Разработка урока «Рабство в Древнем Риме»
Методическая цель: «Метод проектов, как эффективный способ актуализации учебных компетенций детей, имеющих отклонения в развитии»
Цель урока:
-познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме;
-продолжить формирование умений работать с текстом и иллюстративным материалом учебника;
-развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы;
-способствовать воспитанию чувства сопереживания;
-формировать отношение к рабству как к униженному состоянию человека.
Оборудование:
-карта «Рост Римского государства в 111 в. до н.э. – 11 в. н. э.
-учебник «История Древнего мира»
-компьютер
-мультимедийная презентация по теме, выполненная учителе;
— репродукция картины худ. Г. Р. Буланже «Рынок рабов»
— репродукция картины худ. Н. Лапицкого «В имении римского рабовладельца» (в учебнике)
-репродукция картины худ. С. Вихарева «Бой гладиаторов в Колизее»
-другие репродукции картин различных авторов
Коррекционные задачи:
-формировать положительный мотив к учебной деятельности;
-развивать монологическую речь;
-развивать память, пространственное воображение и наблюдательность.
Тип урока: урок – проект.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, опыт творческой деятельности.
Формы: коллективные, групповые, индивидуальные.
Приёмы обучения:
-рассказ
-демонстрация
-работа с учебником.
Основные понятия: раб, рабовладелец, триумф, император.
Цель проекта: общеурочные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
Умения и навыки работы в сотрудничестве (взаимодействие с партнёром)
Коммуникативные умения: умение вступать в диалоги, задавать вопросы и. т. д.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения.
ПЛАН УРОКА
Вводная часть
Источники рабства
Работа по группам
Труд рабов в сельском хозяйстве
Труд рабов в доме рабовладельца
Гладиаторы
Рефлексия
Учитель: мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Сегодня нас будет интересовать одна очень важная проблема, и урок будет особенный. Сегодня мы все вместе совершим путешествие с севера на юг Апеннинского полуострова и будем очень внимательны и наблюдательны. Мы должны увидеть все изменения, которые произошли в Древнем Риме. Взглянем на карту — всё побережье Средиземного моря находится под контролем Рима, Римская империя господствует уже во всех государствах Средиземноморья, что главой государства является император – повелитель. Но самое главное – кол-во рабов стало еще больше. Каждый триумф – торжественный въезд императора-победителя в Рим прибавлял кол-во рабов в империи. В каждом городе империи существовали рынки рабов (см. слайд ) на которых можно было купить рабов в любом количестве, услышать речь на разных языках.
Наше путешествие будет проходить на различных направлениях, чтобы в конце урока каждый составил проект – рассказ, что он увидел и запомнил. Старайтесь всё заметить, запомнить все детали, все мелочи.
Но давайте вспомним, откуда и как появлялись рабы в Древнем Риме? Источники рабства: (см. слайд 3, 4)
В тетрадях вы записали источники рабства.
Сейчас класс разделится на группы, каждая группа получит свой номер маршрута. В классе 3 ряда – 3 группы. В каждой группе выбираем руководителя, которые вытягивают жетоны – номера своих маршрутов (см. слайд 5).
1 группа получила маршрут «Имение римского рабовладельца»
2 группа – маршрут «Дом рабовладельца»
3 группа – маршрут «Колизей. Бои гладиаторов»
Каждая группа составляет свой проект-рассказ, использует иллюстративный и учебный материал, выбирает экскурсовода, который будет представлять проект, но дополнить его может любой ученик из его группы. Оценивается выступление каждого участника группы.
Каждая группа имеет дополнительные карточки к маршрутному листу.
1 группа.
Имение оказалось большим. Местные крестьяне разорились, и их земли скупил богач. В имение входят виноградники, огород, луг, фруктовый сад и лес. Мы спросили у управляющего:
-Сколько рабов необходимо для работ в имении?
Нам ответили – 150.
-Кто находится в центре картины?
-А кто стоит рядом?
-Чем заняты рабы? (слева, справа)
-Как одеты, где живут?
-Что бы ответил вам управляющий, если бы вы предложили ему запрячь волов, чтобы заменить тяжёлый труд рабов в давильне?
2 группа
У подножия холмов мы увидели красивую усадьбу. Нам интересно было узнать, кто в ней живёт. К нам подошёл человек, который сказал нам, что хозяина нет дома, но нам он разрешил осмотреть усадьбу без него.
-Что вас поразило? (мозаика, фрески, бронза, колонны, бассейн)
-Встретили ли вы рабов в доме?
-Чем они были заняты? (повара, лакеи, врачи, учителя, библиотекари, няни, слуги, музыканты, цирюльники)
-О чём вы с ними беседовали?
-Они вас понимали?
3 группа
Мы прибыли в Колизей, подходим к величественному зданию. Места для зрителей расположились вокруг арены, усыпанной песком, и поднялись вверх по лестнице. Колизей вмещал 50 тысяч зрителей. Он имел 4 этажа.
-Кто мог стать гладиатором?
-Где обучались гладиаторы?
-Как выглядели гладиаторы?
-Чем закончится бой?
-Кто решает судьбу гладиатора?
-Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями?
Наши группы вернулись и сообщили нам много интересного и страшного. Даже не верится, что такое может быть.
Рабы в Риме были бесправны. Особенно тяжёлым был труд рабов в рудниках. Очень часто смертную казнь рабам заменяли работой в рудниках.
С юридической точки зрения, раб как личность не существовал, он во всех отношениях был приравнен к вещи.
Римляне орудия труда делили на мычащие (волы), молчащие (соха) и говорящие (рабы).
Рефлексия.
-Итак, сегодня на уроке вы узнали… вы выяснили… вы поняли…
-Ваши впечатления от путешествия?
-Что наиболее интересного было на уроке?
-Как бы я оценил моё участие в занятии
Домашнее задание: просмотреть свои записи в тетрадях, подготовиться к итоговой контрольной работе.