Конспект урока на тему «Гражданская война в России 1918-1920г.г»



Урок в 9 классе:

«Гражданская война

в России

1918 – 1920 г.г.»





Методическая разработка:

Крыловой Л.В.

учителя истории, обществознания

МОБУ СОШ с. Октябрьское

Стерлитамакский район, РБ

Урок в 9 классе на тему: «Гражданская война»

Цели: 1. Закрепить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, в частности причины гражданской войны, основные события гражданской войны, итоги, хронологические рамки, три цвета, причины победы и поражения.

2. С целью патриотического воспитания показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.

3. Развивать умения прослеживать причинно – следственные связи, опираясь на источники, делать анализ и сравнение исторических источников и излагать свою точку зрения.

Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами правктической работы.

Оборудование: компьютер с диском по теме «Гражданская война», карта «Гражданская война».

Эпиграф к уроку:

«Из крови, пролитой в боях

Из праха обращенных в прах

Из мук казненных поколений,

Из душ крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь»

М.Волошин. 1920 г.

Ход урока:

I этап. Организационный.

II этап. Вводное слово учителя. История гражданской войны – гигантское многоцветное полотно. На нем свои особые, несхожие сюжеты предлагали разные регионы, народы, социальные группы, партии, личности. На предыдущих мы с вами изучали как разворачивались события гражданской войны. Сегодня наша задача выявить причины гражданской войны, проанализировать как разворачивались основные события войны, подвести итоги. Сравнить программу белах, красных, зеленых, выявить причины победы и поражения. Поэтому мы сегодня с вами будем работать по плану:

  1. Причины гражданской войны.

  2. Три цвета гражданской войны.

  3. Итоги гражданской войны.

а) Групповая работа с документами и с учебником.

1 группа работает с документом «Из воззвания II Всероссийского съезда Советов» 25 октября 1917 г. и документ о роспуске Учредительного собрания Декрет ВЦИК и определяет причины: а)борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 года большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства; б) Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания.

2 группа работает с документом «Из ноты германского правительства Совнаркому» 21 февраля 1918 года. и определяет причину Брестский мир и его последствия.

3 группа работает с документом «О чрезвычайных полномочиях народного комиссара по продовольствию. Из декрета ВЦИК от 13 мая 1918 г.» и определяет причину: Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г.

Итоги: Выяснив причины, постарайтесь сейчас из определения «Гражданская война» указать возможное время ее начала и завершения, т.е хронологические рамки.

На доске: (февраль 1917) (октябрь1917) (1918 – 1920) (1922) (1924)

Захарова предлагает вот такую схему, Волобуев утверждает, что гражданская война началась после свержения монархии до октября 1917 г., А. Данилов утверждает что гражданская война началась с захвата власти большевиками в октябре 1917 года. А вы как думаете? Какой точки зрения придерживаетесь вы?

б) Групповая работа с документами по выявлению: А- ораторы, провозглашающие манифест своего движения; В – теоретики должны предложить программу; С – историки, выяснить причины поражения и победы своего движения.

1 группа белые, 2 группа красные, 3 группа зеленые.

Документы: «А.И. Деникина. Из наказа особому совещанию»;«Из программы РКП (б), принятая VIII съездом партии в марте 1919 г.»;«Документ из резолюции съезда».

Итоги: ораторы – «Закон и порядок. Единая и неделимая Россия»; «Вся власть Советам рабочих и солдатских и крестьянских депутатов»; «Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих».

историки – Причины поражения белых в гражданской войне:

1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма, они отказались от сотрудничества «с демократической контрреволюцией»;

2. Социально – экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.

3. Существенным оказались противоречия внутри самого белого лагеря.

4. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства.

5.Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально – политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

  • Причины победы красного движения:

1.Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

2. Программ большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть.

3. на стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Итоги: Итак, мы с вами выяснили причины победы и поражения противоборствующих сил в Гражданской войне. Размышляя об истоках многих сегодняшних проблем о грубости, черствости, для достижения какой либо цели используется террор.

Показывается отрывок фильма по компьютеру «Расстрел семьи Николая II в Ипатьевском доме»

Также можно сказать о белом терроре. Белый террор затронул и город Стерлитамак. В июле 1918 года местная конттреволюция и белочехи ворвались в город Стерлитамак. Красногвардейцы вступили в бой. Но силы были неравными. Пришлось уйти в горы. С этого времени и до декабря 1918г. в Стерлитамаке и ближайших к нему селениях разыгралась кровавая трагедия. В первый день прихода белочехов в город сын лесопромышленника Александр Пылаев на глазах многих догнал заведующего столовой Нигматуллина и отрубил ему голову шашкой и т.д.

Тишина взведенною гранатой

Над тревожным городом нависла

Их ведут, и над верстою пятой

Скоро грянет, грянет первый выстрел.

Е. Леднёв.

Дискуссия с учащимися.

Зададимся вопросом: Кто же виноват в дьявольском обмане, в создании правового хаоса?

Выводы: то общество, которое прошло оковы прошлого имело три высшие ценности: огромные потрясения, разрушения, потери родили великую мечту о светлом будущем; распад государства и сопутствующие кровавые схватки родили надежды на грядущее единство народов ранее населяющих страну; осознание отсталости страны, удесятеренной разрухой империалистической и гражданской войн рождало великую энергию по превращению России в передовую, стоящую в ряду наиболее развитых стран мира. Изменить прошлое нельзя, как нельзя отменить рождение человека и человечества, но интерпретировать его по своему имеет право каждый человек. Слово остается за вами.

III этап. Подведение итогов. Оценивание.

IV этап. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Уроки гражданской войны».



Свежие документы:  Обобщение опыта работы по теме «Музейная педагогика как основа социализации личности учащегося»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: