Конспект внеклассного мероприятия по истории «Я — РАЖДАНИН РОССИИ» 6-7 класс


ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА (6-7 классы)

« Я — РАЖДАНИН РОССИИ»

ЦЕЛЬ:

Воспитание патриотизма через приобретение воспитанниками знаний о прошлом и настоящем своей Родины, Пермского края.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: игровая деятельность.

Оформление:

1.Плакаты: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя»

«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».

«Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека»

2.Надпись на доске:

«Я – гражданин России»

«Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…»

(В. Даль)

3. Фонограмма «Рассвет на Москве – реке», колокольный звон.

Домашнее задание:

— Найти сведения:

Что такое «План Барбаросса»?

Что такое «генеральный план «Ост»?

Кто такой Р.Зорге?

— Подготовить эскизы для конкурса художников ( «Боевой листок»)

— Название команд, эмблемы, представление.

ХОД ИГРЫ

1.Вступительная беседа.

— представление команд;

представление жюри

2. Объявление станций (вручение командирам маршрутных листов)

Станции:

1 станция: «Русская береза – символ Родины моей»

2 станция: «С русским воином через века»

3 станция: «А песня ходит на войну»

4 станция: «Вечная память героям»

5 станция: «Люби и знай свой город Пермь»

6 станция: «Заключительная» — домашнее задание, конкурс «Боевых листов»

Ведущий:

За морем теплее, а у нас светлее.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Где кто родится, там и пригодится.

Вот некоторые из пословиц о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою любовь, преданность и жизнь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего отечества.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине,

Колесо истории повернем

И рассказывать начнем.

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

На нашем конкурсе-викторине участвуют 4 команды.

Приветствуем первую команду: «Русичи»

Девиз: «Русский в делах горд, в словах тверд»

Далее приветствие всех команд, вручение маршрутных листов.

Представим наших судей, которые будут оценивать знания, смекалку команд. Все ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Звучит музыка.

А начнем мы нашу игру с разминки. (Конкурс: вопрос-ответ)

Фронтально – за каждый правильный ответ команда получает жетон.

1. Что такое герб?

2. Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

3.От какого слова произошло слово «копейка»?

4. Что такое «Аз», «Буки», «Веди», и т.д.(буквы славянской азбуки)

5.Что такое скипетр? (Украшенный жезл – символ власти, одна из регалий монарха)

6. Что придумали Кирилл и Мефодий? (Славянскую письменность)

7.Закончи пословицу «При солнышке тепло, при матери ….»

8.Что такое флаг? (Символ государства)

9. Кто изображен на Российском флаге? (Двуглавый орел)

10. Что такое монета? ( Кусочек металла с особым тиснением)

11. Как называлась первая печатная книга? (Апостол)

12. Что такое держава? (Золотой шар с короной или крестом наверху – символ власти, одна из регалий монарха)

13.Какими были первые книги? (Рукописными)

14. Закончи пословицу «Человек без Родины, что соловей без ….» (песни)



Сейчас мы вспомним, как русские люди жили в старину, что они любили, как работали и отдыхали.

— При помощи чего освещали избу? (Лучина)

— Как называли сложенные впрок дрова? (Поленница)

-Какая птица всю деревню поила? (Колодезный журавль)

— Что вставляли в окна вместо стекла? (Бычий пузырь, слюду)

— Где раньше люди мылись? (Печь, баня, река)

— Что использовали вместо мыла, чем чистили посуду? (Зола, глина, песок, крапива, горчица)

— Где спали младенцы? (Колыбель)

— Что такое колыбель? (Люлька, зыбка)

— Для чего в колыбель клали кота? (Чтобы дети сладко спали)

— Что брали с собой в новую, только построенную баню? (Хлеб)

— Как на Руси в старину называли рожь? (Жито)

— Какой злак был основным у наших предков-славян? (Просо – пшено)

— В старину хлеб запивали квасом. Как называется кушанье из кваса, в который мелко крошат хлеб и лук? (Тюря)

— Какие блюда, напитки русской кухни вы знаете? (Щи, каша, кисель, пироги, пельмени, квас, сбитень)

— Назовите русские народные музыкальные инструменты? (Гусли, балалайка, гармонь)

— Какие старинные игрушки вы знаете? (Погремушка из мака, свистулька из глины, Петрушка, Неваляшка)

— Какие праздничные потехи существовали на Руси? (Катание на лошадях, кулачные бои, тараканьи бега, петушиные бои, медвежья потеха)

-Показать нарисованные: самовар, утюг, печь, и спросить у ребят, что объединяет эти предметы? (Уголь древесный)

— До 18 века картошку на Руси заменяла… (Репа)

— Вспомните: «дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи». Что такое «гуща»?

Свежие документы:  Классный час для 1 класса «Мы живем на земле Сталинградской»

(Каша из ячменя с горохом)

1 станция: «Русская береза – символ Родины моей»

Оформление (репродукции художников): А.И.Куинджи «Березовая роща», И.И.Шишкин «Березовая роща», И.И.Левитан «Березовая роща», Н.М.Ромадин «Молодые березки»

На стене плакат: «Вечно шуметь березовым рощам»

Звучит песня «С чего начинается Родина» (сл. Матусовского, муз Баснера)

Ведущая: Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, живописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы!

Нет на свете такого человека, который не любил бы родную землю. Давайте вспомним сейчас о том, что мы знаем о прошлом своей Родины. Начнем с того, что знают почти все. Попробуй ответить на следующие вопросы:

— Представьте себе, что вы оказались в чужой стране и не знаете языка народа этой страны. Мелодии каких русских песен помогут жителям другой страны понять, что вы из России? «Во поле береза стояла». «Калинка», «Катюша»,..)

— О ком сказано: «Россия, выраженная в слове…», «Солнце русской поэзии…» (об А.С.Пушкине)

— Назовите имена русских композиторов, которые, сочиняя свои произведения, особенно часто обращались к народному творчеству? (Чайковский, Римский – Корсаков, Глинка)

-Назовите имя художника – иконописца, автора иконы «Троица» (Андрей Рублев)

— Кто написал картину «Богатыри»? (Васнецов Виктор)

— Как называли русского богатыря, в кармане у которого мог поместиться Илья Муромец с конем? (Святогор)

-Кого из выдающихся людей в детстве звали Варфоломеем? Сергия Радонежского)

— Кому принадлежат слова «Тяжело в учении, легко в бою»? (А.Суворову)

— Какой год считают годом крещения Руси? (988 г.)

2 конкурс:

Вспоминаем пословицы о Родине. Начало пословицы находится в одной коробке, конец – в другой. Задача – соединить правильно как можно больше пословиц. Жетон – за каждую верно соединенную пословицу.

— Человек без Родины – соловей без пения.

-Родина – мать, умей за неё постоять.

-Своя Земля и в горсти мила.

-Для Родины своей жизни не жалей.

— На чужой стороне Родина мила вдвойне.

-Одна у человека родная мать, одна и Родина.

-Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.

3 конкурс

Лучшее стихотворение о родине. (Дополнительный балл)

Подведение итогов.

2 станция: «С русским воином через века»

Защитник Родины! В этих словах заложено благородное призвание и обязанность защищать свою Родину и свой народ. Поэтому наших защитников называют Солдатами Отечества, воинами России.

Настоящие воины всегда были мужественными, смелыми, отважными… А еще воины должны быть смекалистыми. Во все времена острый ум, находчивость, сообразительность помогали оттачивать военную хитрость. Солдатская смекалка всегда выручала в опасности и в трудных ситуациях А у вас есть смекалка? Сейчас мы узнаем…

1 конкурс:

Какие боевые ордена и медали, названные именами выдающихся полководцев и флотоводцев. Были учреждены в период Великой Отечественной войны? (Ордена: Кутузова, Суворова, Ушакова, Невского, Нахимова, Хмельницкого. Медали: Ушакова, Нахимова)

2 конкурс:

Факты и цифры. Правильно объединить событие и цифры, написанные на разных табличках:

1.Сколько времени героически сражались защитники Брестской крепости? (1 месяц)

2.Сколько продолжалась героическая оборона Ленинграда? (Около 900 дней)

3.Сколько партизан на оккупированной советской территории действовало к концу 1943 г.? (Свыше миллиона)

4.Сколько членов насчитывала Краснодонская «Молодая гвардия»? (103 чел.)

5.Какая победа Советской Армии была впервые отмечена салютом в Москве? Когда это было? (Освобождение от немецко-фашистских захватчиков Орла и Белгорода 5 августа 1943 г.)

6. В 1944 г. Советская Армия, освобождая территорию страны, восстановила государственную границу СССР. Когда и на какую границу вошли наши войска? (26 марта 1944г. с Румынией)

7. Сколько дней длилась операция по взятию Берлина? (16 дней)

8. Какую третью награду получил Комсомол? Когда это было? (Орден Ленина в 1945 г.)

9.Сколько городов носит почетное название город-герой? (11 Городов)

10. В каком году началось наступление на Москву? (В 1941 г.)



3 конкурс: Историческая викторина.

1.Сколько лет прошло от окончания гражданской войны до начала Великой Отечественной? (20 лет, 1921-1941)

2. В каком крупном сражении первых месяцев войны родилась советская гвардия? Сколько месяцев длилось это сражение? (В Смоленском сражении, которое длилось 2 месяца)

3. Какой советский летчик впервые в истории авиации осуществил таран вражеского самолета в ночных условиях? (В.Талалихин, 7 августа 1941 г.)

4. Кто такие «народные мстители» и почему их так назвали ? (Партизаны. Они мстили фашистам за вероломное нападение на нашу страну, за террор, грабежи и насилие, творимые на оккупированной территории)

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Применение шаблонов в Publisher" 8 класс

5. Назовите города-герои:

Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Волгоград, Киев, Новороссийск, Минск, Керчь, Тула, Крепость-герой Брест)



Подведение итогов.



3 станция: Музыкальная «А песня ходит на войну».

1. О каких событиях рассказывается в песне Е,Жарковского и Н.Бунина «Прощайте, скалистые горы!»

(Это песня о военных моряках Северного Флота, которые защищали полуостров Рыбачий в суровые дни войны. Этот полуостров во время войны имел важное стратегическое значение – он закрывал выход с Баренцова моря в Кольский залив. Рыбачий, с трёх сторон окружен водой, а четвертой – гитлеровцами, почти полностью оторванный от Большой земли, стал неприступной крепостью для врага. Прозванный моряками «гранитным линкором», он выстоял. Ни разу на этот участок советской земли не ступила нога гитлеровского солдата. А осенью 1944 года солдаты Рыбачьего били врага на его территории.)

2. Назовите авторов и дату первого исполнения песни «Священная война». (поэт Лебедев-Кумач, комп. А.В.Александров, 26 июня 1944 года. Белорусский вокзал, группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Которая находилась в Москве).

3. Назовите фамилию композитора, автора песни «Летят перелетные птицы», «Солнце скрылось за горою», «Враги сожгли родную хату» (М.И.Блантер).

4. Как называется эта песня? Назовите фамилии авторов (после прослушивания). (Муз. Фрадкина, сл. Долматовского «Случайный вальс»).

5.Какому городу посвящена песня «Вечер на рейде». Кто композитор? (городу Ленинграду, комп. В.П.Соловьев-Седой)

6. Назовите песни о Великой Отечественной войне, которые продолжили свой путь в произведениях скульпторов.Где установлены эти памятники? (муз. А Колмановского, сл. К.Ваншенкина «Алеша» — болгарский город Пловдив, памятник Неизвестному солдату), (муз. А.Пахмутовой, сл. В.Бокова «Сказ о Мамаевом кургане» — г. Волгоград, монументальный памятник победы), (муз. С.Кац, сл. А Сафронова, «Шумел сурово Брянский лес» — г.Брянск, памятник воинам Советской Армии и партизанам);.(муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова, «Малая земля» — близ г. Новороссийска, монумент «Моряки-десантники».

Викторина «Музыка и кино. Участники прослушивают песни из кинофильмов (фонограмма) и письменно составляют ответы в соответствии с порядком прослушивания.



4 станция: « Вечная память героям!»

Не лучшие времена переживает сейчас русская армия, но звание защитника Отечества не тускнеет, не стирается в памяти народа. Отечество защищали с древних времен, защищали во время Отечественной войны 1941-1945 годов.

Говорят, что история человечества – это история войн. А, значит, и история армий. О своей армии, конечно, рассказывать долго и невозможно. Но в русской армии были свои особенные полки, прославившие свое название и покрывшее честью свой мундир. Им присваивали звание Гвардейских.

1. Преображенский полк — старейший полк русской армии. Его основал Петр 1 в конце 17 века. Этот полк участвовал в сражениях со шведами, французами, турками. Расформирован был в 1918 году.

2.Гренадерский полк – также один из самых знаменитых российских полков. Гренадеры – это солдаты , вооруженные ручными гранатами. Особо отличился гренадерский полк в 1812 году.

3. Кавалергарды – привилегированная воинская часть в русской гвардии тяжелой кавалерии 18-20 веков – тоже отличалась большим мужеством. С 1 мировой войны Кавалергардский полк не вернулся.

4. Ахтырский гусарский полк – это старейший полк нашей армии. Его создали в 1651 году из казаков – украинцев, бежавших на Русь из Польши. Полк сначала охранял Южные границы России, а при царе Петре участвовал в походах на Пруссию, Персию. О многочисленных подвигах ахтырцев в 1812 году лучше всего почитать в «Военных записях Дениса Давыдова», одного из самых знаменитых ахтырцев.

«Я люблю кровавый бой.

Я рожден для службы царской.

Сабля, водка, конь гусарский

С вами век мне золотой»

На этом мы закончим небольшую беседу и поучаствуем в игре «Один за всех, все за одного».

Как говорят в армии, «Один в поле не воин». Одному солдату и в бою не сладко, и на роздыхе скучно. У настоящего бойца всегда найдутся друзья, которые и беду , и радость разделят. Проверим, можете ли вы постоять друг за друга.

1 конкурс: У любого современного государства существуют символы в триединстве. Какие? Кто помнит? (Герб, Флаг, Гимн)

А) Что вы знаете о Российском Флаге?

Боевые стяги и знамена после крещения Руси в 10 веке были в прямом смысле слова священными. На них изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Они освещались как иконы, на них молились. Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра 1. Красный – символизировал отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, вера. Белый — мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Арабский халифат"

3 цвета – Белый – духовенство, синий – дворянство, кранный –трудовой народ.

Б) Что вы знаете о Российском гербе?

Герб России – изображение всадника с копьем и двуглавого орла – знаки державной независимости и мощи. Слово «герб» переводится как наследство. При Иване 111 Москва становится центром Русского государства. Иван 111 женится на племяннице византийского императора. Византия гибнет. Иван 111 принимает в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла, что означает: Москва пришла на смену Византии, став «Третьим Римом», но на груди орла появляется щит с рисунком воинственного всадника. Корона –символ союза трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) Скипетр и держава – сильная власть и защита государства и его единства. Всадник – символ победы добра над злом, готовность защищать свою свободу и независимость от врага.

В) Прослушивание Гимна России (фонограмма) (Муз. Александрова, сл. Михалкова)

2 конкурс: Фронтовой репортаж.

Репродукции гражданской и Великой Отечественной войны; необходимо отобрать относящиеся к ВОВ и прокомментировать события, изображенные на репродукциях.



5 станция : «Люби и знай свой город Пермь».

В камской зелени и сини

Жил в грозах , и в тиши

Город в глубине России

В глубине души моей.

Был он крут, не обессудьте!

Только судя по всему,

Он поэтом был – о сути,

По призванью своему.

Не торжественной одой.

А лирической строкой

Он связал свои заводы

С Камой, небом и тайгой.

Так что видимо с рожденья,

Все мы ходим, пермяки,

Под высоким напряженьем

Той лирической строки.

(В. Радкевич)

В предгорьях Западного Урала среди лесов и озер раскинулся обширный Пермский край. Голубой живительной артерией протекает по ней Кама – одна из крупнейших рек в Европе. В 1723 году, в узкой длине реки Егошихи, впадающей в Каму, был построен медеплавильный завод, значительное по тому времени предприятие. Вокруг него вырос поселок, положивший начало Перми. С 1781 года он получает статус города. В 19 веке это уже важный транспортный узел, здесь сосредоточены административные и торговые связи.

Сегодняшняя Пермь – город с населением более миллиона человек, важный промышленный центр России, в котором преобладают отрасли тяжелой индустрии и прежде всего машиностроения: оборудование для металлургической, горнодобывающей и лесной промышленности, электротехническая продукция, моторы, станки. Хорошо развиты в Перми химическая и нефтеперерабатывающая промышленность. Продукция, выпускаемая в городе, экспортируется во многие страны.

В городе10 высших учебных заведений, в том числе, старейший на Урале Университет. Пермь – город давних музыкальных и театральных традиций. Более чем вековую историю имеет академический ордена Трудового Красного Знамени театр оперы и балета имени П.И.Чайковского. Работают драматический театр, театр юного зрителя, театр кукол, филармония, цирк. Пермская художественная галерея славится уникальной коллекцией деревянной скульптуры.



1 конкурс: «Вопрос – ответ»

День рождения Перми — 4.05.1723 г. Место рождения — район реки Егошихи Национальность – интернациональный Площадь — более 75 км кв. Население — более 1100000 человек Реки, протекающие по территории г. Перми — Мулянка, Камское море, Сылвенский залив. Пермь- центр промышленности – металлообработки, машиностроения, электротехники, химической промышленности, нефтеперерабатывающей промышленности, лесной, бумажной, судоремонтной индустрии. Пермь – центр культуры – 10 ВУЗов, ТОБ, Панфилова, Театр кукол, ТЮЗ, Театр «У моста», драмтеатр.

2 конкурс: Вспомните герб г. Перми. Охарактеризуйте его.

На красном поле идет медведь вперед – навстречу опасностям. Его серебряный цвет символизирует чистоту, мудрость, радость. Золотой цвет Евангелия подчеркивает величие, уважение. Герб символизирует просвещение Пермских лесов, величие и мудрость его обитателей, их стремление к спокойствию и благосостоянию.

3 конкурс: «Угадай-ка»

Из предложенных фотографий достопримечательностей города Перми выбрать знакомые и дать их краткое описание.



6 станция: Заключительная .

1 конкурс: «Домашнее задание» :

Ответить на вопросы:

1. Что такое «План Барбаросса»? 2.Что такое «Генеральный план «Ост»? 3.Кто такой Р. Зорге?

2 конкурс: «Военный листок»





Ведущая:

Наша игра подошла к концу. Все участники с честью и достоинством выдержали предложенные им трудные испытания, убедив нас в том, что на нашей земле растут настоящие граждане России, способные проявить мужественный характер, смелость и упорство.

Слово жюри, награждение команд, прощание.



















скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: