ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1011
Конспект урока по истории России в 9 классе
Тема: «Гражданская война»
Подготовил
учитель истории и обществознания
Игнатов Кирилл Андреевич
Москва 2013
Тема: Гражданская война
Цели урока: сформировать представление о ходе гражданской войны в России и ее участниках; раскрыть сущность и мероприятия политики «военного коммунизма»; показать последствия тяжелейшего состояния экономики России на завершающем этапе гражданской войны; создать условия для развития умений сравнивать по сопоставимым признакам историческую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать материал, изложенный в сети Интернет в качестве источника исторической информации; развитие информационной культуры учащихся, мотивации к изучению истории России; способствовать формированию познавательного интереса к отечественной истории.
Основные даты и события
– высадка войск стран Антанты в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. Начало военной интервенции. – мятеж чехословацкого корпуса против советской власти. Принятие политики «военного коммунизма». – поражение армии адмирала А.В. Колчака. – поражение армии генерала А.И. Деникина и Н.Н. Юденича. – советско-польская война. – поражение войск П.Н. Врангеля в Крыму. Завершение гражданской войны в европейской части России. – Кронштадтское восстание. – голод в Поволжье. – завершение гражданской войны на Дальнем Востоке. |
Понятия и термины, используемые на уроке: гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка, комбеды, реквизиции.
Тип – обобщающий урок
Форма урока – сообщения, презентации учащихся на тему «Гражданская война в лицах».
Подготовительная работа с учащимися.
Учащимся предлагается предварительное задание: подготовить сообщения об участниках Гражданской войны (индивидуально либо по группам), используя информацию учебника и доступную школьникам историческую литературу. Участники гражданской войны в России: А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, М.В. Фрунзе, В.К. Блюхер, С.М. Буденный, М.Н. Тухачевский, Н.И. Махно.
Этот урок проводится с использованием ресурсов Интернета. Работу с использованием ресурсов Интернета рекомендуем организовать на двух уроках. Целесообразно провести с учащимися беседу о методах сбора и обработки информации в сети Интернет. Учащиеся могут воспользоваться поисковыми системами: www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.google.com.
Можно рекомендовать девятиклассникам воспользоваться следующими ресурсами Интернета для подготовки сообщений и презентаций:
www.hrono.ru – в разделе сайта «Биографический указатель» представлены биографии участников гражданской войны в России, составленные из разных источников.
www.wikipedia.org.ru – в разделе «Гражданская война в России» даются ссылки на участников Гражданской войны.
www.dk1868.ru – сайт «Добровольческий корпус» содержит информацию об истории Белого движения и о ее представителях.
www.km.ru – виртуальная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
www.histiria.ru – российский электронный журнал «Мир истории».
www.historymill.com – на сайте представлена история России. Есть словарь исторических терминов, персоналии, карты, хронология исторических событий, исторические документы.
www.rubricon.com – информационно-энциклопедический проект «Рубрикон», где опубликованы энциклопедические словари «Всемирная история», «История Отечества», «Всемирный биографический словарь».
В своих выступлениях и работах школьники должны отметить основное содержание и последовательность событий Гражданской войны в биографических справках участников. Необходимо обратить внимание на понимание учениками значений терминов и понятий, которые выделяются в содержании параграфа: гражданская война, интервенция, «военный коммунизм», продразверстка, комбеды, реквизиции. Презентации оформляются в программе MS Power Point, с представлением найденных фото- или видеоматериалов.
Ход урока.
В процессе обсуждения материала необходимо сформировать представление о ходе гражданской войны в России и ее участниках; раскрыть сущность и мероприятия политики «военного коммунизма»; создать условия для развития умений сравнивать по сопоставимым признакам историческую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать материал, изложенный в сети Интернет в качестве источника исторической информации; развитие информационной культуры учащихся, мотивации к изучению истории России; способствовать формированию познавательного интереса к отечественной истории.
Примерное содержание некоторых сообщений:
1. События и участники Гражданской войны.
2. Политика «военного коммунизма».
3. Экономическое и политическое положение Советской России после окончания гражданской войны.
Колчак Александр Васильевич (1873 – 1920 гг.). Окончил Морской кадетский корпус. С началом русско-японской войны он был назначен в 1-ю Тихоокеанскую эскадру. Во время первой мировой войны становится вице-адмиралом и командующим Черноморским флотом. Февральскую революцию Колчак принял спокойно. Но Севастопольский Совет отстраняет его от командования. Адмирал возвращается в Петроград. Здесь Колчак получает приглашение от англо-американской миссии и в качестве военного советника отбывает в Англию, а затем — в США. Колчак возвращается в Россию. В ночь на 18 ноября 1918 г. в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Провозглашен Верховным Правителем России. Наступление в марте-апреле 1919 г. позволило колчаковским войскам выйти к Волге. Однако в мае наступление выдыхается. В тылу растут крестьянские восстания. В июне не удается удержать Урал. 4 января 1920 г. он соглашается передать верховную власть Деникину, управление Восточной окраиной — Г.М. Семенову, и переходит в чешский вагон под покровительство союзников. В обмен на свободный проезд чехи выдают Колчака в руки большевистского Политического центра, захватившего власть в Иркутске. Рано утром 7 февраля 1920 г. по приговору Иркутского ревкома Колчака расстреляли, а тела сбросили в прорубь.
Деникин Антон Иванович (1872 – 1947 гг.). Один из лидеров белого движения. Поддержал мятеж Корнилова, за что был арестован. Главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919 г. главнокомандующий Вооруженными силами Юга России. 3 июля 1919 г. Деникин отдал приказ о наступлении на Москву. В сентябре его войска захватили Курск и Орел, но большевики, мобилизовав все силы, сначала остановили противника, а затем отбросили его назад, на Дон и Украину. В начале апреля 1920 г. он подал в отставку и по решению Военного совета передал пост главнокомандующего Врангелю. Отплыв в Константинополь, Деникин навсегда покинул Россию. Деникин написал 5-томное воспоминание-исследование «Очерки истории русской смуты», важный источник по истории гражданской войны. Когда началась Великая Отечественная война (1941-1945), Деникин выступал с осуждением эмигрантских организаций, сотрудничавших с фашистской Германией.
Врангель Петр Николаевич (1878 – 1928 гг.). Выходец из дворянской семьи (барон) шведского происхождения. Участник русско-японской войны. Во время первой мировой войны, отличается в Восточной Пруссии и в Галиции. После Октябрьской революции, отказавшись перейти на службу к украинскому гетману Скоропадскому, которого поддерживали немцы, Врангель присоединяется к Добровольческой армии. В апреле 1920 г. он становится преемником Деникина, когда тот, отступив в Крым, оставляет командование белой армией. Врангель переходит в наступление на Украине и формирует правительство, которое признает Франция. Осенью 1920 г., под ударами Красной Армией, он отступает в Крым и организует эвакуацию в Константинополь 140 тыс. военных и гражданских лиц. Отказывается от продолжения вооруженной войны с большевиками и переезжает в Бельгию, где и умирает в 1928 г.
Фрунзе Михаил Васильевич (1885 – 1925 гг.). Родился в семье фельдшера. Участник вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 г. Принимал активное участие в подготовке и проведении Октябрьской революции 1917 г., был депутатом Учредительного собрания от большевиков. Активный участник гражданской войны. В 1919 г. командовал Южной группой армий Восточного фронта, разгромившей А.В. Колчака, являлся командующим войсками Туркестанского фронта. В 1920 г. руководил разгромом П.Н. Врангеля. Отправлен на Украину для борьбы с Н.И. Махно. В 1925 г. Фрунзе был назначен председателем Реввоенсовета СССР и народным комиссаром по военным и морским делам.
Тухачевский Михаил Николаевич (1893 – 1937 гг.). В первую мировую войну Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1915 г. попал в плен, но вскоре совершил побег. После возвращения в Россию Тухачевский в 1918 г. был зачислен в Военный отдел ВЦИК и вступил в РКП(б). Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск А. В. Колчака, командовал войсками Кавказского фронта в борьбе с А.И. Деникиным. В мае 1920 г. командовал Западным фронтом, руководил наступлением на Варшаву и потерпел поражение. В 1921 г. подавил мятеж моряков в Кронштадте, крестьянское восстание А.С. Антонова и был награжден орденом Красного Знамени. В 1937 г. Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как «враг народа» и расстрелян. Реабилитирован в 1957 г.
Блюхер Василий Константинович (1889 – 1938 гг.). Сын крестьянина. Работал слесарем на Мытищинском заводе. Когда началась Первая мировая война в 1914 г., призван в армию и произведен в унтер-офицеры. В 1915 г. по ранению демобилизован. В 1920 г. командовал Перекопской ударной группировкой Красной Армии, которая при штурме Перекопа в Крыму понесла огромные потери, но смогла взять считавшиеся неприступными позиции. Завершил разгром белых армий на Дальнем Востоке. В 1929 г. назначен командующим отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией. Блюхер был председателем военного трибунала, который приговорил к смертной казни группу высокопоставленных военных РККА во главе с М.Н. Тухачевским. В 1938 г. руководил военными действиями против японской армии в районе озера Хасан. Операция была неудачной, хотя японцы и были вытеснены с сопок. Эта неудача стала одной из причин отстранения Блюхера от командования Дальневосточной армией. В том же году арестован. Умер во время следствия. В 1956 г. реабилитирован.
Домашнее задание: составить развернутый план ответа на тему «Политика военного коммунизма».
Подведение итогов.
В конце урока необходимо сделать выводы о последствиях тяжелейшего состояния России на завершающем этапе гражданской войны, для формирования у учащихся полного представления о том какое страшное бедствие представляет собой гражданская война.
Учебник: Данилов А.А. История России, XX начало XXI века. М.: «Просвещение», 2008 г.