Конспект урока по геометрии «Четырехугольники» 8 класс


Открытый урок по геометрии в 8-м классе по теме: «Четырехугольники»

Цели урока:

  • повторение понятия четырехугольника, его видов, свойств, практические способы определения видов четырехугольников;

  • развитие математической речи, умения систематизировать и обобщать знания;

  • воспитание самостоятельности, активности.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Мы закончили изучать тему “Четырехугольники”. Цель урока – повторить определения четырехугольника, параллелограмма, их видов; обобщить свойства этих фигур, показать применение этих свойств на практике. Все эти знания помогут нам при изучении свойств тел в дальнейшем при решении задач стереометрии.

Запишите в тетрадях число, тему урока.

Итак,

І этап работы:

Повторим определения и свойства четырехугольников

Фронтальный опрос /устно/.

1 — что называется четырехугольником? /Cоставляем диаграмму, изображающую четырехугольни-ки и его виды в виде разноцветных кругов, накалывая их на доску/;

2 – назовите виды четырехугольников;

3 – что называется параллелограммом?

4 – назовите свойства параллелограмма;

5 – что называется прямоугольником?

6 – назовите свойства прямоугольника;

7 – что называется ромбом?

8 – назовите свойства ромба;

9 – что называется квадратом?

10- назовите свойства квадрата;

11- что такое трапеция?

12- назовите виды и свойства трапеции.

/В процессе опроса на доске появляется диаграмма./

<Рисунок 1>

II этап. Историческая справка.

Сейчас вы услышите рассказы, почему четырёхугольники так называются (учащиеся представляют заранее подготовленные сообщения)

1 ученик: Термин «параллелограмм» греческого происхождения и согласно Проклу, был введён Евклидом.

Понятие параллелограмма и некоторые его свойства были известны ещё пифагорейцам. В «Началах» Евклида доказывается следующая теорема:

в параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам. Евклид не упоминает о том, что точка пересечения диагоналей параллелограмма делит их пополам. Он не рассматривает ни прямоугольника, ни ромба. Полная теория параллелограмма была разработана к концу средних веков и появилась в учебниках лишь в XVII веке. Все теоремы о параллелограммах основываются непосредственно или косвенно на аксиоме параллельности Евклида.

Параллелограмм даёт определения прямоугольнику, ромбу; в жизни параллелограмм – это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ. В физике параллелограмм применяется при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующих сил.

2 ученик: Слово «ромб» тоже греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу. Ромб связывали первоначально с сечением, проведённым в обмотанном веретене. В «Началах» Евклида термин «ромб» встречается только один раз, свойства ромба вообще не изучаются.

Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитку в виде ромба, квадрата – из них получаются красивые узоры.

3 ученик: Термин «квадрат»происходит от латинского слова – сделать четырёхугольным.

«Первый четырёхугольник, с которым познакомилась геометрия, был квадрат»

Трапеция слово греческое, означавшее в древности «столик». Сравните трапеза, трапезная. В «Началах» термин «трапеция» применяется не в современном, а в другом смысле: любой четырёхугольник (не параллелограмм). «Трапеция» в нашем смысле встречается впервые у древнегреческого математика Посидония.

III этап работы.

Мы повторили определения и свойства четырехугольников, проверим теперь, как вы видите эти свойства в фигурах.

Математический диктант. (На доске заранее нарисованы фигуры).

<Рисунок 2>

Отвечая на вопросы диктанта, пишем ответ – номер фигуры, обладающей данным свойством.

  1. У какой из фигур диагонали, пересекаясь, делятся пополам?

  2. У какой из фигур диагонали равны?

  3. У какой из фигур диагонали делят углы пополам?

  4. У какой из фигур диагонали перпендикулярны?

  5. У какой из фигур диагонали равны и перпендикулярны?

  6. У какой из фигур равны противолежащие углы?

  7. У какой из фигур равны все углы?

  8. У какой из фигур равны углы, прилежащие к одной стороне?

  9. У какой из фигур противолежащие стороны попарно параллельны?

  10. У какой из фигур параллельна пара противолежащих сторон?

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и карандашом или цветной пастой проверьте диктант товарища.

Ответы заготовлены заранее на доске и закрыты.

IV этап работы.

Устно решаем задачи, предложенные на плакатах.

<Рисунок 3>

Vэтап. Вывод. Подведение итогов.

Итак, мы повторили определения и свойства четырехугольников, говорили об их практическом применении, о нахождении различных элементов четырехугольников.

Оценки за диктант и практическую работу будут выставлены к следующему уроку.

VI этап. Домашнее задание.


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Thoughts that help us live"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Геометрия: