Конспект урока по истории «Петр Христианович Витгенштейн – великий патриот России и Приднестровья» 9-11 класс


Методический проект урока по истории.

Тема урока: Петр Христианович Витгенштейн – великий патриот России и Приднестровья.

МОУ «ТСШ№2 имени А. С. Пушкина»

Г. Тирасполь

Учитель истории и обществознания

Тидва Ольга Ивановна

План – конспект урока для учащихся 9,10,11 классов по истории, с презентациями к каждому проекту.



Тема урока: Петр Христианович Витгенштейн – великий патриот России и Приднестровья.



Хвала, хвала тебе герой,

Что град Петров спасен тобой!

Цели урока.

Образовательные.

1. Изучить биографию П.Х Витгенштейна и назвать характерные черты его личности.

2. Изучить военные подвиги нашего соотечественника героя Отечественной войны 1812 года, генерал- фельдмаршала П.Х. Витгенштейна, оценить его развитие русского военного искусства и приумножения славы русского оружия.

3. Ознакомиться с достижениями преобразовательной деятельности светлейшего князя по развитию хозяйства и архитектурных сооружений в Приднестровском Подолье XIX века..



Воспитательные.

1.Способствовать развитию у наших детей патриотизма, нравственности, любви к истории своего Отечества.

Развивающие.

1.Создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.

Оборудование: портрет П.Х Витгенштейна, лист с вопросами для учащихся, материалы творческих проектов, презентации, мультимедийное оборудование, листы с тестовыми заданиями для первичного контроля, оценочные листы урока.

План урока:

  1. Личность П.Х Витгенштейна, его биография.

  2. П.Х Витгенштейн – великий русский полководец России Отечественной войны 1812 года.

  3. Участие Витгенштейна в заграничных походах русской армии 1813-1815 годах.

  4. П.Х Витгенштейн – преобразователь культурно-хозяйственной деятельности в Приднестровье.

  5. Увековечивание имени П.Х Витгенштейна в памяти народа на современном этапе в Приднестровье.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод урока – проект.

Ход урока.

I. Организационно — мотивационный момент.

Вступительное слово преподавателя.



В 2012 году мы праздновали 200-летие победы Отечественной войны 1812 года. А сегодня мы вместе изучим военные сражения великого русского полководца Петра Христиановича Витгенштейна периода войны 1812 года, его жизнь в Приднестровье, культурно-хозяйственные преобразования, достигнутые его усилиями, и отношение приднестровцев к нашему земляку.

Ровно через 200 лет, после Смутного времени, вначале XIX века, для России наступило новое лихолетье. В 1812 году нашествие французской армии натворило нам много бед.

Белоруссия и Смоленск оказались в руках врага, Москва была взята французами. Нашему Отечеству грозила страшная опасность, а также могла быть и потеря независимости, которая тяготела над нами и в 1612 году. Но в это тяжелое время наше Отечество было спасено подъемом русского национального духа, который охватил всех, начиная с императора Александра I и всеми слоями русского общества, включая крестьян. Русское царство стало империей, оно за 200 лет стало могущественнее прежнего. Но зато и враги, вторгавшиеся в Россию, были сильнее тех, что действовали против неё в XVII веке. Полчища почти всей Западной Европы, во главе которых стоял грозный полководец, прославившийся многочисленными победами – французский император Наполеон I.

1812 год навсегда вошел в историю России как год вторжения армии Наполеона, Бородинского сражения, оставление Москвы и её сожжение, бегство Наполеона из России. Каждый школьник знает об этих событиях Отечественной войны 1812 года из учебного курса истории Отечества. Только вот мало кто знает, что Россия стояла на краю гибели еще до того, как Наполеон подошёл к Москве и только благодаря титаническим усилиям сынов русских, под руководством П.Х.Витгенштейна, мы миновали этой гибели. Полководческий талант генерал- лейтенанта потомки не оценили. В энциклопедии «Отечественная история с древних времен до 1917 года» в I томе о Витгенштейне можно прочитать. «…Был храбрым, но нерешительным военачальником, не обладал полководческим талантом ».

Я не буду переписывать историю, но очень бы хотелось, чтобы все ученики в школе знали не только М.И Кутузова, Барклая-де Толли, Багратиона, но и заслуженные военные подвиги великого русского полководца П.Х. Витгенштейна.

Работа в группах.

Класс делится на 5 групп на усмотрение учителя (по какому признаку делить класс). В каждой группе назначается бригадир. Группа заранее получает опережающее задание, составить проект, т. е. написать теоретический материал по нижеперечисленным вопросам с презентацией. Материал может предоставить учитель, в самом уроке он есть, а могут ученики найти самостоятельно. При рассказе и показе слайд, материал о П. Х. Витгенштейне ученики одновременно будут, и усваивать, и закреплять.

1 группа: составить проект « Личность П.Х Витгенштейна, его биография».

2 группа: составить проект « П.Х Витгенштейн – великий русский полководец России Отечественной войны 1812 года»

3 группа: составить проект «Участие П. Х. Витгенштейна в заграничных походах русской армии 1813-1815 годах»

4 группа: составить проект « П.Х Витгенштейн – преобразователь культурно — хозяйственной деятельности в Приднестровье».

5 группа: составить проект «Увековечивание имени П.Х. Витгенштейна в памяти народа на современном этапе в Приднестровье»

Напомнить учащимся о порядке работы в группе.

Организуется презентация проектов с использованием мультимедийного оборудования и синхронный к ним рассказ.

Каждая группа представляет свое выступление перед учащимися класса.

Вывод делает учитель вместе с учениками по вопросам ( вопросы есть в приложении).



Заключительное слово преподавателя.

П.Х.Витгенштейн прославился на поприще военной службы. Он снискал любовь и доверие солдат, офицеров — сослуживцев, показал не только героизм и смелость, полководческий талант, умение принимать правильное решение в экстремальных условиях военного времени, но и в мирное время радел за процветание земли Отеческой, не жалея средств и сил, способствовал процветанию и нашего края. Его пример — это пример честного, бескорыстного и мужественного служения своему народу, своей стране. О таких людях должны знать потомки, гордиться ими, подражать их чести и подвигам. Подчиненные, в том числе и солдаты, уважали его за честность и гуманное обращение. Для нас, приднестровцев, имя Витгенштейна связано с эпохой, когда он жил в своем имении Каменка. П. Х. Витгенштейн — замечательная личность, которая должна быть увековечена нами, потомками в ответ на множество добрых и хороших дел, которые совершило семейство Витгенштейнов на нашей земле. В советские времена это имя почти не было известно широким кругам населения. Сейчас положение меняется, хотя, возможно, не так быстро как этого хотелось бы. О Витгенштейне написано в одном из томов трехтомной «Истории Приднестровской Молдавской Республики» и в школьном учебнике по истории родного края. Много интересных материалов о жизни Витгенштейна и членах его семьи нашла и опубликовала Каменский краевед М.Е. Балицкая, в частности, в своей книге «Жемчужина Приднестровья». Я полагаю, что настанет время и о полководце Витгенштейне будет выпущена книга в нашей республике. Эта личность, этот персонаж нашей истории вполне заслуживает того, чтобы каждый приднестровец знал и гордился славой нашего земляка. Думается, мы должны еще очень много сделать для восстановления и укрепления исторической памяти нашего народа. Следует ввести специальные исторические передачи на радио и ТВ ПМР, а возможно и отдельный общественно-политический и культурно-исторический телеканал, должны быть соответствующие рубрики в прессе, и, конечно же, огромная роль в этом деле должна принадлежать средней школе. Из «Иванов-не-помнящих-родства» народа не получится. Гражданское общество создается только там, где социум знает и помнит свою историю.

Ш. После представления и прослушивания проектов учеников, начинается проверка усвоения знаний учащихся по вопросам данной темы.



IV.По желанию учителя можно ученикам предложить домашнее задание. Ответить на вопросы анкеты, и тем самым закрепить воспитательные цели урока. Анкета в приложении.



Приложения.

Вопросы.





п/п

Вопрос

Ответ

1.

В каком году родился П.Х.Витгенштейн и где?

18 января 1768г. В Переяславле -Залесском.

2.

Какой девиз был на гербе Витгенштейнов?

«Чести своей никому не отдам»

3.

Кто воспитывал и обучал П.Х.Витгенштейна и с кем?

Николай Иванович Салтыков с Александром и Константином Павловичами-великими князьями.

4.

Какую карьеру избрал П.Х.Витгенштейн из юных лет?

Военную.

5.

В каком году П.Х.Витгенштейн получил первый офицерский чин?

1790г.

6.

В каком году П.ХВитгенштейну присвоили звание генерал-лейтенант?

1808г.

7.

Какой город защищал П.Х.Витгенштейн в Отечественной войне с Наполеоном

Петербург.

8.

Где произошло сражение, после которого был окончательно похоронен план наступления на Петербург?

18.07.1812г. деревня Клястицы.

9.

После, какого сражения П.Х.Витгенштейна провозгласили «Спасителем Петербурга»?

После Клястиц.

10.

Когда произошло сражение под Полоцком?

7 октября 1812г.

11.

Как наградил Александр I П.Х.Витгенштейна за это сражение?

Возвёл в чин полного генерала от кавалерии.

12.

Где и когда состоялась битва при Чашниках, и кто одержал победу?

18-19октября 1812г. Одержал победу П.Х.Витгенштейн.


13.

После, какой битвы наступления на Санкт-Петербургском направлении в Отечественной войне закончились?

После битвы под Чашниками.

14.

Что произошло в районе реки Березины между войсками Наполеона, П.Х.Витгенштейна и Чичагова?

Наполеон ввёл в заблуждение Чичагова, навёл секретно мосты севернее города Борисова на реке Березина, по которой и переправил на правый берег реки свои остатки армии.

15.

Когда начались заграничные походы?

Январь 1813г.

16.

Кто был назначен командующим русско-прусскими войсками после смерти Кутузова?

П.Х.Витгенштейн

17.

Почему союзная армия при Лютцене и Бауцене потерпела поражение под руководством П.Х.Витгенштейна?

Численное преимущество было на стороне Наполеона 152тыс. против 92тыс. у П.Х.Витгенштейна. При армии у П.Х.Витгенштейна было два императора Александр I и Фридрих Вильгельм, это сковывало инициативу П.Х.Витгенштейна, он терял много времени на согласование своих действий с ними.

18.

В каком году впервые П.Х.Витгенштейн побывал в Каменке, и при каких обстоятельствах?

1805г. П.Х.Вингенштейн оказался в Бессарабии с войском. Армия шла через Каменку, и П. Х. Вингенштейн имел возможность познакомиться и приобрести её.

19.

Какие работы стал проводить П.Х.Витгенштейн в Каменке?

1819г. Построил дворец, организовал возведение виноградных террас,

насадил парк, использовал местность для посадки винограда и наладил

производство превосходного вина.


20.

Какие сорта винограда завёз в Каменку и откуда?

Завёз из Германии и юга Франции: пино, шасла, траминер, альварна,

чауш, мускат.


21.

Какова политика нашего государства в отношении культурно-хозяйственной деятельности, сделанной П.Х.Витгенштейном в Каменке в XIX веке?

На современном этапе в Каменке решили восстановить

знаменитые виноградные террасы князя П.Х.Витгенштейна,

которые будут засажены столовыми и винными сортами винограда,

также будут восстановлены винные подвалы, планируется открыть

музей П.Х.Витгенштейна и дегустационный зал.


22.

Как приднестровцы увековечили память о знаменитом князе П.Х.Витгенштейне?

25 июля 2008г. Приднестровский Республиканский банк ввёл в

обращение памятную серебряную монету достоинством 100р.,

посвящённую П.Х.Витгенштейну.

4 октября 2011 в Бендерской крепости состоялось открытие бюста

Генерал — фельдмаршалу П.Х.Витгенштейну и зрелищная презентация

заводом КВИНТ элитного коньяка пятидесятилетней выдержки «Князь

Витгенштейн».

17октября 2011г. в Каменке был открыт бюст князю П.Х. Витгенштейну.





Для закрепления прочных знаний о П. Х. Витгенштейне на столах у учеников есть тесты, они выполняют их, а бригадир за правильные ответы выставляет баллы в оценочные листы.



Оценочный лист учащегося.



Ф.И.О

Виды работ

Кол-во баллов


  1. Теоретический материал проекта

  2. Презентация проекта

  3. Ответы на вопросы

  4. Тесты







  1. За каждый правильный ответ по тесту – 1 балл

  2. За каждый правильный ответ на вопрос –2 балла

  3. За теоретический материал проекта – 10 баллов

  4. За презентацию по проекту – 15 баллов



Общее количество баллов – 85 Оценка «5» — 85 – 70 баллов

Оценка «4» — 69 – 55 баллов Оценка «3» — 54 – 45 балл

Проверочные тесты.

1.Война 1812г. называется Отечественной потому, что:

-Главное сражение произошло под Москвой.

— На войну поднялся весь народ.

— Вторжение Наполеона

2.В каком году началась Отечественная война России и Франции?

— 24.06.1812г — 27.06. 1807г. — 20.06.1805г.

3. Когда М.И. Кутузов заключил Бухарестский мир с Турцией?

— 22.05.1812г. — 16.05.1812г. — 24.08.1812г.



4. В каком году П.Х.Витгенштейн получил первый офицерский чин корнета?

1790г. -1789г. -1794г.



5. За какое победоносное сражение П.Х.Витгенштейна провозгласили «Спасителем Петербурга»?

Сражение под Клястицами 18.07.1812г.

— Сражение под Полоцком 7.10.1812г.

— Сражение под Чашниками 18-19.10.1812г.



6. Как наградил император Александр I П.Х.Витгенштейна за взятие Полоцка?

— Золотой шпагой с алмазами и лаврами.

— «Золотой саблей» «За храбрость» с алмазами.

— Ввёл в чин полного генерала от кавалерии.



7.Когда состоялась битва на Березине?

— 16-17-11.1812г. — 14-12. 11. 1812г. — 18-19. 11.1812г.



8. Когда начались заграничные походы Отечественной войны?

— 14.12.1812г. — 13.01.1813г. — 20.02.1813г.



9. Кто был назначен на пост главнокомандующего союзной армией после смерти М.И.Кутузова?

П.Х.Витгенштейн. — М.Б.Барклай-де-Толли. — П.В.Чичагов.



10. Какие причины поражения были у П.Х.Витгенштейна в битве при Лютцене и Бауцене?

Присутствие двух императоров Александра I и Фридриха Вильгельма на поле сражения.

Численное превосходство армии Наполеона (152 тыс.) над армией П.Х.Витгенштейна(92тыс.)

— Неумелое руководство П.Х.Витгенштейна.



11. Где поселился П.Х.Витгенштейн на постоянное место жительства, когда вышел в отставку?

— Петербург — Каменка — Переяславль-Залесский



12. Какие преобразования сделал П.Х.Витгенштейн в XIX веке в Каменке?

Насадил европейские столовые и винные сорта винограда.

— Построил санаторий.

Построил винодельческий завод.

Насадил парк в 25 десятин земли.

Построил дворец.



13.Какова политика государства ПМР на современном этапе преобразований П.Х.Витгенштейна?

— восстановить знаменитые виноградные террасы.

— восстановить винные подвалы.

открыть дегустационный зал и музей П.Х.Витгенштейна.



14. Как приднестровцы увековечили память о знаменитом князе П.Х.Витгенштейне?

Банк ввёл в обращение памятную серебряную монету достоинством в 100 рублей.

— 4.10.2011 был открыт бюст генерал-фельдмаршалу П.Х.Витгенштейну в Бендерской крепости.

17.10.2011. В Каменке был открыт бюст в парке, заложенном самим князем.

назвали, самый, элитный коньяк 50-летней выдержки «Князь Витгенштейн» на Тираспольском заводе КВИНТ.

15. Кто посетил знаменитые мероприятия в Приднестровье, посвящённые П.Х.Витгенштейну из родственников?

— Германия: Александр цу Зайн-Витгенштейн вместе с женой Габриэллой.

— Канада: Александр цу Зайн-Витгенштейн вместе с женой Габриэллой.

— Франция: Александр цу Зайн-Витгенштейн вместе с женой Габриэллой.



16. В каких источниках написано о П. Х. Витгенштейне?

История Приднестровской Молдавской Республике ( 3 тома ).

Книга « Жемчужина Приднестровья»М. Е. Балицкая.-Учебник история родного края.

Анкета.

1.Сегодня можно услышать и прочесть самые различные точки зрения на то, что такое Родина и имеет ли смысл само это понятие в наше время.

С какими из мнений согласны лично вы?

а). Сегодня, в век господства общечеловеческих ценностей, понятие Родины устарело. б). Оно в наши дни может существовать как нечто глубоко личное, никак не влияющее на общественно-политические позиции людей.

в). Чувство Родины существовало, существует и будет существовать.

г). Такая проблема меня не интересует.

2. Считаете ли вы, что сегодня защищать Родину, как и прежде, — долг каждого гражданина?

а). Да.

б). В целом – да.

в). Зависит от обстоятельств.

г). Нет.

д). Трудно сказать.

3. Сегодня высказываются очень разные, исключающие друг друга оценки Отечественной войны 1812 года. С какими из них вы согласны?

а). Отечественная война 1812 г. была великим подвигом народа, защищающего свою независимость.

б). Россия, отстояв свою независимость, освободила и Европу от оккупации и рабства, которое несли наполеоновские армии.

в). Это была обычная война двух монархий: русского абсолютизма и буржуазной французской империи.

г). Франзуская армия внесла в отсталую Россию самые передовые достижения прогрессивной Европы, и в случае покорения Наполеоном в 1812 году. Россия сегодня находилась бы среди цивилизованных стран мира.

д). Если бы Наполеон смог уничтожить Российскую империю, мировая история пошла бы иным путем, куда более гуманным и прогрессивным.

4. Уже более двухсот лет обсуждают вопрос: надо ли было сдавать французам Москву. Как считаете вы?

а). Да, в тех условиях иного пути спасения армии не было, а значит, и России не было бы.

б). Следовало дать бой у стен столицы и на ее улицах, а не уходить без сопротивления.

в). Необходимо было пойти на генеральное сражение с агрессором еще до Бородино.

5. Сейчас много и упорно говорят о необходимости восстановить и реставрировать все памятники героям войны 1812 года, а также установить новые. Вы поддерживайте подобные предложения?

а). Да, полностью.

б). В принципе, да, но сейчас у страны нет на это денег.

в). Нет, сейчас не время этим заниматься.

г). Лучше эти средства пустить на покупку продуктов и товаров для населения.

д). Надо бы и сохранившиеся памятники снести.

Полученные и обработанные учителем результаты анкетирования подскажут, на какие вопросы следует обратить внимание.

Презентация проекта 1 группы: « Личность П.Х Витгенштейна, его биография».



Биография Петра Христиановича Витгенштейна.

Витгенштейн Петр Христианович, граф с 1834 года, светлейший князь, будущий спаситель Петербурга, генерал-фельдмаршал, родился в Переяславле — Залесском 17 января 1768 года, по другим сведениям в Нежине Полтавской губернии. Отец его Христиан Людвиг Каземир Витгенштейн, принадлежал к древнему германскому роду, служил в войсках Фридриха Великого. Во время Семилетней войны с Пруссией в 1761 году был взят русскими в плен. Поступил на русскую службу во времена царствования Елизаветы Петровны, получил чин генерал — поручика.

Девизом на гербе князей Витгенштейнов была надпись: «Чести своей, никому не отдам». Мать его Амалия Луиза, урожденная графиня Финкенштейн. Но у Петра была мачеха – вдова Долгорукова Анна Петровна. На сестре Анны Петровны был женат Николай Иванович Салтыков князь, генерал-фельдмаршал, воспитатель великих князей Александра и Константина Павловичей. Н.И. Салтыков воспитывал и обучал вместе с великими князьями и Петра Витгенштейна.

С юных лет Петр избрал военную карьеру. В возрасте 12 лет был зачислен сержантом в лейб-гвардии Семеновского полка, чтобы начать требуемую выслугу лет. Действительную службу начал с 1789 года вахмистром гвардии. В 1790 году получил первый офицерский чин корнета в Конногвардейском полку, а в 1794 году стал подполковником. В 1795 году служил волонтером в войне с польскими конфедератами, участвовал в штурме Праги. Затем служил на Кавказе. В 1798 году получил звание полковника, а через год генерал-майора.

При императоре Павле I был уволен в отставку, возвращен в армию уже при императоре Александре I.



Презентация проекта 2 группы: «П.Х Витгенштейн – великий русский полководец России Отечественной войны 1812 года».



Начинается Отечественная война Франции и России, еще до наполеоновского нашествия у Петра Христиановича начала складываться репутация надежного защитника Петербурга. В этой войне Витгенштейн командовал первым пехотным корпусом, прикрывавшим петербургское направление. Генералу Витгенштейну было поручено трудное дело – защита столицы России Петербурга. Время было очень и очень опасным. Натиск врага был таким мощным и сильным, что удачей считалось даже отступление, выход из окружения. Главным было сохранить войска. Именно, в это время корпус Вингенштейна вступил в поединок с тремя корпусами Наполеона, сковал их силы и победил. Корпус Витгенштейна стоял на правом берегу Двины, прикрывал весь север России. Наполеон отдал приказ маршалу Удино очистить от русских правый берег Двины. Русский и французский корпуса начали отдельную от главных армий борьбу. Боевая задача Витгенштейна была, прикрывать дороги ведущие к столице. Французы, вступившие в Россию, увидели Москву, но они не увидели Ригу и Петербург. Французы сделали вид, что Петербург их мало интересовал. На самом деле в Петербурге угрозу захвата французами столицы расценивали реально. Из столицы были вывезены все документы государственной важности, ценности. Столичные особняки покинули богатые аристократы, за ними потянулись длинные обозы с предметами искусства, роскоши. А в самом Петербурге кроме роты дворцовых гренадер, охранявших Зимний дворец, и ополчения в 15 тысяч человек, которые не могли оказать серьезного сопротивления великой армии Наполеона. Действия первого корпуса Витгенштейна были очень важными.

Одно из малоизвестных сражений Отечественной войны было сражение под Клястицами. В этом сражении окончательно был похоронен неприятельский план наступления на Петербург. Витгенштейн принял мудрое решение не дать возможности соединиться корпусам маршалов Удино и Макдональда, а разбить их по одиночке. Французы взяли Клястицы 18 июля. Русские части атаковали Клястицы, вышибли французов из деревни, а кавалерия Витгенштейна стала окружать корпус Удино, но он оценил сложившуюся ситуацию, и начал отступать к Полоцку. Продвижение французского корпуса на Петербург было приостановлено. В трехдневном сражении под Клястицами французы потеряли 10 тысяч человек, обозы и тысячи раненых попали в плен. Витгенштейн потерял 3 тысячи солдат. Петра Христитановича провозгласили «Спасителем Петербурга».

Кутузов в это время находился в Петербурге и назвал битву при Клястицах полной победой. «Хорошо! – сказал он своим приближенным – едва ли бы кто сделал лучше». За это ему Александр I пожаловал орден Святого Георгия – второй степени и 12 тысяч рублей пенсии, которая в случае его смерти переходила к супруге.

25 июля 1812 года в Петербурге гремели пушки. Праздничный салют оповещал жителей столицы о победе графа Витгенштейна при Клятицах, о первом успехе русского оружия в борьбе с Наполеоном. Успешные действия Витгенштейна поднимали настроение в войсках и столице. Говорили: «Пусть другие наши главнокомандующие сделают столько же, сколько успела армия под началом Витгенштейна».

Победы Витгенштейна на начальном этапе войны были единственным успехом над французами. Имя Витгенштейна в летние месяцы 1812 года стало известно всей России, люди превозносили его подвиги. Следующее сражение

Витгенштейн начал раньше, чем французские маршалы могли соединиться, и разбил войска Сен-Сира, а 7 октября овладел Полоцком. Витгенштейну вручили императорское послание, которое можно было открыть лишь после взятия города. Он обнаружил там рескрипт, по которому он водится в чин полного генерала от кавалерии. Так закончилось еще одно крупное сражение времен Отечественной войны, где французские войска потерпели поражение от русских под командованием Витгенштейна. 18-19 октября произошла еще одна битва под руководством Витгенштейна в местечке Чашники. Генерал Витгенштейн одержал убедительную победу над соединенными корпусами маршалов Сен-Сира и Виктора, которые имели численное превосходство, но понесли серьезные потери и вынуждены были отступить. На этом военные действия на Санкт-Петербургском направлении в Отечественную войну 1812 года закончились. Генерал Витгенштейн одержал грандиозные победы над прославленными маршалами Наполеона Удино, Сен-Сира и Виктора, а Макдональда вынудил поспешно отступать. Дальше Витгенштейн выполнял задачу, поставленную перед ним Кутузовым по окружению наполеоновской армии, в районе реки Березины. Витгенштейн шел к Борисову на сближение с армией адмирала Чичагова.

Но что произошло на самом деле в районе реки Березины? Наполеону удалось отвлечь внимание адмирала Чичагова в городе Борисове на юг, но на самом деле, он секретно навёл мосты севернее города Борисова на реке Березине, по которым и переправил на правый берег реки свои остатки армии. Чичагов, осознав в какое заблуждение его ввел Наполеон, безуспешно атаковал его на правом берегу реки, а на левом атаковал его Витгенштейн.



Презентация проекта 3 группы: «Участие П.Х. Витгенштейна в заграничных походах русской армии 1813-1815 годах».



Заграничные походы явились продолжением Отечественной войны 1812 года. 13 января 1813 года российские войска без боя заняли Варшаву, а в феврале вступили в Берлин. Многие, в том числе и Кутузов считали, что с изгнанием Наполеона война должна быть закончена и русским не стоит влезать в европейские дела. Но Александр I всегда мечтал покончить с источником агрессии.

Наполеон искал новых союзников и военные резервы, после того как бежал из России. Русская дипломатия прилагала все усилия, чтобы лишить французского императора союзников. Витгенштейн проявил в начале заграничных походов свои блестящие дипломатические способности с Прусским генералом Иорком, и склонил Пруссию на союз с Россией. 20 февраля Берлин капитулировал. Когда прибыл в Берлин Витгенштейн, принц Генрих встречал его с большой свитой, выехав к нему навстречу за четыре версты от города. Большим авторитетом Витгенштейн пользовался в это время, как в Европе, так и в России.

В 1813 году в апреле умер М.И. Кутузов, и на пост главнокомандующего был назначен П.Х Витгенштейн, прославившийся победой от Клястиц до Эльбы над Наполеоном, и одержавший целый ряд побед.

К тому времени Наполеону удалось, за счет новой мобилизации, собрать 200 тысяч молодых солдат против 92 тысяч русско-прусской армии.

На первых этапах заграничных походов развернулась борьба за Германию, на ее территории французы стремились задержать наступление союзников и нанести им поражение. 20 апреля 1813 года главная союзная армия под командованием Витгенштейна(92 тысячи) против 150 тысячной армии французов атаковала под Лютценом корпус маршала Нея.

Он пытался разбить французские силы по частям, но Ней стойко удерживал позиции. На поле битвы присутствовали Александр I и король Пруссии Фридрих Вильгельм.

Это сковывало инициативу Витгенштейна, он потерял немало времени на согласование своих действий с ними. Тем временем со своими силами, подоспел на помощь Нею Наполеон. Он лично возглавил контр — атаку, и сумел расколоть линию союзников. Российский и Прусский император дали приказ об отступлении. Наполеон преследовать не мог, так как не имел кавалерии, армия была очень молодой и утомленной. Урон союзников составил 12 тысяч, фанцузов-15 тысяч.

Битва при Лютцене стала первой крупной победой Наполеона в кампании 1813 года, она подняла боевой дух французской армии. Наполеон двигался на восток, за отступавшей союзной армией и 8-9 мая 1813 года дал ей сражение при Бауцене. После боя французская армия оттеснила союзников и заняла Бауцен. Витгенштейн своевременно отвел свои войска и избежал окружения. Несмотря на успех при Лютцене и Бауцене, тучи над Наполеоном сгущались.

В войну против Франции вступила Швеция и ее союзница Австрия. После Бауцена было заключено Пражское перемирие. Обе стороны использовали его для подтягивания резервов и подготовки к новым боям.

После неудачных сражений с Наполеоном при Лютцене и Бауцене, в армии возникло недоверие к командующему Витгенштейну, хотя итог этих сражений нельзя назвать разгромом для союзной армии. У Наполеона армия была в 2 раза больше. Союзная армия не увенчала себя лаврами побед при Лютцене и Бауцене, но французы понесли потери, больше чем союзники.

Генерал Милорадович обратился к Витгенштейну с просьбой об отставке от звания главнокомандующего. Витгенштейн вышел с просьбой к императору об освобождении его от командования армией. В своем донесении императору Александру I Вингенштейн написал: « Так как теперь прибыл к армии генерал Барклай-де-Толли, который меня гораздо старше, и у которого я всегда находился в команде, то я почту за удовольствие быть под его начальством ». Просьбу Витгенштейна удовлетворили. 25 мая 1813 года Барклай-де-Толли стал командующим союзной армии.

В сражении при Бар-сюр-Обе 15 февраля 1814 года Витгенштейн был ранен и отправлен на лечение. Его место занял генерал Н. Н. Раевский. Активное участие в войне возвеличило П.Х. Витгенштейна. Он пользовался во всей России и Европе большой военной репутацией и авторитетом.

В 1834 году был возведен в достоинство потомственного светлейшего князя. Генерал-фельдмаршал, имевший столько титулов и наград, когда получил отставку, удалился в Каменку.

Презентация проекта 4 группы: « П.Х Витгенштейн – преобразователь культурно-хозяйственной деятельности в Приднестровье».



Петр Христианович оставил значительный след в истории северного Приднестровья. Живописными уголками природы, щедрым и ласковым теплом, радушием и гостеприимством народа, приднестровская земля издавна привлекала многих выдающихся людей, чьи имена и дела прославлены в веках. Первое упоминание о посещении этих мест русским полководцем Петром Вингенштейном относится к началу ХIХ века. Так, в 1805 году Петр Христианович приобрел имение в местечке Каменка. Каменская усадьба Вингенштейнов принадлежала к самым великолепным усадьбам на Подолье. Будучи талантливым полководцем, пятидесятилетний князь оказался успешным предпринимателем. Каменка была большим захолустьем и с Петербурга казалась краем света. Зато здесь замечательный климат, где можно выращивать виноград и производить из него коньяки не хуже французских коньяков. Не хотел генерал-фельдмаршал жить в Петербурге с его интригами, сплетнями, с военными в золотых мундирах. Князь вообще славился своей нелюбовью к придворным интригам, это качество подмечали в нем современники. А в Каменке было прекрасно: спокойствие деревни, короткая зима, долгое лето, золотистая в полуденном солнце стелющаяся гладь Днестра и замечательный климат для выращивания винограда. Эти идеи Витгенштейн вынашивал давно. Обладая способностью вести за собой людей, Петр Христианович сумел обустроить ведение виноградарства на этой земле. В 1819 году над Днестром, где не было ни одного дерева, Петр Витгенштейн построил дворец, возле которого организовал возведение виноградных террас и создание парка. Парк в 25 десятин начинался у самой подошвы горы, украшенный террасами и росшими на них виноградниками. Витгенштейн решил использовать благоприятные условия местности, чтобы создать здесь виноградники и наладить производство превосходного вина. Под его руководством в Каменку были доставлены из Германии, Франции и других стран лозы качественных сортов винограда: пино, рислинг, траминер, альварна, мускат, чауш, шасла. Успешному ведению виноградарства способствовали потомственные виноградари, приглашённые Вингенштейном из Германии. Граф дал им земли и много различных льгот для хорошей жизни в этом крае. Заложенные виноградные плантации снабжали продукцией его винодельческий завод. Витгенштейн — благоустроитель каменской земли, возводивший церкви и больницы, зачинатель традиции санаторного лечения с использованием уникального метода ампелотерапии – лечение виноградным соком и виноградным вином. Потомки Витгенштейна основали в Каменке военный госпиталь, на месте которого сейчас располагается санаторий. Затем построили на территории поместья курзал, что-то вроде современного санатория, к тому времени были открыты полезные свойства минеральной воды, источник которой находился прямо на территории имения князя. Сюда съезжались люди для лечения на купальный и, особенно, на виноградный сезон. Санаторий в бывшем поместье князя открыли в 1932 году, и он действует до сих пор.



Презентация проекта 5 группы: «Увековечивание имени П.Х Витгенштейна в памяти народа Приднестровья».



На современном этапе в Каменке решили восстановить знаменитые виноградные террасы князя Петра Витгенштейна, которые вновь будут засажены столовыми и винными сортами винограда. Кроме того будут восстановлены винные подвалы, в которых планируется открыть музей Витгенштейна и дегустационный зал. Тираспольский вино — коньячный завод «КВИНТ» займется возрождением виноделия в приднестровском городе Каменка. Террасы будут засажены, именно, теми сортами винограда, которые были завезены на север Приднестровья в XIX веке. Приднестровцы увековечили память о знаменитом князе Витгенштейне.

25 июля 2008 года Приднестровский Республиканский банк ввел в обращение памятную серебряную монету достоинством 100 рублей, посвященную П.Х Вингенштейну. На монете крупным планом изображен генерал-фельдмаршал на фоне полуразвёрнутого свитка с изображением атаки русских войск.

Энергичный, целеустремлённый, разносторонний человек и талантливый виноградарь Пётр Витгенштейн исключительно близок к народу, и поэтому в честь прославленного генерал-фельдмаршала, выдающегося героя Отечественной войны 1812 года, был назван самый старый, элитный коньяк пятидесятилетней выдержки Тираспольского вино — коньячного завода «КВИНТ» (Коньяки, Вина и Напитки Тирасполя). Коньяк « Князь Витгенштейн », причислен знатоками к шедеврам коньячного искусства и был удостоен Большой Золотой Медали Международного конкурса « Золотой Грифон 2009 ».

4 октября 2011 года в Бендерской крепости состоялось сразу два торжественных события, посвященных Петру Христиановичу Вингенштейну. Витгенштейн руководил военными действиями войны 1828- 1829 годов России и Турции, сражения были за Бендерскую крепость, где он одержал победу над турками и получил от императора Николая I орден Андрея Первозванного. Поэтому открытие бюста генерал-фельдмаршалу российской империи и зрелищная презентация элитного коньяка, названого его именем – « Князь Витгенштейн» проходили в Бендерской крепости.

Артисты Государственного театра города Тирасполя имени « Н. С. Аронецкой» подготовили театрализованное представление: Князь Витгенштейн на карете приезжает в Каменку, где его торжественно встречают жители Каменки.

На мероприятиях присутствовали высокие гости, но самыми почетными стали потомки светлейшего князя Петра Витгенштейна – князь Александр цу Зайн-Вингенштейн и княгиня Габриэлла, специально приехавшие на это событие из Германии. Князь Александр, ранее не бывавший в Бендерской крепости, и даже не знавший ничего о ней, остался, приятно удивлён, проделанной работой, и тем, что в Приднестровье уделяют большое внимание сохранению исторического наследия. В ходе визита гости проявили интерес к виноделию и были приглашены на завод «КВИНТ». Они осмотрели территорию крупнейшего в ПМР винодельческого предприятия, посетили производственные цеха, а также музеи и знаменитые подвалы завода.

17 октября 2011 года в Каменке был открыт бюст российского полководца, фельдмаршала князя Петра Витгенштейна. Он был установлен в Каменском парке, заложенном самим князем. Право открытия бюста было предоставлено президенту ПМР, главе местной госадминистрации и местному историку биографу семейства Вингенштейнов Маргарите Балицкой. Президент подчеркнул, что Витгенштейн был личностью мирового масштаба – имел почетное звание защитника града Петрова, преобразователя нашего Приднестровья. На открытии присутствовали потомки Витгенштейна из Германии князь Александр цу Зайн-Вингенштейн с супругой Габриэллой.

Витгенштейн после своей военной деятельности жил в Каменке, преобразовывал ее и одновременно подлечивал свои раны. Витгенштейн в сражениях получил их много, и иногда ездил на воды, когда раны давали о себе знать. Больше всего досаждало колено, пробитое пулей зимой 1814 года.

Рана с годами напоминала о себе такими болями, что князь не находил места. В 1834 году он ехал лечить эту рану в Карлсбад. И не доехал. Он тихо скончался на руках у жены, неподалеку от Лемберга. Похоронили князя в любимой Каменке, в скале под полом кирхи, которую князь сам и построил.

Список литературы.



  1. Бантыш-Каминский Д.Н. 42-й генерал-фельдмаршал, князь П.Х. Витгенштейн. М. Культура 1991.

  2. Буганов А. П.Х. Витгенштейн. Преподавание истории в школе 1992 №56

  3. Глинка В.М. П.Х.Витгенштейн. Искусство 1981.

  4. Назаревский В.В. Столетие Отечественной войны 1812

  5. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона 1959.

  6. Тарле Е.В. История России с начала XVII до конца XIX века. М . 1986.



Автофигура 1

16


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "Великобритания" 10-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: