Доклад по истории «Игра и учебная наглядность при изучении нового материала»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старостуденецкая средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»





Доклад по истории


«Игра и учебная наглядность при изучении нового материала»










подготовила

учитель истории и обществознания

Загидуллина Гульнар Махмутгареевна









с.Старый Студенец

2012



Игра и учебная наглядность при изучении нового материала


Игра – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Ф. И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку, третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые – решают свои коммуникативные проблемы.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, противостоит пассивному слушанию или чтению.

В процессе игры интеллектуально-пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно не доступен в обычной учебной ситуации.

Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний, в игре проходит огромная воспитательная работа.

При изучении нового материала очень большое значение имеет наглядность. Наглядность бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Игровые возможности наиболее реализуемы применительно к первым двум.

Работа с наглядностью на уроке истории состоится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Если учитель использует учебную картину, он добивается, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может строиться на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания по событийной картине. В рассмотрении типологической картины наиболее характерны прием – беседа, помогающая учащимся самостоятельно извлекать знания.

В игре «Живая картина» необходимость внимательного анализа диктует последующее сценическое творчество, поскольку ученикам дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Продажа крепостных», «Суд во времена «Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д. или какое-нибудь известное историческое полотно: «переход Суворова через Альпы», «За расчетом», Боярыня Морозова» и т.п. Т. Н. Иванова8 советует при первоначальном знакомстве с этой игрой, за несколько дней до урока предложить учащимся заранее подготовленный текст инсценировки по картине.

Свежие документы:  Игра-викторина по информатике «Информышка» 5-7 класс

Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости внимательного рассмотрения репродукции картины, изображения скульптурной композиции или архитектурного памятника.

Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определенное время готовит содержание и «экскурсии» о данном экспонате, но для разнйх групп экскурсантов:

первая группа – для детей старшей группы детского сада;

вторая группа – для школьников 5-го класса;

третья группа – для студентов вуза;

четвертая группа – для иностранных туристов.

После отведенного на подготовку время (10 мин), от каждой группы выделяется представитель, который «проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната. А 3 – 4 человека из его группы играют роли экскурсантов.

Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX в., в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К. А. Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщенные сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с текстом учебника, и выстраивается текст экскурсии.

При игре не обязательно устраивать групповую работу. Если иллюстрация есть в учебнике, то игровое задание может быть дано по вариантам для каждого. Его необходимо выполнить в письменном виде. А по истечении отведенного времени желающие проводят свой вариант «экскурсии» у доски.

В зависимости от замысла учителя данные положения при проведении игры могу быть реализованы на одном уроке или растянуты во времени на несколько уроков.

Достоинство урока с использованием игр состоит в следующем:

1) Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников – внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение.

2) Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность.

3) Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех участников класса.

4) Посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении.

5) Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям историей:

— историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления;

— способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического исследования;

способность к историческому сопереживанию.

6) Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.


Использованная литература

Свежие документы:  Открытый урок по истории в 10 класс "Отмена крепостного права"

1. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.

2. Иванова Т.Н. История в 7 классе .Сценарии ролевых игр, тесты.Чебоксары,1993

3. Лернер И. Я. Познавательные задачи в изучении истории. М., 1968.

4. Лещинер В. Р., Полторак Д. И. Нормы и стандарты исторического образования в англоязычных странах. Преподавание истории в школе. 1993 №6

5. Платонов К. К., Голубев Г. Р. Психология. М., 1977.

6. Психология.Словарь. М., 1990




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: