МБОУ общеобразовательная средняя школа № 11 п. Раякоски Мурманской области
Программа элективного курса «Сословия Российской империи. Век XIX»
8 класс
Автор: Ведерникова Наталья Ивановна,
учитель истории и обществознания
п. Раякоски
2013 г.
Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX» рассчитан на учащихся 8-х классов. Курс направлен на изучение истории жизни и быта основных сословий Российской империи XIX века. Жизнь разных сословий в прошлом нашей страны отражала их социально-экономическое, юридическое и политическое положение в обществе. Ежедневный быт, условия жизни людей отражают «дух» народа, их изучение помогает проникнуться красотой эпохи.
Курс формирует представление о самобытности повседневной культуры россиян XIX века. Предполагается изучение пространственно-временной среды XIX века — города, монастыря, крестьянской деревни, дворянской усадьбы. Преподавание курса опирается на использование письменных источников, репродукций художников, отражающих повседневную жизнь людей XIX века. Предметный, или искусствоведческий, подход помогает выявить достижения и ценности бытовой культуры сословий России.
В основу построения курса положен тематико-проблемный принцип. Материал группируется в разделы, изучающие особенности жизни и быта основных сословий страны. Курс предполагает проведение работы по созданию мини-проектов в различных формах: афиша, меню обеда, макет и т.п.
Цель курса: способствовать более глубокому изучению истории России XIX века через освоение истории повседневности.
Задачи курса
Рассмотреть повседневную историю в контексте положения основных сословий Российской империи;
Освоить навыки исторического исследования и проектной деятельности.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса» учащиеся получают возможность:
Знать понимать:
— роль повседневности в жизни общества;
— особенности положения сословий Российской империи в XIX веке;
— влияние повседневной жизни на историю и культуру.
Уметь:
— характеризовать положение сословных групп Российской империи;
— осуществлять исследования по предложенной тематике и разрабатывать мини-проект;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование курса:
Разделы темы | Количество часов | |
1. | Введение | 1 |
2. | Дворяне Российской империи | 1 |
3. | Духовенство | 1 |
4. | Купеческое сословие | 1 |
5. | Мещане | 1 |
6. | «Разных чинов» городские жители | 1 |
7. | Казаки | 1 |
8. | Крестьянство | 1 |
9. | Заключительное занятие | 1 |
Итого | 9 |
Содержание тем учебного курса:
Введение.
Сословие. Сословное устройство российского общества в XIX веке. Юридические права и обязанности.
Формирование проектных умений: алгоритм создания мини-проекта, требования к проекту.
Дворяне Российской империи
Дворянство. Возникновение сословие, его положение в 19 веке. Привилегии дворянства.
Понятие светского общества. Светский человек, его образование и воспитание. Гражданская и военная служба. Круг чтения. Французский язык — язык светского общества. Положение женщины в светском обществе. Обычный день дворянина: гуляния, визиты, рауты, балы и маскарады, клубы, карты. Английский клуб. Театр. Домашние спектакли. Литературные салоны.
Дуэль и понятие дворянской чести. Вызов на дуэль, ее условия. Секунданты. Оружие. Бретёрство. Знаменитые дуэли XIX в. Жизнь в усадьбе. Путешествия. Средства передвижения. Образ светского общества и дворянина в литературе XIX в.
Домашняя кухня дворян. Дворянский этикет и сервировка стола. Званые обеды.
Костюм русского дворянина. Мужская и женская мода. Военный костюм.
Формирование проектных умений: разработка афиши бала-маскарада Дворянского собрания
Духовенство
Состав сословия. Белое и черное духовенство. Права и обязанности.
Деятельность священнослужителей. Роль духовенства в жизни сел и городов. Монастыри. Благотворительность.
Требования к облачению священнослужителя. Духовенство в быту. Семья священника.
Формирование проектных умений: работа с интернет-ресурсами, создание буклетов «Монастыри России»
Купеческое сословие
Купец. Положение и сословный статус. Три гильдии купечества.
Культурный и образовательный уровень купечества. Общественная и экономическая деятельность. Благотворительность.
Купеческий особняк. Внутреннее убранство дома. Кухня купеческого дома. Сеть магазинов, лавок и трактиров. Трактир и Купеческий клуб.
Семейные традиции. Обычаи и нормы жизни купеческой семьи.
Купеческие наряды. Мужская и женская мода.
Формирование проектных умений: разработка проекта меню Трактира «Купеческий»
Мещане
Происхождение сословия. Права и обязанности «городских обывателей». Занятия, собственность и положение мещан.
Мещанский костюм. Как жили горожане XIX века.
Городской дом, квартира. Обстановка жилища горожанина.
Образ жизни мещанина. Образ мещанина в искусстве и литературе.
Формирование проектных умений: подготовка презентации «Образ мещанина в искусстве»
«Разных чинов» городские жители
Почетные граждане. Права и обязанности. Положение и возможность получения.
Разночинцы. Категория населения в праве. Интеллигенция. Образ разночинца в искусстве и литературе.
Цеховые ремесленники и рабочие. Быт и жизнь простого горожанина.
Формирование проектных умений: разработка сценария игры «Жизнь горожанина XIX века»
Казаки
Происхождение и расселение казаков. Права и обязанности казаков.
Нравы и традиции казачества. Воспитание в казачьей семье. Идеология казачества.
Хозяйство казачьей семьи. Быт семьи казака.
Формирование проектных умений: оформление иллюстрированной карты «Российское казачество»
Крестьянство
Крестьянство. Положение и права крестьян в Российской империи. Крестьянская община. Жизнь на миру.
Труд крестьянина. Хозяйственные заботы.
Изба и хозяйственные постройки. Быт крестьянского дома. Питание крестьянской семьи.
Традиции семейного воспитания. Отношения в семье. Поколения крестьянской семьи.
Одежда крестьянина.
Формирование проектных умений: разработка макета крестьянской избы
Заключительное занятие
Мир русского человека в XIX веке. Конкурс проектов.
Контроль уровня обученности:
Критерии оценки уровня обученности:
выполнение проектных заданий
результаты анкетирования удовлетворенности итогами изучения курса.
Литература:
Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.
Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. — М.: Молодая гвардия, 2006.
Короткова В.И. Путешествие в историю русского быта. М., 2005