Внедрение элементов модульной технологии в изучении социально-экономической географии Мира (в условиях вечерней школы)


Департамент образования

администрации города Перми

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1»

г. Перми








Внедрение элементов

модульной технологии в изучении

социально-экономической географии Мира

(в условиях вечерней школы)






Обобщение опыта

учителя географии

МБОУ «ОСОШ № 1» Казанцевой С. Г.










Пермь, 2011

ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ.


После многолетнего негативного отношения к вечерним школам наше правительство стало, наконец, понимать, что в системе непрерывного образования «вечерки» занимают свою достойную нишу. Однако дальше понимания дело пока не дошло.

Темпы развития общества достаточно велики, и знаний, которые человек получает за время обучения, ему не хватает. Следовательно, с точки зрения социальной значимости навыков, формируемых у учащихся, на первое место можно поставить навыки самообразования, самоформирования.

В нашу школу приходят подростки не самые умные и не самые прилежные: 80 – 85 % учащихся имеют трудности в обучении, связанные с болезнью, психологическими особенностями, педагогически запущенные.

Это учащиеся с чрезвычайно низким уровнем обученности по всем предметам в том числе по географии.

По данным исследования школьного психолога Плюсниной Т. Г. в рейтинге учебных предметов география и биология стоит на последнем месте.

Не следует упускать из виду предыдущий отрицательный опыт обучения некоторых детей, что ведет к отсутствию мотивации дальнейшего обучения.

Кроме того, следует отметить отсутствие навыков самостоятельной работы у большинства поступающих, в ведь именно те знания являются прочными, которые человек добывает самостоятельно в результате своей деятельности.

Таким образом, проблемы низкого уровня обученности детей и психофизические особенности контингента обучающихся ставит перед педколлективом задачи:

  • Доведение знаний, умений и навыков поступающих детей до минимального уровня базового стандарта;

  • Формирование навыков самообразования и саморазвития детей.

Поэтому форсы организации учебной деятельности на уроках географии должны носить нетрадиционный фронтальный характер, но и групповой.

В моей деятельности все более широкое распространение получают различного рода опоры: схемы связей или системы понятий, конспекты уроков, карточки с заданиями.

На уроках часто применяется применение индивидуальной формы организации учебной деятельности. Такая форма работы имеет большое значение для отработки умений, развития творческих способностей и самостоятельности.

Безусловно, большое значение для прогрессивной тенденции в развитии урока географии состоит в расширении места, занимаемого в нем групповой организации учебной деятельности.

Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно. Перевод обучения на субъект – субъективную основу требует такой педагогической технологии, которая обеспечила бы ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, коллективизма, умений управлять учебно-познавательной деятельностью.

По сути нужна технология, которая позволит «научить учиться». Таковой технологией считают модульное обучение, основная идея которого заключается в том, что ученик учится сам, а учитель управляет его учебной деятельностью.

Основополагающее понятие в данной технологии – модуль.

Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология владения им. Модуль можно рассматривать как программу обучения.

В основе любой модульной программы лежит совокупность целей, которую можно представлять в виде древа.

Ствол древа по содержанию соответствует отдельной теме, для которой формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ).

Стволовые ветви соответствуют отдельным урокам, к каждому из которых формируются свои интегрирующие цели (ИДЦ).

Модульные уроки подразделяются на УЭ или этапы урока. Отличительной особенность модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента ставятся свои частные дидактические цели.


ИДЦ2

ИДЦ3


ИДЦ4

ИДЦ1


ЧДЦ




КДЦ



Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так как эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков ил занятий. Системна работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов. (Приложение).


Структура модульного блока – цикла (МБЦ).


Вводное занятие


М1

М1

М1

М1

М1

М1









Выходной контроль




В модулях используются разнообразные носители учебной информации. Так как учебные элементы непосредственно связаны со средствами обучения, то в зависимости от носителя выделяются разные типы УЭ.


Типизация УЭ на основе носителя учебной информации.


Учебный элемент (УЭ)

Носитель учебной информации

Указания ученику к применению

Текстовой

Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати.

Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план, и т. д. (Приложение)

Картографический

Атлас, настенные карты, картосхемы.

Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т. д. (Приложение)

Табличный

Таблицы, графики, блок – диаграммы.

Определи, сравни, опиши динамику изменения и т. д. (Приложение)

Словесный

Учитель, докладчик, лектор.

Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, план, ЛОК, конспект и т. д. (Приложение)

Компьютерный

Базы данных, мультимедийные средства обучения.

Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т. д. (Приложение)

Аудиовизуальный

Видео, кино, слайды, записи, диски.

Ответь на вопросы, составь свой комментарий т. д. (Приложение)


В модульном уроке академические УЭ часто сочетаются с разнообразными игровыми учебным элементами. Первые предпочтительны для изучения нового материала, вторые – для закрепления и практического применения.

Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообучения).

Инструкция модуля может предполагать:

  • Индивидуальную самостоятельную работу ученика;

  • Партнерскую работу в парах;

  • Работу в группе (Приложение).

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии характерна индивидуализация программы.


Задачи учебника при работе с модулем:


Учебник имеет у себя инструкции, в которой определены:

  • Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ.

  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения).

  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т. п.).

  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т. п.).


Задачи учителя:


Роль учителя сводится к следующему:

  • Разработка инструкций модулей.

  • Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

  • Уточнение модулей при работе с ними.

  • Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.


Модульная технология определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстаивающим.




Данная технология эффективна, потому что дает:

  1. возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

  2. возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;

  3. возможность работать дома в случае пропусков по болезни;

  4. комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий» контроль);

  5. развитие личностных качеств школьника (самостоятельности: умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);

  6. консультирование и дозированная персональная помощь от учителя;

  7. дети учатся самостоятельно осваивать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями;

  8. повысилась успеваемость «слабых» учеников, а так же средняя успеваемость в классе на 23 %;

  9. усиливается мотивационный компонент;

  10. у учителя есть реальное время для работы с отстающими учениками.


Классификация методов проблемно-модульного обучения.



ВЕДУЩИЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕТОДОВ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Конструктивные

  1. Проектирование содержания обучения;

  2. Структурирование учебного материала;

  3. Стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся.

  1. Метод укрупненных проблем;

  2. Метод проектов

Ситуативные

  1. Организация восприятия учащимися учебной информации;

  2. Организация мыслительной деятельности учащихся;

  3. Обеспечение учебно-познавательных ситуаций.

  1. Методы коллективной деятельности:
    — мозговой штурм;
    — анализ ситуаций;
    — метод ассоциаций.

  2. Метод практических задач;

  3. Метод информационной накачки;

  4. Дидактическая игра

Диагностические

  1. Контроль и оценка учебных достижений учащихся;

  2. Самоконтроль, взаимоконтроль: проверка степени усвоения материала самими учащимися

  1. Метод опоры на ошибки;

  2. Метод аудита;

  3. Метод проб и ошибок;

  4. Методы контроля;

  5. Провокационные методы (завуалированная ошибка, . . )




































Организация

самостоятельной деятельности учащихся

методом решения учебных задач.


АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ.


  1. Внимательно прочитай задачу.

  2. Внимательно прочитай текст учебника.

  3. Проанализируй текст, поищи ответ другим способом.

  4. Выбери форму решения задачи (описание, схема, таблица, рисунок)

  5. Оформи ответ.

  6. Получи у учителя ключ к решению задачи, оцени свое решение.

  7. Скорректируй свое решение при необходимости с опорой на текст учебника, а не на ключи учителей.





ОРГАНИЗАЦИЯ РЕФЛЕКСИИ.


Сможешь ли объяснить решение другому?


Доволен ли ты своей работой

Свежие документы:  Тест по географии "Природные зоны" для 7 класса

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: