РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА
§ 1.Тюркский каганат (552-603 гг.)
Цель урока: Раскрыть условия и показать закономерности образования Тюркского каганата с его населением, хозяйством и культурой. Выявить причины его распада.
Воспитательная цель: Познакомить учащихся с историей родины, началом образования раннесредневековых тюркских государств — периодом тюркской эпохи, формировать у детей гражданское самосознание.
Развивающая цель: Разобрать вместе с детьми период становления казахской государственности, развивая у учащихся способности к историческому мышлению.
Базовое понятие: Начало тюркской эпохи в Казахстане.
Опорное понятие: Эпоха Тюркского каганата.
Вид урока: Традиционный, с объяснением новых понятий.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Социально-политическая структура.
3.Хозяйство Тюркского каганата.
4.Культура Тюркского каганата.
5.Распад Тюркского каганата.
Ход урока: Организационный момент — 2 минуты.
а) Вступительное слово учителя. Обзор тюркской эпохи-8 минут.
Учитель должен убедительно доказать, что одним из основных периодов в истории нашей Родины является тюркский период и что тюркская история и ее цивилизация являются составной частью истории Казахстана.
Знакомя учащихся с историей начала тюркской эпохи на казахстанской земле, с ценностями тюркской культуры, с памятниками тюркского мира, с вкладом тюркской цивилизации в мировую цивилизацию, с тюркской литературой, письменностью, подготовить детей к освоению новой темы.
б) Переход к теме урока — 5 минут.
Насколько учитель сможет правильно организовать урок, удачно и умело проведет занятие, настолько внимательно будут слушать объяснение учащиеся, тем лучше они усвоят тему. Для того, чтобы овладеть вниманием ребят, надо вызвать у них интерес к тюркской истории, ее зарождению и развитию на казахстанской земле, сделать обзор историко-археологических памятников и тем самым подвести учеников к сознательному усвоению новой темы.
Объяснение нового материала — 15 минут.
Учитель рассказывает об образовании Тюркского каганата как феодального государства, об особенностях этого периода, знакомит учащихся с первыми историческими документами и сведениями о тюрках.
Делая обзор политико-дипломатических взаимоотношений Тюркского каганата с Китаем, важно подчеркнуть, что Тюркский каганат уже с середины VI века превратился в мощное государство.
Чтобы усвоение учащимися новой темы было успешным, рассказ учителя можно построить по следующей схеме:
а) период образования Тюркского каганата;
б) дипломатические отношения тюркских каганов с китайским императором;
в) тюркско-жужанские взаимоотношения;
г) тюркская политика(Запад-Восток);
д) отношения тюрков с эфталитами;
е) тюркские народы.
Побуждая детей к мыслительной деятельности, необходимо вызвать у учащихся патриотические чувства. Знакомя их с китайскими источниками о тюрках, с результатами борьбы тюрков с жужанами, с политикой первого тюркского кагана Бумыня, с результатами его политики на востоке, с покорением на западе алтайских племен, завоеванием всей бескрайней степи от Китая до Сырдарьи и превращения каганата в мощное государство на Востоке, объяснить, каким образом расширилась территория государства.
Рассказав о периодах развития тюркских династий, их борьбе с наследниками гуннов – эфталитами, захвате тюрками Северного Кавказа, выходе их к берегам Черного моря, захвате Поволжья и равноправных взаимоотношениях с такими могучими государствами, как Китай, Иран, Византия, учитель может перейти ко второму этапу урока, т.е. после ознакомлением с составом Тюркского каганата, кратко рассказав о появлении названия «тюрк», необходимо перейти к третьему вопросу плана изложения темы.
Хозяйство. Обратив внимание учащихся на особую важность роли государства в обеспечении своего населения всем необходимым для существования, жизнеобеспечения и т.д., возможно, даже спросив самих учащихся об этом, учитель может перейти к описанию хозяйственной деятельности в Тюркском каганате, ее места в жизни народа, основных особенностях. Необходимо расширить знания ребят о видах скота, о кочевой жизни, о жайляу и зимовках, о развитии земледелия. Учащимся нужно рассказать об огромной роли в жизни тюрков таких рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш, Сырдарья, их влиянии на получение богатых урожаев, затем познакомить их с дополнительной литературой о хозяйственной деятельности тюрков.
Культура. Переходя к изучению культуры древних тюрков, учителю следует раскрыть роль языка, религии в жизни любой нации или племенного союза и государства.
Знакомя с культурой тюркских народов, надо рассказать учащимся об обычаях, традициях, быте кочевой жизни, развитии скотоводства и эстетических воззрениях, сформировавшихся в связи с таким бытом. Необходимо обратить внимание на место, которое занимает юрта в жизни тюрков, ее устройстве, легкости установки и сборки при перекочевке, предметах быта, связанных с кочевой жизнью. Необходимо услышать от самих учащихся об огромной роли лошадей в жизни кочевников, сбруе, и обо всем, что связано со значением лошади в хозяйстве всех народов, населявших Казахстан, их месте в культуре и искусстве этих народов.
При рассказе учащимся о духовной культуре тюркских народов необходимо обратить внимание на их эстетическое воспитание. Знакомя ребят с историей исследований культуры тюркских народов, с археологическими находками, с культурой тюрков, их религией, особенно следует рассказать о миролюбии и гостеприимстве кочевников.
Необходимо при этом рассказать, что традиции и обычаи тюркских народов неразрывно связаны и схожи с традициями и обычаями современных казахов.
Распад Тюркского каганата. Раскрывая причины распада Тюркского каганата учитель завершает свой рассказ, обращая внимание на политическую обстановку в соседних государствах, внутренней борьбе, способствующей разделению каганата на две части.
Закрепление нового материала — 5 минут.
Учитель, который добился хорошего усвоения учащимися знаний, должен и умело закрепить их.
Вопросы для закрепления:
Почему тюркские племена переселились на земли Казахстана?
В документах какой страны впервые появились сведения о Тюркском каганате?
Какую политику вели тюркские каганы?
Почему не могли договориться между собой тюрки и эфталиты?
Сможете ли вы сопоставить хозяйственную деятельность тюрков и казахов?
Знаете ли вы о религиях и поверьях тюрков?
Каковы причины разделения Тюркского каганата на две части?
Заключительный этап — 4 минуты.
После закрепления учителю необходимо сделать выводы.
Связанные между собой этапы урока, системное изложение материала урока должны развивать мыслительную деятельность учащихся, их знания и умения, способствовать воспитанию личности, и если в ходе закрепления будут раскрыты новые важные стороны вопроса, то поставленную цель можно считать достигнутой.
Задание на дом: Внимательно прочитать § 1 и запомнить его содержание.
§2.Западнотюркский каганат (603-704 гг.)
Цель урока: Дать знания учащимся о тюркском государстве, которое существовало в Казахстане в средние века, о его политико-экономическом строе.
Воспитательная цель: Пробудить у детей патриотические чувства, познакомить их с историей и традициями народов, населявших Казахские степи.
Развивающая цель: Развивать кругозор и мышление учеников, побуждая их к рассуждениям о развитии дипломатических, культурных связей Западнотюркского каганата.
Базовое понятие: Мир и цивилизация тюрков.
Опорное понятие: История Западнотюркского каганата.
Вид урока: Традиционный.
Оборудование урока: Карта Западнотюркского каганата, карта Великого Шелкового пути, хронологические таблицы, схемы.
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2.Народы Западнотюркского каганата, политическое положение каганата.
3.Социально-хозяйственное положение.
Ход урока:
Организационный момент — 2 минуты.
Опрос домашнего задания – 8 минут.
Учитель делает краткий обзор мира и цивилизации тюрков, и переходит к опросу домашнего задания. Вопросы должны быть связаны между собой и являются основой для развития памяти и мышления.
Вопросы для опроса домашнего задания:
Что вы узнали об образовании Тюркского каганата?
Что говорят китайские источники о Тюркском каганате?
Сможете ли вы рассказать о внутренней и внешней политике Тюркского каганата?
Расскажите о хозяйственной деятельности Тюркского каганата.
Что вы знаете о религиозных верованиях тюркских народов?
Какие исторические события привели к распаду Тюркского каганата?
Учитель может использовать вопросы, данные в конце § 1.
Переход к новой теме – 5 минут.
После опроса домашнего задания учитель переключает внимание учащихся на новую тему. Чтобы вызвать у них интерес к новой теме, учитель рассказывает о вкладе тюркской цивилизации в мировую цивилизацию, о родственности всех тюркоязычных народов между собой и особо подчеркивает место Западнотюркского каганата в становлении современного Казахского государства.
Основные вопросы:
а) Тюркский мир и мировая цивилизация.
б) История тюркоязычных народов.
в) Западнотюркский каганат и история Казахстана.
Объяснение новой темы – 15 минут.
Чтобы знания учащихся об одном из периодов истории Казахстана – о периоде существования на его земле Тюркского каганата – были прочными, учитель начинает знакомство ребят с изучения истории каганата и его политического развития.
Начальный этап усвоения новой темы. Учитель напоминает о появлении Западнотюркского каганата на казахстанской земле, месте его расположения, социальном составе населения, государственном строе. Все это должно быть умело и интересно изложено учителем с использованием дополнительных источников.
Племена, входившие в состав Западнотюркского каганата, спустя столетия вошли в состав формировавшегося казахского народа. Давая толчок развитию пытливости и любознательности, учитель может дать задание поискового исследовательского характера. Рассказ учителя о действиях правителей каганата по укреплению власти, сведениях об установлении дипломатических отношений с соседними государствами нужно заострить на эпохе становления и периоде распада Западнотюркского каганата. Необходимо рассказать учащимся о:
а) географических границах каганата;
б) племенах и родах в составе каганата;
в) политических достижениях кагана Тардуша;
г) периоде расцвета каганата;
д) осложнениях во внутреннем положении каганата;
е) распаде каганата.
Учитель, сохраняя системность изложения материала, знакомит их с социальным строем каганата, особенностями взаимоотношений простых народных масс с господствующим классом, социально-государственной структурой, ее ступенчатостью. Учитель разбирает с учащимися исторические сведения о социальных взаимоотношениях в каганате.
Ученики должны знать про важную роль Великого Шелкового пути, особенностях хозяйственной деятельности народов каганата, основных видах хозяйства, городской жизни, развитии торговли. То есть учитель должен осветить:
а) социальный строй каганата;
б) социальный строй господствующего класса каганата;
в) положение простого народа;
г) налоги;
е) хозяйство;
ж) городскую жизнь;
з) внешнюю торговлю и роль Великого Шелкового пути;
и) археологические исследования.
Заключительный этап урока – 5 минут.
Постоянно развивая умения и способности учеников, учитель должен закрепить знания, полученные учащимися. Вопросы для закрепления знаний должны быть составлены учителем по принципу усложнения уровня изучения темы и способствовать постоянному повышению качества знаний.
Вопросы для закрепления:
а) В какие годы существовал Западнотюркский каганат?
б) Какую часть территории Казахстана занимал каганат?
в) Какие племена и роды входили в состав каганата?
г) Какими были его взаимоотношения с Восточнотюркским каганатом?
д) В чем кроется секрет достижений каганов Шегу и Тона?
е) В чем заключаются особенности системы правления «десяти племен»?
ж) Объясните, почему произошли осложнения во внутреннем положении каганата, что привело к его распаду.
з) Расскажите о социальном строе каганата.
и) Расскажите о хозяйственной деятельности каганата.
к) Охарактеризуйте городскую жизнь каганата.
л) В чем выражается значение Великого Шелкового пути в жизни каганата?
м) Как развивались связи Западнотюркского каганата с другими государствами?
При ответах ученики должны работать с различными хронологическими таблицами, схемами, картами.
Подведение итогов урока – 5 минут.
Удачно проведенный урок, благодаря мастерству учителя, должен развивать дальше тягу учеников к знаниям и умениям, поощрять поиски и исследования ребят, закрепить базовые знания. Учитель должен сделать выводы, кратко и четко обобщив ответы учащихся, при необходимости дополнить их, но ни в коем случае не отвечать за учеников на вопросы при закреплении. Если учитель умело сделает заключение, раскроет взаимосвязь истории тюркоязычных народов, их культуры, языка, обычаев и традиций, расскажет о других духовных связях родственных народов, о их месте в жизни современного казахского народа, то можно считать, что урок внесет большой вклад в патриотическое и эстетическое воспитание учащихся.
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом: Изучить § 2, ответить на вопросы.