Программа элективного курса «Сословия Российской империи. Век XIX» 8 класс

МБОУ общеобразовательная средняя школа № 11 п. Раякоски Мурманской области












Программа элективного курса «Сословия Российской империи. Век XIX»


8 класс








Автор: Ведерникова Наталья Ивановна,

учитель истории и обществознания





















п. Раякоски

2013 г.

Элективный курс «Сословия Российской империи. Век XIX» рассчитан на учащихся 8-х классов. Курс на­правлен на изучение истории жизни и быта основных сословий Российской империи XIX века. Жизнь разных сословий в прошлом нашей страны отражала их социально-экономическое, юридическое и политическое положение в обществе. Ежедневный быт, условия жизни людей отражают «дух» народа, их изучение помогает проникнуться красотой эпохи.

Курс формирует представление о самобытности повсе­дневной культуры россиян XIX века. Предполагается изучение пространственно-временной среды XIX века — города, монастыря, крестьянской деревни, дворянской усадьбы. Преподавание курса опирается на использование письменных источников, репродукций художников, отражающих повседневную жизнь людей XIX века. Предметный, или искусствоведческий, подход помогает выявить достижения и ценности бытовой культуры сословий России.

В основу построения курса положен тематико-проблемный принцип. Матери­ал группируется в разделы, изучающие особенности жизни и быта основных сословий страны. Курс предполагает проведение работы по созданию мини-проектов в различных формах: афиша, меню обеда, макет и т.п.

Цель курса: способствовать более глубокому изучению истории России XIX века через освоение истории повседневности.

Задачи курса

  • Рассмотреть повседневную историю в контексте положения основных сословий Российской империи;

  • Освоить навыки исторического исследования и проектной деятельности.

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы курса» учащиеся получают возможность:

Знать понимать:

— роль повседневности в жизни общества;

— особенности положения сословий Российской империи в XIX веке;

— влияние повседневной жизни на историю и культуру.

Уметь:

— характеризовать положение сословных групп Российской империи;

— осуществлять исследования по предложенной тематике и разрабатывать мини-проект;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематическое планирование курса:

п/п


Разделы темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Дворяне Российской империи

1

3.

Духовенство

1

4.

Купеческое сословие

1

5.

Мещане

1

6.

«Разных чинов» городские жители

1

7.

Казаки

1

8.

Крестьянство

1

9.

Заключительное занятие

1

Итого

9

Содержание тем учебного курса:

Введение.

Сословие. Сословное устройство российского общества в XIX веке. Юридические права и обязанности.

Формирование проектных умений: алгоритм создания мини-проекта, требования к проекту.

Дворяне Российской империи

Дворянство. Возникновение сословие, его положение в 19 веке. Привилегии дворянства.

Понятие светского общества. Светский человек, его образова­ние и воспитание. Гражданская и военная служба. Круг чтения. Французский язык — язык светского общества. Положе­ние женщины в светском обществе. Обычный день дворянина: гу­ляния, визиты, рауты, балы и маскарады, клубы, карты. Англий­ский клуб. Театр. Домашние спектакли. Литературные салоны.

Дуэль и понятие дворянской чести. Вызов на дуэль, ее усло­вия. Секунданты. Оружие. Бретёрство. Знаменитые дуэли XIX в. Жизнь в усадьбе. Путешествия. Средства передвижения. Образ светского общества и дворянина в литературе XIX в.

Домашняя кухня дворян. Дворянский этикет и сервировка стола. Званые обеды.

Костюм русского дворянина. Мужская и женская мода. Военный костюм.

Формирование проектных умений: разработка афиши бала-маскарада Дворянского собрания

Духовенство

Состав сословия. Белое и черное духовенство. Права и обязанности.

Деятельность священнослужителей. Роль духовенства в жизни сел и городов. Монастыри. Благотворительность.

Требования к облачению священнослужителя. Духовенство в быту. Семья священника.

Формирование проектных умений: работа с интернет-ресурсами, создание буклетов «Монастыри России»

Купеческое сословие

Купец. Положение и сословный статус. Три гильдии купечества.

Культурный и образовательный уровень купечества. Общественная и экономическая деятельность. Благотворительность.

Купеческий особняк. Внутреннее убранство дома. Кухня купеческого дома. Сеть магазинов, лавок и трактиров. Трактир и Купеческий клуб.

Семейные традиции. Обычаи и нормы жизни купеческой семьи.

Купеческие наряды. Мужская и женская мода.

Формирование проектных умений: разработка проекта меню Трактира «Купеческий»

Мещане

Происхождение сословия. Права и обязанности «городских обывателей». Занятия, собственность и положение мещан.

Мещанский костюм. Как жили горожане XIX века.

Городской дом, квартира. Обстановка жилища горожанина.

Образ жизни мещанина. Образ мещанина в искусстве и литературе.

Формирование проектных умений: подготовка презентации «Образ мещанина в искусстве»

«Разных чинов» городские жители

Почетные граждане. Права и обязанности. Положение и возможность получения.

Разночинцы. Категория населения в праве. Интеллигенция. Образ разночинца в искусстве и литературе.

Цеховые ремесленники и рабочие. Быт и жизнь простого горожанина.

Формирование проектных умений: разработка сценария игры «Жизнь горожанина XIX века»

Казаки

Происхождение и расселение казаков. Права и обязанности казаков.

Нравы и традиции казачества. Воспитание в казачьей семье. Идеология казачества.

Хозяйство казачьей семьи. Быт семьи казака.

Формирование проектных умений: оформление иллюстрированной карты «Российское казачество»

Крестьянство

Крестьянство. Положение и права крестьян в Российской империи. Крестьянская община. Жизнь на миру.

Труд крестьянина. Хозяйственные заботы.

Изба и хозяйственные постройки. Быт крестьянского дома. Питание крестьянской семьи.

Традиции семейного воспитания. Отношения в семье. Поколения крестьянской семьи.

Одежда крестьянина.

Формирование проектных умений: разработка макета крестьянской избы

Заключительное занятие

Мир русского человека в XIX веке. Конкурс проектов.

Контроль уровня обученности:

Критерии оценки уровня обученности:

  • выполнение проектных заданий

  • результаты анкетирования удовлетворенности итогами изучения курса.


Литература:

  1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.

  2. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. — М.: Молодая гвардия, 2006.

  3. Короткова В.И. Путешествие в историю русского быта. М., 2005








Свежие документы:  Скакалка - лучший тренажер

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: