Эпоха Возрождения в Западной Европе


Эпоха Возрождения в Западной Европе

     XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли,  вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий  конца  XV  и  начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.  Почти повсеместно теперь выдвигаются на  первый план города.  
     Все перемены в жизни общества сопровождались широким  обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук,  литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в  городах  Италии,  это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для  распространения  литературных и научных произведений,  а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

     Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке древности

Это понятие возникло на основе широко распространенной в то  время  исторической концепции,  согласно  которой  Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей  цивилизации  классической культуры,  историки того времени  полагали,  что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.  Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века.  Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху

     Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения.  Правдивое изображение  мира  и  человека должно было  опираться  на их познание,  поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную  роль.  Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,  среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

     Искусство античности  составляет  одну  из  основ художественной культуры Возрождения.

     Работы художников становятся подписными,  то есть подчеркнуто авторскими. Все  больше появляется автопортретов.  Несомненным признаком нового самосознания является и то,  что художники все чаще  уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.

     Художники начинают  удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен  на такую высоту,  что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей.  Ему вполне хватает прозвания «божественный».  Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали всякие титулования,  а писали просто «Микеланджело Буонаротти.

     В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение  к  классической традиции.  Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций,  в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества.  В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские  здания  (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) — жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры.

Общей чертой — стремление к правдивому  отражению реальности.  

1. Эпоха Возрождения и ее социально-экономические предпосылки
Возрождение: в переводе с итальянского языка Rinascimento или с французского языка Renaissance.

В истории культуры Возрождения можно выделить три этапа:

1. Раннее Возрождение — XV в.

2. Высокое Возрождение — первая треть XVI в.

3. Позднее Возрождение — середина и конец XVI в.

Возрождение начинается с критики прежней средневековой культуры, как варварской. Возрождение постепенно начинает критиковать всю предшествующую ему культуру как «тёмную», упадническую

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Средневековое рыцарство"


Второй этап характеризуется появлением великих деятелей культуры, «титанов» Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи и др. И действительно, кто бы из наших современников мог, как Леонардо да Винчи, быть инженером-изобретателем, писателем, художником, скульптором, анатомом, архитектором, фортификатором? И в каждом виде деятельности Леонардо оставляет величайшие творения своего гения: подводный аппарат, чертежи вертолёта, анатомические атласы, скульптуры, картины, дневники. Но время, когда человек мог творить свободно в силу своего таланта, призвания, быстро заканчивается.

Наступает трагический период в истории Возрождения: вновь утверждается диктат церкви, горят сжигаемые книги, свирепствует инквизиция, Художники предпочитают творить формы ради форм, избегая социальной, идеологической тематики, восстанавливая пошатнувшуюся было догму, авторитет, традицию. Возрожденческие начала в культуре замирают, но жизнь не стоит на месте. Берёт верх другая тенденция, которая и определяет лицо новой культурной эпохи — Абсолютизма и Просвещения.

Характерные черты и особенности культуры Возрождения.


Обычно, характеризуя культуру Возрождения, выделяют ещё следующие черты: гуманизм, культ Античности, антропоцентризм, индивидуализм, обращение к земному, плотскому началу, героизация личности. Другие исследователи добавляют ещё ряд характерных признаков: художественный реализм, зарождение науки, увлечение магией, развитие гротеска и т. п. 


Достижения и ценности культуры Возрождения.

Пристальный интерес, который проявляет Возрождение к прошлому, к античности, привёл к тому, что ценностью стали сами памятники культуры. Именно возрождение открывает коллекционирование, собирательство, сохранение памятников культуры, особенно художественной.


Но в культуре Возрождения центр восприятия мира сместился. Теперь человек — исходный пункт. А значит, и его иллюзии, заблуждения — реальность, данность. Значит, надо изображать мир таким, каким он кажется человеку. Возникает привычная для нас «естественная» «прямая» перспектива, «перспективная» живопись. Итальянский художник XV в. Пьеро делла Франческа в «Трактате о живописной перспективе» писал: «Живопись — не что иное, как показывание поверхностей и тел, сокращённых или увеличенных на пограничной плоскости так, чтобы действительные вещи, видимые глазом под различными углами, представлялись на названной границе как бы настоящими, а так как у каждой величины всегда одна часть ближе к глазу, чем другая, а более близкая всегда представляется глазу на намеченных границах под большим углом, чем более отдаленная и так как интеллект сам по себе не может судить об их размерах, то есть о том, какая из них ближе, а какая дальше, то поэтому я утверждаю, что необходима перспектива». Культура Возрождения, таким образом, возвращает ценность чувственному познанию человека, ставит в центр мира человека, а не идею, Бога, как Средневековье.

Символизм Средневековья уступает своё место открытой трактовке образов: Дева Мария — это и богоматерь, и просто земная мать, кормящая дитя. Хотя двойственность сохраняется, но на первый план выходит светский смысл её существования, человеческий, а не сакральный. Зритель видит земную женщину, а не божественный персонаж. Хотя символизм сохраняется в цветах, одеяние девы Марии по канону раскрашено в красное с голубым. Возрастает цветовая гамма: в Средневековье присутствовали и доминировали сдержанные, тёмные краски — бардовые, пурпурные, коричневые. У Джотто — краски яркие, сочные, чистые. Появляется индивидуализация. В средневековой живописи главное — изобразить божественную суть персонажей, а она у всех — едина. Отсюда — типичность, похожесть образов друг на друга. У Джотто каждая фигура наделяется своим характером, она уникальна, не похожа на другую. Происходит «снижение» библейского содержания, чудесные явления низводятся до обыденности, до бытовых подробностей, до дома, хозяйства. Так, ангел является в обычную комнату. В Средневековье детали пейзажа, фигуры человека зависят не от перспективы — дальше или ближе к нам они располагаются, не от физического пространства, а от сакрального, божественного веса фигур. У Джотто это ещё сохраняется — больший размер придается более значимым фигурам, и это сближает его со Средневековьем.

Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520) , Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др. Художники стремятся к обобщению идейного содержания, синтезу, их воплощению в образах. При этом их отличает желание выделить основное, главное в образе, а не детали, частности. В центре стоит образ человека — героя, а не божественной догмы, принявшей человеческий облик. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек. У нас нет возможности рассматривать особенности деятельности художников Возрождения, но сказать несколько слов о творчестве Леонардо да Винчи просто необходимо. Наибольшую известность получили такие его картины, как «Благовещение», «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа), «Поклонение волхвов», «Мадонна в гроте». До Леонардо да Винчи художники обычно изображали большие группы людей, при этом выделялись лица первого и второго плана. На картине «Мадонна в гроте» впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель. Но зато каждая фигура — обобщённый символ. «Возрождение» знало два типа изображения. Это были либо статичный образ торжественного предстояния, либо рассказ, повествование на какую-либо тему. В «Мадонне…» нет ни того, ни другого: это и не рассказ, и не предстояние, это сама жизнь, её частичка, и здесь всё естественно. Обычно художники изображали фигуры на фоне пейзажа, перед природой. У Леонардо — они в природе, природа окружает персонажи, они живут в природе. Да Винчи отходит от приёмов освещения, лепки образов с помощью света. У него нет резкой границы света и тени, граница как бы размыта. Это его знаменитая, неповторимая «сфумато», дымка.



Когда в 1579 г. Джордано Бруно, спасаясь от инквизиции, прибыл в Женеву, он встретил здесь такой же гнёт, как и у себя на родине, в Италии. Бруно был обвинён кальвинистами в том, что пытался оспорить доктора богословия Делафе, друга диктатора Теодора Безе, наследовавшего пост Жана Кальвина. Дж. Бруно был отлучён от церкви. Под угрозой костра его заставили принести покаяние. В соседнем Брауншвейге (Германия) его также отлучили от церкви. При этом не учитывали, что он не был ни кальвинистом, ни лютеранином. После долгих странствий по Европе Дж. Бруно попал в лапы инквизиции и 17 февраля 1600 г. был сожжён на костре на площади Цветов в Риме. Так заканчивалось Возрождение. Но и новая, наступающая эпоха продолжала заполнять самые мрачные страницы истории: в 1633 г. был осуждён Галилео Галилей. В обвинении инквизиции говорилось: «Считать Землю не центром Вселенной и не неподвижною есть мнение нелепое, философски ложное и, с богословской точки зрения, также противное духу времени». 

Таковы особенности эпохи, которую принято называть «Возрождением».

Интересна и музыка времен Северного Возрождения.К XVI в. существовал богатый фольклор, в первую очередь вокальный. Музыка звучала в Германии повсеместно: на гуляниях, в церкви, на светских мероприятиях и в военном лагере. Крестьянская война и Реформация вызвали новый подъем песенного народного творчества. Есть немало выразительных лютеранских гимнов, авторство которых неизвестно. Хоровое пение стало неотъемлемой формой лютеранского богослужения. Протестантский хорал оказал влияние на позднейшее развитие всей европейской музыки. Но в первую очередь на музыкальность самих немцев, которые и сегодня музыкальное образование считают не менее важным, чем естественнонаучное, — а иначе как участвовать в многоголосом хоре? 


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: