Задачи урока | образовательные | развивающие | воспитательные |
рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
| продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
| воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
| |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Демонстрация карточек- заданий, выполненных в среде МS Power Point, Word, электронный диск
| ||
| Организационная структура урока | ||
Этап 1 | Организационный момент | ||
Цель | Настрой на восприятие учебного материала | ||
Длительность этапа | 1 минута | ||
Этап 2 | Актуализация знаний об озерах. | ||
Цель | Активизировать познавательную деятельность учащихся | ||
Длительность этапа | 3 минуты | ||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация презентации, выполненных в среде Power Point, | ||
Форма организации деятельности учащихся | фронтальная | ||
Деятельность учащихся | Ответы на вопросы, сравнение сообщения детей с авторскими в учебнике | ||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Координатор, организатор Организация фронтальной беседы Объяснение | ||
Этап 3 | Изучение нового материала | ||
Цель | Воспроизведение и первичное осознание нового материала, ее осмысление | ||
Длительность этапа | 15 минут | ||
Форма организации деятельности учащихся | Вступительное слово учителя Работа в парах, делают записи, заполняют таблицу | ||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Рассказывает об образовании озерных котловин и демонстрирует видеофрагменты
Контроль выполнения работы учащимися, координация работы | ||
Промежуточный контроль | Воспроизведение задач работы в парах на уроке. Гимнастика | ||
Этап 4 | Выступления учащихся с выступлениями | ||
Цель | Повышение познавательной деятельности учащихся | ||
Длительность этапа | 10 минут | ||
Форма организации деятельности учащихся | Защита презентации (выступления сообщениями об удивительных озерах, уникумах)поиск дополнительных информаций | ||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Координатор, организатор
| ||
Этап 4 | Закрепление и обобщение знаний | ||
Цель | Закрепление полученных знаний | ||
Длительность этапа | 9 минут | ||
Форма организации деятельности учащихся | фронтальная | ||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе | Координатор, организатор
| ||
Деятельность учащихся | 1)Практическая работа на контурной карте (отметить крупные озера мира, выделить сточные и бессточные озера ) 2)Описание озера (в рабочих тетрадях) | ||
Этап 5 | Подведение итогов урока | ||
Цель | Завершение урока, впечатления от урока
| ||
Длительность | 7 минут | ||
Деятельность | Вывод , оценивание учителем учащихся |
Конспект урока
Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, изучить особенности озер. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
Методы и приемы: Частично- поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с книгой
Основные понятия и термины: озеро, тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные, сточные, бессточные, котловина.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2005 г., атласы, контурные карты, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер, презентация, подготовленная в программе Power Point, проектор, экран, ПК.
Использование форм классной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Географическая номенклатура: озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды-
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
-Ребята, кто догадался, что это?
-Чем оно отличается от реки? От моря?
-Попробуйте сами объяснить, дать определение, что такое озеро?
-А сейчас сравните эти сообщения с авторскими в учебнике.
-Итак, ребята, как можно назвать тему сегодняшнего урока?…
3.Изучение нового материала.
А)Объяснение темы учителем, показ презентации.
Сегодня мы приступаем к изучению озёр. Запишите, пожалуйста, тему урока. Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление на суше называется котловина . от того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид. В озере вода тоже движется, образуя течение. Различие между руслом реки и озерной котловиной. Важное отличие озера от других водоемов- замедленный водообмен. Если в реках полная смена воды происходит в течение 20-25 суток, то в озерах от нескольких до сотен лет. Питание озер происходит в результате мирового круговорота воды. Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек и ручье и грунтовых вод. Величина озер может быть различна. По режиму озера делятся на сточные и бессточные.
Сточные- это озера, в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные- это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.
б) Самостоятельная работа с учебником и атласами в парах или группах. Заполняют таблицу. Каждая пара будет заниматься с одним видом котловин по плану:1)происхождение котловины, 2)как образуются, 3)примеры озер.
В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин и демонстрирует видеофрагменты об условиях образования озерных котловин.
4.Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера- уникумы.
-Сладкое озеро (Урал)
-Озеро чернил (Алжир)
-Озеро асфальт
-Озеро- кастрюля(Африка)
5.Закрепление. Практическая работа:
1)Нанести на контурную карту крупные озера мира
2)Описание озера по плану в рабочих тетрадях.
План :
Название озера.
На каком материке и в какой его части расположено озеро?
Между какими параллелями и меридианами располагаются?
Происхождение котловины.
Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
Солёное или пресное?
6.Итог урока.
Выводы: 1)Природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности называют озером. Озера отличаются от других водоемов замедленным водообменом.
2)Углубления земной поверхности, в которых располагаются озера, называют озерными котловинами. Наиболее распространенные: тектонические, вулканические, запрудные, старицы, ледниковые.
3)Озера существуют до тех пор, пока получают воду со своего водосборного бассейна. Озера делят на сточные и бессточные, соленые и пресные.
Домашнее задание: Параграф № 31, выполните в тетради работу “Описание озёра” (на выбор).
Рефлексия.
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Что еще хотелось бы узнать?
Спасибо, ребята, вам за урок!
Пусть ваших детских, глубоких и чистых глазах как озера, светятся лучинки этого солнышка!