Технологическая карта урока Географии «Земная кора» 6 класс


Технологическая карта урока географии по теме «Земная кора»


Авторы, разработчики:


Учитель географии Аганина Оксана Александровна МКОУ «СОШ № 11» , г. Миасс

Предмет

География ( рабочая .программа составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы, авторы, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л.Е. Савельева , издательство Дрофа. 2013г.

Класс

6 класс

Тип урока

Урок развивающего контроля

Технология построения урока

Технология критического мышления.

Тема

Земная кора

Цель

Обобщить и развить знания учащихся о земной коре.

Задачи

Общеобразовательная: закрепить полученные знания об особенностях строения земной коры: материковой и океанической обеспечивающих особенностях расположения форм рельефа.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, умение работать в команде .

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения.

Основные термины, понятия

Земная кора, ядро земли, мантия, магма, минералы, горные породы, литосфера, рельеф, горы, равнины, землетрясения, вулканизм, срединно-океанические хребты

Таблица № 2

Планируемый результат

Предметные умения













Личностные УУД

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.


Регулятивные УУД:

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

— работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

-анализировать и исправлять собственные и чужие ошибки

Познавательные УУД

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

умение давать характеристику формам рельефа , используя алгоритм

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Таблица № 3

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:


Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная



Учебник, атлас

Маршрутный лист

Библиотека электронных наглядных пособий (БЭНП) «Природоведение»,

Технические средства обучения:

Компьютер

Интерактивная доска












Таблица № 4

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности



Табл № 5

Технология изучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

вызов


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.


Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

— публично защищать свою позицию

Личностные УУД:

-осознание ценности географичес-ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

— актуализация и систематизация знаний о строении земной коры, о рельефе, о внутренних и внешних силах, формирующих рельеф.

  1. Предлагает учащимся на фоне музыкального произведения посмотреть иллюстрации. Как вы думаете, что объединяет все эти иллюстрации?

  2. Выслушивает мнение учащихся.

  3. Какое слово будет ключевое?

  4. Вместе с учителем формируют цель урока.

Предлагает отправиться в экспедицию на дно океана и в толщу земной коры. С целью подтвердить или опровергнуть гипотезу об одинаковом или различном строение земной коры (на экране фото стартующего корабля).

Маршрутный лист (на каждую группу)

Участника(цы) первой экспедиции

6-б класса МКОУ СОШ№11, команды «Земляне»

Ф.И._______________________________

Тема: «Строение земной коры»

Цель: углубить и развить знания о земной коре.

Задание №1. Используя знания темы «земная кора » и информацию интернета, заполните таблицу и обоснуйте уникальность земной коры

Название команды

Строение океанической земной коры

Горные породы, слагающие ОЗК

Добыча полезных ископаемых на дне океана









Название команды

Строение материковой земной коры

Горные породы, слагающие МЗК, их происхождение

Добыча полезных ископаемых на поверхности суши




,





Название команды

Рельеф дна океана

Вертикальные и горизонтальные движения ОЗК

Толщина океанической земной коры









Название команды

Рельеф поверхности материков

Вертикальные и горизонтальные движения МЗК

Толщина материковой земной коры









Комментируют и объясняют, что объединяет эти иллюстрации.


Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

Делятся на четыре команды (заранее):







На старт! Поехали!

Вспоминают, что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию, каждая группа работает с интернетом, выбирает информацию по своему заданию, анализируют, систематизируют, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первое задание: оформляют отчёт.

Отчеты групп в виде презентации.



осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

— работать по плану, инструкции;

— осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

— учет разных мнений,

— планирование работы учебного сотрудничества,

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД:

— учебно-познавательный интерес,

— самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

знание особенностей строения земной коры, взаимодействие внутренних и внешних сил на формирование рельефа Земли, изучение и использование знаний о земной коре человеком для своих нужд.

-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

— развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

  1. Предлагает приступить ко второму заданию в маршрутном листе.






























2.С целью систематизации изученного материала предлагает приступить к выполнению третьего заданию.








Задание №2. Ответьте на вопрос: Как внутреннее строение Земли может повлиять на внешний облик Земли. Ответы подтвердите примерами.

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Земля покрыта твердой оболочкой – земная кора, под ней находится мантия — расплавленное вещество, в центре Земли расположено твердое ядро. Мантия под давлением изливается на поверхность Земли и образует новые формы рельефа — горы. Литосферные плиты, из которых состоит земная кора, медленно перемещаются, сталкиваются и образуют формы рельефа – горы системы. Землетрясения разрушают крупные формы рельефа, превращая в более мелкие и выровненные.


Выполняют 3-задание.

Этап №3. Составьте схему действия внутренних и внешних сил на формирование рельефа. Сделайте вывод о причинах разнообразия рельефа Земли.


Слушают друг друга, анализируют и выполняют поставленную задачу – составление схемы. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.


Рефлексия

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

— выстраивание логической цепочки рассуждения;

— рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

— называть методы изучения Земли;

— объяснять значение понятий: земная кора, ядро земли, мантия, магма, минералы, горные породы, литосфера, рельеф, горы, равнины, землетрясения, вулканизм, срединно-океанические хребты.

— приводить примеры географических следствий движения Земли.


Организует рефлексию.

Задание №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.


Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:



  1. Организует процедуру самооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).



3.Итог урока.

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.




А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.


Задание №4

Выполняют тест





























Осуществляют процедуру самооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Слушают, анализируют.

Отвечают на вопросы:




Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить сказку о возникновении горных пород, нарисовать рисунок, сочинить эссе по теме сегодняшнего урока «Земная кора».


Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!
































Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.



Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее — УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1) предъявление контролируемого варианта;

2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

4) критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1) написание учащимися варианта контрольной работы;

2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.



Остановимся более подробно на структуре уроков каждого типа.

УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ имеют следующую структуру:

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.



1урок (Проведение контрольной работы)

1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контролъно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

1)определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

2)актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

4)установить форму и процедуру контроля;

5)предъявить критерий выставления оценки.

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Для этого необходимо:

1) организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

2) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;

3) организовать мотивациюучащихся («хочу» — «надо» -«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

4)организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;

5)организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

6)предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.



II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.



3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» — «надо» — «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;

2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости — согласование их оценок с оценкой учителя.



Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

1)уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок — место затруднений;

3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, — причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.



4. Основной целью этапа построения проекта коррекцш выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).



5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) — с помощью предложенного эталона для самопроверки;

2)в первом случае — соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.



6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

1)обсуждение типовых ошибок;

2)проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.



7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

1)выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

2)провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

3)зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.



8. Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;

2)выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.



9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1)проговаривают механизм деятельности по контролю;

2)анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

3)называют способы действий, вызвавшие затруднение;

4) фиксируют степень соответствия поставленной цель контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

5)оценивают полученные результаты собственной деятельности;

6)при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Алматы, Байконыр – уникальные города страны" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: