Статья «Использование сюжетов художественной литературы на уроках истории как средство нравственного воспитания учащихся»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Татарско-Бурнашевская СОШ»

Верхнеуслонский муниципальный район Республика Татарстан








Статья


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ






подготовила

учитель истории и обществознания

Дадыкина Ирина Николаевна




Татарское Бурнашево

2014


Аннотация

Нужно ли учащимся читать исторические книги? Сама постановка вопроса может показаться странной. Конечно, нужно ответят многие. Как учащиеся могут познакомиться с такими книгами, моё убеждение на уроках истории. Кто- то из учителей посетует на нехватку времени, кто-то скажет, что это дело учителей литературы. Из опыта работы скажу, что это дело и учителей истории то же. Заинтересовать учащихся, познакомить с историческими книгами на уроках истории может каждый преподаватель. Нужно разумно распределить время на уроке и найти нужный отрывок из художественной литературы.

Решающее значение на уроках историко-обществоведческого цикла имеет содержание учебного материала. Отсюда особые требования к организации и способам подачи исторической информации. Ей должны быть свойственны следующие качества: занимательность, новизна, яркость, парадоксальность. На мой взгляд, занимательность и яркость на уроках истории может внести художественная литература. В учебном процессе занимательность является первоначальным толчком познавательного интереса, опорой эмоциональной памяти и условием запоминания трудных разделов, средством разрядки напряжения учебного труда, активизации и переключения внимания, мыслей, эмоций.

Именно сюжеты, взятые из художественной литературы, привлекают внимание учащихся, заставляют их задуматься, эмоционально наполняют урок. Начиная с уроков истории в 5 классе, я в своей работе использую выдержки из художественной литературы связанные с темой урока. Как правило, непроизвольное внимание учащихся вызывают исторические диалоги, описание внешности исторических личностей, детали личной жизни. Через художественную литературу расширяются исторические знания, развивается познавательный интерес.

Исторические книги дополняют текст учебника, придают материалу особую убедительность, но что наиболее важно — своим языком, своим стилем они создают неповторимый колорит изучаемый эпохи, позволяют понять жизнь, характеры людей того времени их отношения с государством, их ценности, чувства. И главное, выполняют важную функцию, вместе с историей воспитывают учащихся. Разве могут оставить равнодушными учащихся строки из произведений Михаила Алексеева, которые я зачитываю на уроках истории к теме « Коллективизация». «Наша изба окнами своими глядела на дорогу, по которой уносили и увозили покойников. Сперва в гробах, маленьких и больших, а потом просто так, в чём застала человека смерть, либо завёрнутых, в рваную дерюгу, этих везли на самодельных тележках, двух- и четырёхколёсных, быстро вошедших в «моду» после того как все колхозные лошади подохли от бескормицы (фураж выскребли почему-то прежде хлеба), потом и вовсе уже не отвозили, а прикапывали наспех, кое-как прямо во дворах, на задах и даже на улицах». Одно из последствий коллективизации в повести Михаила Алексеева «Рыжонка» описано более чем красноречиво. Сельская тема присутствует и в произведениях Бориса Можаева, к его сюжетам обращаюсь при изучении темы «Социально- экономическое развитие СССР в 1945-1953гг. « Фомич осмотрел свои ветхие кирзовые сапоги и решил привязать резиновые подошвы сыромятными ремнями: дорога до Тиханова дальняя — десять километров. В такую пору немудрено и подошвы на дороге оставить. Фуфайку он подпоясал солдатским ремнём — всё потеплее будет. А поверх, от дождя, накинул на себя широких травяной мешок. Вот и плащ. Да ещё и с капюшоном и шашлык на макушке. Как будёновка». Эти строчки, доказывают , насколько в трудном положение находились деревенские жители в послевоенный период.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Как правильно питаться»

Нравственная значимость информации, которая несёт художественная литература, порождает эмоциональное сопереживание, чувство моральной солидарности. Конечно, сиюминутный интерес необходимо закреплять, на каждом уроке я зачитываю список художественных книг по теме. Ученики с выраженной гуманитарной направленностью с удовольствием выбирают из этого списка нужную литературу. Получают также и опережающее задание найти яркие сюжеты, дающие расширенную характеристику, изучаемой темы на следующий урок в предложенных книгах. Преподаватель должен развить самодеятельность учеников, научить их работать, читать серьёзные книги, хорошо излагать свои мысли. На таких уроках учитель выступает как организатор познавательной деятельности учеников, создаёт условия, способствующие развитию диалога, сотрудничества. Вот, например, какие строки нашли и зачитали учащиеся из « Повести о Верещагине» Константина Коничева на уроке в 9 классе по теме « Русско-японская война». В этой войне в марте 1905 года погибли великий художник баталист В.В. Верещагин и адмирал С. О Макаров во время взрыва броненосца « Петропавловск». «Под карандашом Верещагина вырисовывались силуэты береговых гор, окружавших Порт- Артур. На две- три минуты он закрыл альбом, задумался, глядя на море и на вершины гор, освящённых солнцем. Возможно, в эти минуты художник размышлял о будущей картине или, сочувствуя флотоводцу Макарову, думал о том, как нелегко будет вести борьбу с хорошо подготовленными и превосходящими силами японского флота….. Вдруг раздался оглушительный, страшный силы взрыв. Флагманский корабль накренился. …. Пятьдесят торпед, взорвавшихся в минном погребе, разломили броненосец пополам. Поднялось, мешаясь с желтовато- чёрными клубами дыма, огромное облако пара. Через минуту обломки корабля исчезли под волнами. Обнаружили только всплывшее пальто адмирала с двумя орлами на погонах и с лентой Георгия в петлице. Адмиральское пальто бережно развесили на поручнях крейсера « Гайдамак». Матросы стояли поодаль и смотрели на знакомое пальто, с которого стекала вода. Старый бородатый боцман подошел к пальто поцеловал его и махнув рукой, заплакал и отошёл».

И в заключении хочется сказать, конечно, учитель должен дать своим ученикам известную сумму знаний и должен убедиться в том, что они эти знания хорошо усвоили, но, при этом нельзя забывать о воспитании учащихся, и в этом на взгляд, очень помогут образы, взятые из художественный литературы.


Литература

1. Алексеев М.Н. Рыжонка // М.Н. Алексеев // Роман- газета. – 1991, №16.

2. Коничев К.И. Повесть о Верещагине. Л., « Лениздат», 1975.С. 671- 672.

Свежие документы:  Урок для 11 класса «Поэзия второй половины XX века»

3.Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп :

ACT, 1997. — 896 с.

4. Юдовская А.Я. Критически осмысливать прочитанное // А.Я. Юдовская//

Преподавание истории и обществознания в школе.- 2004,№10.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: