Конспект урока на тему «РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА»

РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОСУДАРСТВА

§ 1.Тюркский каганат (552-603 гг.)

Цель урока: Раскрыть условия и показать закономерности образования Тюркского каганата с его населением, хозяйством и культурой. Выявить причины его распада.

Воспитательная цель: Познакомить учащихся с историей родины, началом образования раннесредневековых тюркских государств — периодом тюркской эпохи, формировать у детей гражданское самосознание.

Развивающая цель: Разобрать вместе с детьми период становления казахской государственности, развивая у учащихся способности к историческому мышлению.

Базовое понятие: Начало тюркской эпохи в Казахстане.

Опорное понятие: Эпоха Тюркского каганата.

Вид урока: Традиционный, с объяснением новых понятий.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Социально-политическая структура.

3.Хозяйство Тюркского каганата.

4.Культура Тюркского каганата.

5.Распад Тюркского каганата.

Ход урока: Организационный момент — 2 минуты.

а) Вступительное слово учителя. Обзор тюркской эпохи-8 минут.

Учитель должен убедительно доказать, что одним из основных периодов в истории нашей Родины является тюркский период и что тюркская история и ее цивилизация являются составной частью истории Казахстана.

Знакомя учащихся с историей начала тюркской эпохи на казахстанской земле, с ценностями тюркской культуры, с памятниками тюркского мира, с вкладом тюркской цивилизации в мировую цивилизацию, с тюркской литературой, письменностью, подготовить детей к освоению новой темы.

б) Переход к теме урока — 5 минут.

Насколько учитель сможет правильно организовать урок, удачно и умело проведет занятие, настолько внимательно будут слушать объяснение учащиеся, тем лучше они усвоят тему. Для того, чтобы овладеть вниманием ребят, надо вызвать у них интерес к тюркской истории, ее зарождению и развитию на казахстанской земле, сделать обзор историко-археологических памятников и тем самым подвести учеников к сознательному усвоению новой темы.

Объяснение нового материала — 15 минут.

Учитель рассказывает об образовании Тюркского каганата как феодального государства, об особенностях этого периода, знакомит учащихся с первыми историческими документами и сведениями о тюрках.

Делая обзор политико-дипломатических взаимоотношений Тюркского каганата с Китаем, важно подчеркнуть, что Тюркский каганат уже с середины VI века превратился в мощное государство.

Чтобы усвоение учащимися новой темы было успешным, рассказ учителя можно построить по следующей схеме:

а) период образования Тюркского каганата;

б) дипломатические отношения тюркских каганов с китайским императором;

в) тюркско-жужанские взаимоотношения;

г) тюркская политика(Запад-Восток);

д) отношения тюрков с эфталитами;

е) тюркские народы.

Побуждая детей к мыслительной деятельности, необходимо вызвать у учащихся патриотические чувства. Знакомя их с китайскими источниками о тюрках, с результатами борьбы тюрков с жужанами, с политикой первого тюркского кагана Бумыня, с результатами его политики на востоке, с покорением на западе алтайских племен, завоеванием всей бескрайней степи от Китая до Сырдарьи и превращения каганата в мощное государство на Востоке, объяснить, каким образом расширилась территория государства.

Рассказав о периодах развития тюркских династий, их борьбе с наследниками гуннов – эфталитами, захвате тюрками Северного Кавказа, выходе их к берегам Черного моря, захвате Поволжья и равноправных взаимоотношениях с такими могучими государствами, как Китай, Иран, Византия, учитель может перейти ко второму этапу урока, т.е. после ознакомлением с составом Тюркского каганата, кратко рассказав о появлении названия «тюрк», необходимо перейти к третьему вопросу плана изложения темы.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Россия на рубеже XVII – XVIII веков" 7 класс

Хозяйство. Обратив внимание учащихся на особую важность роли государства в обеспечении своего населения всем необходимым для существования, жизнеобеспечения и т.д., возможно, даже спросив самих учащихся об этом, учитель может перейти к описанию хозяйственной деятельности в Тюркском каганате, ее места в жизни народа, основных особенностях. Необходимо расширить знания ребят о видах скота, о кочевой жизни, о жайляу и зимовках, о развитии земледелия. Учащимся нужно рассказать об огромной роли в жизни тюрков таких рек, как Или, Чу, Талас, Иртыш, Сырдарья, их влиянии на получение богатых урожаев, затем познакомить их с дополнительной литературой о хозяйственной деятельности тюрков.

Культура. Переходя к изучению культуры древних тюрков, учителю следует раскрыть роль языка, религии в жизни любой нации или племенного союза и государства.

Знакомя с культурой тюркских народов, надо рассказать учащимся об обычаях, традициях, быте кочевой жизни, развитии скотоводства и эстетических воззрениях, сформировавшихся в связи с таким бытом. Необходимо обратить внимание на место, которое занимает юрта в жизни тюрков, ее устройстве, легкости установки и сборки при перекочевке, предметах быта, связанных с кочевой жизнью. Необходимо услышать от самих учащихся об огромной роли лошадей в жизни кочевников, сбруе, и обо всем, что связано со значением лошади в хозяйстве всех народов, населявших Казахстан, их месте в культуре и искусстве этих народов.

При рассказе учащимся о духовной культуре тюркских народов необходимо обратить внимание на их эстетическое воспитание. Знакомя ребят с историей исследований культуры тюркских народов, с археологическими находками, с культурой тюрков, их религией, особенно следует рассказать о миролюбии и гостеприимстве кочевников.

Необходимо при этом рассказать, что традиции и обычаи тюркских народов неразрывно связаны и схожи с традициями и обычаями современных казахов.

Распад Тюркского каганата. Раскрывая причины распада Тюркского каганата учитель завершает свой рассказ, обращая внимание на политическую обстановку в соседних государствах, внутренней борьбе, способствующей разделению каганата на две части.

Закрепление нового материала — 5 минут.

Учитель, который добился хорошего усвоения учащимися знаний, должен и умело закрепить их.

Вопросы для закрепления:


  1. Почему тюркские племена переселились на земли Казахстана?

  2. В документах какой страны впервые появились сведения о Тюркском каганате?

  3. Какую политику вели тюркские каганы?

  4. Почему не могли договориться между собой тюрки и эфталиты?

  5. Сможете ли вы сопоставить хозяйственную деятельность тюрков и казахов?

  6. Знаете ли вы о религиях и поверьях тюрков?

  7. Каковы причины разделения Тюркского каганата на две части?


Заключительный этап — 4 минуты.

После закрепления учителю необходимо сделать выводы.

Связанные между собой этапы урока, системное изложение материала урока должны развивать мыслительную деятельность учащихся, их знания и умения, способствовать воспитанию личности, и если в ходе закрепления будут раскрыты новые важные стороны вопроса, то поставленную цель можно считать достигнутой.

Задание на дом: Внимательно прочитать § 1 и запомнить его содержание.



§2.Западнотюркский каганат (603-704 гг.)


Цель урока: Дать знания учащимся о тюркском государстве, которое существовало в Казахстане в средние века, о его политико-экономическом строе.

Воспитательная цель: Пробудить у детей патриотические чувства, познакомить их с историей и традициями народов, населявших Казахские степи.

Развивающая цель: Развивать кругозор и мышление учеников, побуждая их к рассуждениям о развитии дипломатических, культурных связей Западнотюркского каганата.

Базовое понятие: Мир и цивилизация тюрков.

Опорное понятие: История Западнотюркского каганата.

Вид урока: Традиционный.

Оборудование урока: Карта Западнотюркского каганата, карта Великого Шелкового пути, хронологические таблицы, схемы.

План урока:

1.Вступительное слово учителя.

2.Народы Западнотюркского каганата, политическое положение каганата.

3.Социально-хозяйственное положение.

Ход урока:

Организационный момент — 2 минуты.

Опрос домашнего задания – 8 минут.

Учитель делает краткий обзор мира и цивилизации тюрков, и переходит к опросу домашнего задания. Вопросы должны быть связаны между собой и являются основой для развития памяти и мышления.


Вопросы для опроса домашнего задания:


  1. Что вы узнали об образовании Тюркского каганата?

  2. Что говорят китайские источники о Тюркском каганате?

  3. Сможете ли вы рассказать о внутренней и внешней политике Тюркского каганата?

  4. Расскажите о хозяйственной деятельности Тюркского каганата.

  5. Что вы знаете о религиозных верованиях тюркских народов?

  6. Какие исторические события привели к распаду Тюркского каганата?

Учитель может использовать вопросы, данные в конце § 1.

Переход к новой теме – 5 минут.

После опроса домашнего задания учитель переключает внимание учащихся на новую тему. Чтобы вызвать у них интерес к новой теме, учитель рассказывает о вкладе тюркской цивилизации в мировую цивилизацию, о родственности всех тюркоязычных народов между собой и особо подчеркивает место Западнотюркского каганата в становлении современного Казахского государства.

Основные вопросы:

а) Тюркский мир и мировая цивилизация.

б) История тюркоязычных народов.

в) Западнотюркский каганат и история Казахстана.

Объяснение новой темы – 15 минут.

Чтобы знания учащихся об одном из периодов истории Казахстана – о периоде существования на его земле Тюркского каганата – были прочными, учитель начинает знакомство ребят с изучения истории каганата и его политического развития.

Начальный этап усвоения новой темы. Учитель напоминает о появлении Западнотюркского каганата на казахстанской земле, месте его расположения, социальном составе населения, государственном строе. Все это должно быть умело и интересно изложено учителем с использованием дополнительных источников.

Племена, входившие в состав Западнотюркского каганата, спустя столетия вошли в состав формировавшегося казахского народа. Давая толчок развитию пытливости и любознательности, учитель может дать задание поискового исследовательского характера. Рассказ учителя о действиях правителей каганата по укреплению власти, сведениях об установлении дипломатических отношений с соседними государствами нужно заострить на эпохе становления и периоде распада Западнотюркского каганата. Необходимо рассказать учащимся о:

а) географических границах каганата;

б) племенах и родах в составе каганата;

в) политических достижениях кагана Тардуша;

г) периоде расцвета каганата;

д) осложнениях во внутреннем положении каганата;

е) распаде каганата.

Учитель, сохраняя системность изложения материала, знакомит их с социальным строем каганата, особенностями взаимоотношений простых народных масс с господствующим классом, социально-государственной структурой, ее ступенчатостью. Учитель разбирает с учащимися исторические сведения о социальных взаимоотношениях в каганате.

Ученики должны знать про важную роль Великого Шелкового пути, особенностях хозяйственной деятельности народов каганата, основных видах хозяйства, городской жизни, развитии торговли. То есть учитель должен осветить:

а) социальный строй каганата;

б) социальный строй господствующего класса каганата;

в) положение простого народа;

г) налоги;

е) хозяйство;

ж) городскую жизнь;

з) внешнюю торговлю и роль Великого Шелкового пути;

и) археологические исследования.

Заключительный этап урока – 5 минут.

Постоянно развивая умения и способности учеников, учитель должен закрепить знания, полученные учащимися. Вопросы для закрепления знаний должны быть составлены учителем по принципу усложнения уровня изучения темы и способствовать постоянному повышению качества знаний.


Вопросы для закрепления:


а) В какие годы существовал Западнотюркский каганат?

б) Какую часть территории Казахстана занимал каганат?

в) Какие племена и роды входили в состав каганата?

г) Какими были его взаимоотношения с Восточнотюркским каганатом?

д) В чем кроется секрет достижений каганов Шегу и Тона?

е) В чем заключаются особенности системы правления «десяти племен»?

ж) Объясните, почему произошли осложнения во внутреннем положении каганата, что привело к его распаду.

з) Расскажите о социальном строе каганата.

и) Расскажите о хозяйственной деятельности каганата.

к) Охарактеризуйте городскую жизнь каганата.

л) В чем выражается значение Великого Шелкового пути в жизни каганата?

м) Как развивались связи Западнотюркского каганата с другими государствами?

При ответах ученики должны работать с различными хронологическими таблицами, схемами, картами.

Подведение итогов урока – 5 минут.

Удачно проведенный урок, благодаря мастерству учителя, должен развивать дальше тягу учеников к знаниям и умениям, поощрять поиски и исследования ребят, закрепить базовые знания. Учитель должен сделать выводы, кратко и четко обобщив ответы учащихся, при необходимости дополнить их, но ни в коем случае не отвечать за учеников на вопросы при закреплении. Если учитель умело сделает заключение, раскроет взаимосвязь истории тюркоязычных народов, их культуры, языка, обычаев и традиций, расскажет о других духовных связях родственных народов, о их месте в жизни современного казахского народа, то можно считать, что урок внесет большой вклад в патриотическое и эстетическое воспитание учащихся.

Оценка знаний учащихся.

Задание на дом: Изучить § 2, ответить на вопросы.




Свежие документы:  Конспект повторительно-обобщающего урока “Апогей сталинизма: СССР в 1945–1953 гг.” 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: