Методическая разработка конспекта учебного занятия на тему: «Древняя Греция» 5 класс



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

Краснооктябрьского района города Волгограда













Методическая разработка конспекта учебного занятия

на тему: «Древняя Греция»







Учитель: Архипова Ирина Евгеньевна





















Волгоград, 2013

Тема урока: «Древняя Греция».

Класс: 5.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: более глубокое усвоение знаний, их обобщение и систематизация.

Задачи:

  • образовательные: закрепление знаний обучающихся в области истории и мифологии Древней Греции;

  • воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету, эстетического восприятия окружающего, а также создание условий для реализации личностных качеств обучающихся;

  • развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных навыков, умения выявлять связи, формулировать выводы, работать в группах.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • частично-поисковый.

Приемы:

  • репродуктивный с элементами поиска;

  • творческая направленность.

Формы опроса:

  • письменный;

  • устный;

  • групповая работа.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны закрепить знания по истории, мифологии и религии Древней Греции.

Оборудование: техника для просмотра презентации, заранее заготовленные карточки для групповой работы.

Литература:

Вигасин А. А. История древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2011. – 287 с.

Годер Г. И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс / Г. И. Годер. М.: Просвещение, 2009. – 352 с.


Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте те, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

Итак, начнем урок.

II. Определение темы урока и постановка целей. Прежде чем обозначить тему урока, мы немного поиграем. Каждая команда получает пазлы, собрав которые, обучающиеся поймут, о чем пойдет речь на уроке.

Первая команда, собрав пазлы, получает изображение карты Древней Греции1, вторая команда – изображение бога Зевса2, третья – изображение мифического героя Икара3.

Учитель: итак, ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок?

Ответ: Древнейшая Греция (слайд 1).

Учитель:

Греция – виденье моих снов.

Родина мифических героев.

Скалы здесь – обители Богов.

В памяти живут герои Трои.

Таким образом, цель нашего урока — повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме «Древнейшая Греция».

Основные вопросы, которые мы рассмотрим (слайд 2):

  • природно-климатические условия Древней Греции;

  • религия Древней Греции;

  • мифология Древней Греции.

Учитель: Проходить путешествие по Греции будет в форме игры.

III. Игра «Найди ошибку».

Учитель: Поговорим о природно-климатических условиях (слайд 3). Для этого мы рассмотрим сочинения школьников. Но в них допущены ошибки. Наша задача – найти их и исправить.

Обучающиеся получают следующие тексты:

1. Более трех с половиной тысяч лет назад греческие племена жили на полуострове Индостан. Климат здесь был особенный: северная часть полуострова пустынна, и поэтому греки селились здесь по берегам рек. В Южной части полуострова находились такие города, как Микены, Тиринф, Мемфис. Здесь греки занимались земледелием, выращивали виноград, сажали оливковые деревья и сеяли хлеб.

Ошибки: 1 — греки жили на Балканском полуострове, 2 — в Греции нет пустынь, в северной ее части крутые и обрывистые горы, 3 – Мемфис находится в Египте.

2. Грецию со всех сторон, кроме северной ее части, омывают моря – Эгейское и Средиземное. Самый крупный остров вблизи Балканского полуострова – Фера. Здесь находится древний город Кносс, на котором современные археологи раскопали огромный дворец с огромным количеством помещений, коридоров, лестничных подъемов и спусков. Помимо окон здесь были световые колодцы – отверстия в крыше, через которые проникал свет. Но в 15-м веке здесь произошло землетрясение и извержение вулкана.

Ошибки: 1 – Грецию омывают Эгейское и Ионическое море, 2 – самый крупный остров – Крит, 3 – землетрясение произошло на острове Фера.

3. В Средней Греции находится область Аттика, ее главным городом были Микены. Здесь протекают огромные полноводные реки, поэтому земли плодородные и на них охотно растет пшеница и ячмень. Природные условия позволяют также выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда. Из оливок изготавливали масло, а из виноградного сока делали вино.

Ошибки: 1 – главный город Аттики – Афины, 2 – в Греции нет полноводных рек, 3 – почвы неплодородные, частые засухи.

За каждую найденную ошибку команда получает 1 балл, за каждую верно исправленную ошибку – 2 балла. Максимальное количество баллов – 6.

Учитель: теперь подведем итоги (слайд 4):

  • местоположение – Балканский полуостров;

  • со всех сторон, кроме северной, омывается морями (Ионическое, Эгейское);

  • на севере страны – крутые и обрывистые горы;

  • главный город Аттики (в Средней Греции) – Афины;

  • климат – засушливый, основные выращиваемые культуры – оливки и виноград.

IV. Игра «Историческая эстафета».

Учитель: Как вы уже успели заметить, природа Древней Греции очень разнообразна и необычна. Древние греки не всегда могли объяснить явления природы, поэтому представляли их в виде богов. Так каковы же были религиозные представления Древней Греции? И что такое религия(слайд 5)?

Вспомнить это нам поможет игра «Историческая эстафета».

Правила игры:

— каждая команда получает список вопросов;

— каждый участник команды отвечает на них по очереди, передавая вопросник по кругу;

— игра завершается в тот момент, когда одна из команд ответила на все вопросы, участники других команд также сдают свои вопросники, даже если записаны не все ответы;

— за каждый верный ответ команда получает 1 балл, максимальное количество баллов – 10.

Вопросник:

1. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы __________.

2. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон — ______________, Аид – в «Царстве мертвых».

3. Греки возводили в честь богов храмы и приносили им ___________.

4. __________________ — богиня красоты и любви.

5. __________________ — чудовищный свирепый пес с тремя головами и змеиным хвостом, охраняющий вход в царство Аида.

6. __________________ — бог – покровитель виноградарей и виноделов.

7. __________________ — прекрасная красавица, дочь Деметры, попавшая в царство Аида.

8. Низшие божества — ____________ и _____________ населяли леса, реки и горы.

9. ______________ — вестник богов.

10. _____________ — старшая из богинь, супруга главного бога.

Ответы:

1. Олимп

2. на море

3. жертвы

4. Афродита

5. Цербер

6. Дионис

7. Персефона

8. сатиры и нимфы

9. Гермес

10. Гера

Учитель: таким образом, мы можем сделать следующие выводы (слайд 6):

  • религия – это осознание мира, характеризующееся верой в сверхъестественное;

  • религия в Древней Греции – вера в богов, олицетворяющих силы природы;

  • боги живут семьей на вершине горы Олимп;

  • боги вмешиваются в дела людей, участвуют в их войнах, наказывают тех, кто нарушает их волю;

  • действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, неурожаи и болезни.

V. Игра «Угадай миф».

Учитель: Неотъемлемой частью религиозных представлений древних греков является мифология. Поэтому мы переходим к следующему вопросу нашего урока – мифы Древней Греции (слайд 7). Ребята, а что же такое миф?

Для иллюстрации мифов Древней Греции мы разыграем с вами небольшие сценки.

Итак, каждая команда получает карточку с сюжетом мифа (приложение 2):

1 – Миф о Тесее и Минотавре (сюжет с нитью Ариадны);

2 – Миф о Дедале и Икаре;

3 – Ахиллесова пята (диалог Ахиллеса с матерью Фетидой).

Задание командам – за 1-2 минуты разыграть сценку, в основе которой лежит сюжет мифа. Команды-соперники должны угадать название мифа. За каждый верно угаданный миф – 2 балла.

Учитель: подводя итоги, следует отметить следующее (слайд 8):

  • миф – это вымышленный сюжет, передающий представления людей о мире и месте человека в нем;

  • главные персонажи мифов – это боги и могучие герои, которые совершают подвиги.

VI. Подведение итогов и завершение урока. Учитель делает выводы и завершает урок.

VII. Домашнее задание. Ученики должны написать сочинение или нарисовать рисунок (по желанию) по теме «Древняя Греция».

VIII. Рефлексия (слайд 9):

Интерес — Что интересного было на уроке?

Творчество — Какие творческие работы вы выполняли?

Обучение — Чему вы научились?

Главное — Что сегодняшний урок вам принес?

Слайд 10.



















Приложение 1





Приложение 2

1. Миф о Тесее и Минотавре

Ариадна: Он так прекрасен! Нельзя дать погибнуть ему! Ведь ты же настоящий мастер, помоги спасти юношу!

Дедал: Мы поступим очень мудро. Вот, держи (передает Ариадне клубок)!

Дедал уходит, приходит Тесей.

Ариадна: Я помогу тебе! Привяжи нить у входа, и, углубляясь в Лабиринт, разматывай клубок. По этой нити ты найдешь обратный путь.


2. Миф о Дедале и Икаре

Минос: Ты предал меня! Это ты помог им бежать и поэтому будешь казнен!

Минос уходит и приходит Икар.

Дедал: Нам грозит смерть!

Икар: Что же делать, отец?

Дедал: Нам нельзя уйти по морю, тогда мы улетим отсюда! Только будь осторожен: не спускайся к воде и не приближайся к солнцу!


3. Ахиллесова пята

Фетида: Я не хочу отпускать тебя в поход на Трою!

Ахиллес: Прости, но я выдал себя. Не спасла меня женская одежда, в которую ты меня одела, чтобы спрятать. Когда прозвучали звуки тревоги, я схватил оружие. Я воин и должен идти на войну!

Фетида: Помни, что ты не во всем неуязвим. Береги свое слабое место…


1https://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8&noreask=1&pos=5&rpt=simage&lr=38&img_url=http%3A%2F%2Fwww.newstravel.com.ua%2Fmedia%2Ffile%2FKARTA-NEW%2Fstrana-greece-picture-433.jpg

2https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D1%81&pos=3&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.yaplakal.com%2Fuploads%2Fpost-3-13513584004995.jpg

3https://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80&pos=4&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.mediabistro.com%2Ffishbowlny%2Ffiles%2Foriginal%2Ficarus.jpg



Свежие документы:  Конспект урока истории "Владимир Святославич. Принятие христианства"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: