Конспект урока на тему «Площадь прямоугольного треугольника»


Конспект урока по математике

Тема: «Площадь прямоугольного треугольника»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для усвоения детьми понятия «площадь прямоугольного треугольника».

Задачи урока:

1) Ввести понятие площади прямоугольного треугольника;

2) Вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;

3) Учить находить площадь прямоугольного треугольника;

4) Тренировать навыки решения задач на нахождение площади прямоугольного треугольника;

5) Развивать речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес;

6) Воспитывать стремление детей заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

1) Учебник Математика 4 класс, часть 1, Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких;

2) Геометрические фигуры (прямоугольники) для каждого ребенка;

3) Ножницы;

4) Цветные карандаши;

5) Листочки с изображением прямоугольного треугольника;

6) Интерактивная доска и мультимедийный пректор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Присаживайтесь.



— Откройте тетради и запишите число.



— Что мы с вами всегда делаем в начале урока?



— Назовите этапы урока.








Запись даты.



— Определяем этапы урока.



1) Актуализация опорных знаний

2) Постановка проблемы

3) Определение темы и целей урока

4) Поиск решения учебной проблемы

5) Тренировочные упражнения

6) Итог урока


2. Актуализация опорных знаний

— Хорошо, молодцы!



— Приступаем к первому этапу.



— Назовите цель данного этапа урока.



— Что вы видите на слайде?



— На какие группы можно разбить эти геометрические фигуры?





— Ребята, как вы думаете почему мы урок начали с работы над геометрическими фигурами? О чём пойдёт речь на уроке? Чему будет посвящён урок?










— Разминка для ума, вспомнить изученный материал.

— Геометрические фигуры.



— На объёмные и плоские, по цвету (красные, синие и жёлтые), по размеру (большие и маленькие).

Высказывания детей.

3. Постановка учебной проблемы

— Переходим к следующему этапу урока.

— Цель этапа?



— Какие геометрические фигуры изображены на слайде?





— Какими свойствами обладает каждая фигура?













— Подумайте, что мы можем вычислить у прямоугольника?



— Назовите формулу нахождения периметра и площади прямоугольника.



— Что мы можем вычислить у квадрата?



— По каким формулам находятся периметр и площадь квадрата?



— Что мы можем вычислить у треугольника?



— А ещё что? Треугольник занимает какую-то площадь?



— Значит, что мы ещё можем вычислить?



— Как вычислить периметр треугольника? Назовите формулу.



— Назовите формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Не можете? А почему?



— И вы, наверное, уже догадались, на какой вопрос нужно ответить сегодня на уроке?



— Определение главного вопроса урока.

— Прямоугольник, квадрат и прямоугольный треугольник.







— У прямоугольника противоположные стороны равны. У квадрата все стороны равны. У прямоугольного треугольника всегда 1 угол прямой, а другие 2 угла острые.

— Периметр и площадь.





P=a∙2+b∙2

S=a∙b



— Периметр и площадь.



P=a∙4

S=a∙а



— Периметр.



— Да.





— Площадь.



P=a+b+c





— Мы ещё с ней не знакомы.







— Как найти площадь прямоугольного треугольника?


4. Определение темы и целей урока.

— Пожалуйста, сформулируйте тему урока.



— Назовите уели урока.

— Площадь прямоугольного треугольника.

Высказывания детей.


5. Поиск решения проблемы.

— И мы с вами переходим к следующему этапу урока.

— Цель данного этапа?







— Попробуем с вами сами вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника. Нам предстоит небольшая практическая работа. У вас на столах лежат прямоугольники. Наша задача сейчас найти площадь прямоугольников.



— Что нам нужно знать, чтобы найти площадь прямоугольника?



— Измеряем длину. Чему она равна?



— Записываем на листочек.



— Измеряем ширину. Чему она равна?



— А теперь самостоятельно найдите площадь вашего прямоугольника.



— Чему равна площадь?



— А теперь разрежьте ваши прямоугольники по диагонали.



— Что у вас получилось?



— А какие это треугольники?



— Почему они прямоугольные?



— Давайте сравним эти треугольники способом наложения.



— Что можно сказать про эти треугольники?



— А скажите это «математическим языком».



— Итак, значит, разрезав наш прямоугольник по диагонали, мы поделили его пополам.



— А теперь подумайте и скажите, чему будет равна площадь одного треугольника, если площадь целого прямоугольника была равна 280 см2?



— Как это узнали?



— А чему будет равна площадь второго треугольника?



— Почему?



— Вывод: как вычислить площадь прямоугольного треугольника?



— Как же будет выглядеть формула нахождения площади прямоугольного треугольника?



— Как нам надо изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника?



— Убедиться в правильности нашего открытия поможет правило в учебнике на с. 95



— Верно наше предположение?



— Как называются стороны у прямоугольника?

— Стороны прямоугольного треугольника тоже имеют свои названия.



— А вот какие, вы мне скажите сами, прочитав правило в учебнике на с. 94.



— Так как называются стороны у прямоугольного треугольника?





— Ответить на поставленный вопрос, узнать, как находить площадь прямоугольного треугольника.















— Длину и ширину.





20 см







14 см









280 см2









— Получилось 2 треугольника.



— Прямоугольные.



— Есть 1 прямой угол.









— Они равны, одинаковые.



— Площади этих треугольников равны.







— Будет равна 140 см2.









280:2=140



— Тоже 140 см2





— Потому что треугольники равны.

— Надо площадь прямоугольника разделить на 2.







— Если площадь прямоугольника a∙b, то площадь прямоугольного треугольника равна S=(a∙b):2.











— Длина и ширина.















— Катеты и гипотенуза.




6. Тренировочные упражнения

— У вас на партах лежат листочки с изображением прямоугольного треугольника.

— Для вас задание: синим карандашом обвести катеты, а красным карандашом – гипотенузу.



— Проверяем.



— А теперь будем учиться использовать нашу новую формулу при решении задач.



— Открываем учебник на с. 95. Выполним письменно номер 7 (а,б).



После номера 7 (а) провести физминутку, а потом приступать к номеру 7 (б).



— А теперь номер 7 (б) выполнит … (имя ученика).



Запасное задание.

— А теперь интересное задание. Найти площадь фигуры.







5 см





4 см







8 см






Работа на листочках.



















Работа в тетрадях.











Работа ребёнка у доски с объяснением.

7. Итог урока

— Возвращаемся к началу урока.



— Как звучала тема?



— Какие цели поставили перед собой?



— Достигли первой цели?



— Достигли второй цели?



— А теперь давайте составим «дерево успеха».



— У вас на парте три листочка: красного, зелёного и оранжевого цвета.



— Каждый листочек обозначает:



Зелёный – мне всё понятно по новой теме;

Оранжевый – в целом всё понятно, но есть вопросы для уточнения;

Красный – я ничего не понял по новой теме.



— Ваша задача выбрать листочек определённого цвета и приклеить к дереву.



8. Домашнее задание

С. 95, №7 (в), №9 (1 столбик)






скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: