Технологическая карта по истории «Древнее Двуречье» 5 класс


Бережная Ирина Алексеевна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Оконешниковская СОШ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: история Класс: 5


Тема урока

Место урока по теме

Древнее Двуречье

Урок «Древнее Двуречье» является первым уроком при изучении главы «Западная Азия в древности» по учебнику «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И. и Свенцицкая И.С.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный урок

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

I. Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II. Метапредметные:

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

самостоятельно ориентироваться в учебнике;

самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для

выполнения задания

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

закреплять умения контролировать и корректировать свою

деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

формировать культуру общения между собой, учиться работать

в группах;

представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

применять правила делового сотрудничества;

оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

анализировать своё эмоциональное состояние.




Предполагаемый результат

Знать

Уметь

— географическое положение Древнего Двуречья;

— занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

— извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; — строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Аспект компетенции:

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Ориентация на диалогический и эвристический методы обучения. Изложение материала в форме сообщения. При этом проблемная ситуация создается постановкой проблемных вопросов. Эвристический метод характеризуется на уроке высоким уровнем познавательной активности учащихся.

Технология модерации АМО и ИКТ

  • мультимедийная презентация;

  • мультимедийная установка, экран;

  • конверты, карточки с заданиями;

  • оценочные листы.


ХОД УРОКА


Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/ УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 4 мин.

Мотивация к учебной деятельности.







1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

— Здравствуйте ребята. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок.

Его эпиграфом будут слова:

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей”. (слайд 1)

— Вспомните, что значит быть готовым к уроку.

— Проверьте наличие учебных принадлежностей

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных удалых,

И всё, что вижу я вокруг

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

— Эти вопросы сегодня на уроке будут нашими путеводителями. Мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

1.2. Определение темы урока.

— Вокруг вас ряд иллюстраций. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

— Соотнесите иллюстрации, характерные для Первобытных людей и Древнего Египта.

— С какими иллюстрациями возникли затруднения? Почему? (слайд 2)

— О чем они говорят? (новое государство, которое мы будем изучать)

— Вы хотите узнать, что это за государство?

— И я хочу узнать.

Оценивают готовность к уроку.


Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей


























Работают с иллюстрациями


Учебно-познавательная, коммуникативная


Эмоциональный настрой на урок.


Включение в учебный процесс.



II этап: актуализация знаний 5 минут












— Решив кроссворд, мы с вами узнаем название этой страны. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (слайд 3)

— Вы подходите ко мне и вытаскиваете листочек с вопросом. Читаете вопрос

вслух и говорите ответ, а если ответ не знаете, то обращаетесь за помощью к классу.

— Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 4)

— Запишите тему нашего урока.

— О чём сегодня мы будем говорить?

— Недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулось Древнее Двуречье.

— Давайте посмотрим на карту и найдём на ней страну называемую Двуречьем.

— Как вы думаете, почему, она получила такое название?

— Какие крупные реки находятся в этой стране? (слайд 5)

— Как бы вы еще назвали эту страну?

Демонстрируют знания по теме «Египет» при решении кроссворда.








Запись темы урока в тетрадь





Работают по карте

Учебно-познавательная, коммуникативная


Систематизация знаний по разделу «Египет»


Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.


III этап: постановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

— Что вы знаете об этой стране?

— А хотели бы узнать об этой стране? И я бы узнать о ней?

— Какова же цель нашего урока? (слайд 6)

— Какую информацию мы точно должны изучить новом государстве? (слайд 7)

1. Местоположение и природные условия Двуречья.

2. Население и хозяйство Двуречья.

3. Религия.

4. Письменность.



Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.


Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

Появление проблемы.

Развитие учебно-познавательной мотивации.


IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности



























Знакомство с противоречивыми фактами

4.1. Организация практической деятельности

— Для составления характеристики государства предлагаю поработать в группах, каждая из которых выполнит свою часть задания.

— Прошу руководителей групп подойти ко мне и взять конверт с заданием для своей группы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Первая группа познакомит нас с природными условиями Двуречья.

Вторая группа с населением и хозяйством Двуречья.

Третья группа с религией Двуречья.

Четвёртая группа с письменностью жителей Двуречья.

— Каждая группа представит результаты своей работы всем, чтобы мы могли сделать общий вывод о Древнем Двуречье.

— Вспомним правила работы в группе. (слайд 8)

— По результатам работы вам предстоит заполнить «Оценочный лист» по известным вам критериям. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

— При отчёте руководитель должен будет оценить работу своей группы.


— В конверте находится инструкция работы группы. Выполняйте пошагово инструкцию и отмечайте на маршрутной ленте то, что вы уже сделали.

— Прочитайте инструкцию от начала и до конца. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

— Задайте вопросы по инструкции.


4.2. Практическая работа. (слайд 9)

— Дайте знак о готовности к работе.

— Время на выполнение работы 10 минут.

Приступайте к работе. Время пошло.

Оказание консультационной помощи.


4.3.Представление результатов работы.

— Представьте результаты вашей деятельности.

Вывод:

-Что вы можете сказать о Древнем Двуречье?


Оцените работу своей группы

— Что показал оценочный лист?

— Как работала ваша группа?

— Легко ли вам было работать?

— Были разногласия в группе?

— Как удалось их преодолеть?

— Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата



Планирование работы в группе




Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.





























Ищут ответы на вопросы в учебнике, записывают ответы и готовят мини-сообщение




Выступление командиров групп

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися







































Формируются навыки публичного выступления



Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат


Поиски путей решения.


Формирование навыков поисковой деятельности.


Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.


Информационная.

Умение использовать информацию для решения учебной задачи.


ФИЗМИНУТКА (слайд 10)


Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.


От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.


Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.


Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.


Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

Кистями рук делаем «фонарики».


Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.


Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

V этап: закрепление 10 мин.

Решение конкретно-практических задач.


1. Задание «Да» или «Нет» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) (слайд 11)

— Прошу руководителей групп подойти ко мне и взять конверт с заданием. Раздайте членам своей группы по одной карточке. Выполнив задание, оцените свою работу.

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья – язычество. (Да).

7. Клинопись – это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

9. Знак письменности Двуречья – иероглиф. (Нет).

10. Разливы рек проходили бурно. (Да)

11. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были шумеры. (Да)

12. Эа – бог Луны. (Нет)

13. Во главе школы стоял человек, которого именовали «отцом школы». (Да)

14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших глиняных кирпичей. (Да)

15. Число 60 учёные жрецы считали священным. (Да)


2. Задание «Сравните Египет и Древнее Двуречье»

— Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?


3. Задание «Составь слово»

— Как называлась письменность Двуречья?

Составьте из букв правильный ответ.

О Л И С Ь П Н К И (слайд 12)

Клинопись.

— В Древнем Двуречье существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь).

КЛИНОПИСЬписьменность, знаки, которые состоят из групп клинообразных чёрточек, знаки выдавливались на сырой глине. (слайд 13)

Заполняют карточки с вопросами и проводят самооценку «Лесенка успеха»
































Сравнивают свои ответы с эталоном (слайд 11)

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка























Диалог с учащимися


VI этап: задание на дом 2 минуты

Систематизация знания, полученного на уроке, развитие творческого подхода к выполнению задания.

— Написать сочинение на тему (слайд 13) «Путешествие по посёлку шумеров»


— Составить кроссворд на тему «Древнее Двуречье» (10 слов)


— Подготовить сообщение на тему «Древнее Двуречье»


— Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой.

Задают вопросы, выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Учебно-познавательная, коммуникативная


Диалог с учащимися.

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей

Творческие работы детей по теме

VI I этап: итоги урока, рефлексия результатов деятельности 2 минут

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

— Достигли мы цели урока? (слайд 6)

— Что из истории Древнего Двуречья вам больше всего запомнилось? (слайд 14)

— Ребята, оцените ваши действия на уроке.

— Интересно вам сегодня было или нет?

— Прикрепите на дерево то яблоко,

которое на ваш взгляд соответствует вашему настроению на уроке.

Картинки – за работу на уроке – в ваши портфолио

.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Коллективная рефлексия деятельности








Приложение 1.


1 3 8 10 13 14

5 2 9 6 11

4 7 12














Приложение 2.






А

Д

У

Ф








А

П

И

Р

У

С











Е

Р

О

Г

Л

И

Ф







В

И

Т

О

К







Ф

И

Н

К

С











6 М

Е

М

Ф

И

С









Е

О

П

С





И

Р

А

М

И

Д

А








А

Б

С

Т

В

О












10Т

У

Т

М

О

С








11Ф

А

Р

А

О

Н








12К

О

Л

Е

С

Н

И

Ц

А




13В

О

З

Н

И

Ч

И

Й









14В

Е

Л

Ь

М

О

Ж

А









15С

Е

Т






















1. Особое приспособление для полива – столб и качающаяся жердь (Шадуф)

2. Растение, из стеблей которого делали материал для письма. (Папирус)

3. Знак письменности Древнего Египта. (Иероглиф)

4. Книга из папируса, свернутая в трубку (Свиток)

5. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы фараонов (Сфинкс)

6. Столица Древнего Египетского царства. (Мемфис)

7. Египетский фараон, которому была построена самая высокая пирамида (Хеопс)

8. Гробница фараона (Пирамида)

9. Обычная для Древнего Египта форма владения (Рабство)

10. Фараон, который совершил самые крупные завоевания около1500 года до н. э. (Тутмос)

11. Титул царей в Древнем Египте (Фараон)

12. Военное транспортное средство, запряженное конями (Колесница)

13.Управляющий конями в боевой колеснице (Возничий)

14. Царский советник, военачальник (Вельможа)

15. Бог – повелитель пустынь и песчаных бурь (Сет)





Приложение 3.


Карточка №1

1. Двуречье лежит между двумя большими реками __________ и ____________. Почвы в Южном Двуречье удивительно ______________.

2. Разливы рек проходили ______ обрушивались на ____________ и ____________.

3. Приходилось строить _____________ по берегам, чтобы не смыло ____________ на полях.

4. Для орошения полей и садов рыли _______________.


Карточка №2

1. Древним народом, создавшим первые государства в Двуречье, были ____________, их поселения вырастая превращались в _______________.

2. Из многочисленных городов самыми крупными были _________ и _______, в Южном Двуречье не было ни _______, ни _________.

3. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших __________ __________.

4. Дерево было дорого – деревянные двери имелись лишь в ____________ домах, в бедных вход закрывали __________.


Карточка №3

1. Над городскими постройками возвышалась ____________ башня, уступы которой поднимались к ____________.

2. Только __________ было позволено подниматься на вершину башни – в __________________.

3. Покровителем города был бог Солнца __________ или бог Луны _________________

4.Все почитали бога воды _________________, а к богине плодородия и любви ____________ люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей.

5. Учёные жрецы занимались ____________ и число ____________ считали священным.


Карточка №4
1. Раскапывая древние города Двуречья, археологи находят __________, покрытые значками в виде ___________, которые выдавлены на табличке из мягкой __________, концом заострённой палочки.

2. Клинообразные значки – это особое письмо Двуречья, ____________, а каждый знак в клинописи происходит из _____________ и часто обозначает целое или короткое ______________.
3. В клинописи несколько _____________ значков, уроки продолжались ежедневно с ____________ до __________.
4. Во главе школы стоял человек, которого почтительно именовали __________ ___________, ученики его считались ___________ ____________.










Приложение 4.



Инструкция для работы в группе


1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 1 с.65 — 66

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.


1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6



Инструкция для работы в группе


1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 2, с.66 — 67

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.


1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6



Инструкция для работы в группе


1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 3, с. 67

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.


1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6



Инструкция для работы в группе


1. Командир группы распределяет карточки с заданиями.

2. Внимательно прочитайте §13. п. 4, с. 67 — 68

3. Прочитайте текст карточки.

4. Найдите ответ на своё задание и заполните пропуски в своей карточке.

5. Подготовьте сообщение для выступления, заполнив шаблон ответа.

6. Оцените работу своей группы, заполнив оценочный лист.


На линии времени отмечайте выполнение каждого этапа.


1_________________2____________________3_______________________4___________________5____________________6




ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


Оценочный лист


Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились

с помощью учителя








ПРИЛОЖЕНИЕ 6.


Задание «Да» или «Нет»

Фамилия, имя ________________________________________


1. Междуречье иначе называется Двуречье.


«Лесенка успеха»

Критерии для самооценки:

1б. – 3б. – первая ступенька

4б. – 6б. – вторая ступенька

7б. – 9б. – третья ступенька

10б. – 12б. – четвёртая ступенька

13б. – 15б. – пятая ступенька


2. Двери у бедняков были деревянные.


3. Ур и Урук это название рек


4. Бога солнца звали Шамаш.


5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми.


6. Религия жителей Двуречья — язычество.


7. Клинопись — это узоры на посуде.


8. В природно-климатических условиях Египта и

Двуречья много сходства.


9. Знак письменности Двуречья – иероглиф.


10. Разливы рек проходили бурно.


11. Древним народом, создавшим первые государства в

Двуречье, были шумеры.


12. Эа – бог Луны.


13. Во главе школы стоял человек, которого именовали

«отцом школы».


14. Дворцы, храмы, жилые дома сооружали из больших

глиняных кирпичей.


15. Число 60 учёные жрецы считали священным.





ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

«Древнее Двуречье»

МОЛОДЕЦ!


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Внешняя политика СССР в 30 – е годы" 9 класс

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: