9
Тема : Древнегреческая школа
Место факультативного занятия в теме : 7/8
Обучающая цель факультативного занятия : предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут демонстрировать знания о системе образования в Древней Греции, о том, чему и как учили в древнегреческих школах; понимание взаимосвязи создания письменности ;отличия современной школы от древнегреческой; применять полученные знания при выполнении творческих и тестовых заданий.
Задачи личностного развития:
Создать условия для развития
интеллектуальных компетенций (умение устанавливать причинно — следственные связи между созданием письменности в разных странах)
информационно- аналитических компетенций (умение анализировать учебный материал )
организационно- деятельностных компетенций ( умение работать с ключевым словом, определять проблемы в знаниях, оценивать продуктивность своей работы на занятии )
Обеспечить ситуацию для развития у учащихся мотивов социального сотрудничества через групповую форму работы.
Учебно- методическое обеспечение занятия : компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point , видеоролик « Греческий танец», дидактический материал ( тексты-задания), раздаточный материал ( дощечки, покрытые воском, стили, рисунки греческих ваз, тексты с письменностью: клинопись, иероглифы, финикийский алфавит, греческий алфавит)
Межпредметные связи: с русским языком и литературой ( знания о возникновении алфавита, сведения о поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» ,с математикой ( действия с четными и нечетными числами), с музыкой ( знание национальных танцев и музыки), с физической культурой и спортом ( знания о видах спорта)
Принцип организации групповой работы на факультативном занятии : интерактивный метод — социо-игровые технологии.
Целесообразность использования ИКТ на занятии : использование ИКТ позволяет реализовать принцип наглядности, доступности изучаемого материала, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности.
Ожидаемый результат этапа | Задачи учителя на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование и учебные материалы | |
I этап Ориентировочно- мотивационный До 3 минут | К окончанию этапа учащиеся будут готовы к эффективному сотрудничеству | Обеспечить психологическую настроенность учащихся на работу. Сформировать мотивацию к изучению темы | Обеспечивает организационное начало урока( приветствие, деление на группы ( картинки) , совместное определение темы урока) Текст ( приложение ) Задание Выбрать ключевое слово или словосочетание, которое станет названием темы. И записать на доске под названием своей группы. | Психологически настраиваются на работу, определяют тему занятия через работу с текстом
Записывают на доске название своей группы ( по первым буквам имен членов группы) , читают текст, выбирают ключевые слова, записывают их на доске под названием группы. | Листы с текстом Слайд 1, 2 |
II этап Актуализации знаний и субъектного опыта учащихся До 2 минуты | К концу этапа знания учащихся и субъектный опыт будут актуализированы через выполнение задания » верите ли вы, что..» | Актуализировать опорные знания учащихся и субъектный опыт | Обеспечивает актуализацию опорных знаний и субъектного опыта через задания « верите ли вы, что..» — школа в переводе с греческого- «свободное время» -что алфавит создали греки -что в Спарте учились и девочки и мальчики -что образование стоило очень дорого -то в школе были розги -что педагог – это раб -в наших школах учат так же как в древнегреческих | Отвечают на вопросы, выявляют свои затруднения |
|
III этап Целеполагание До 2-х минут | Учащиеся определят для себя цель работы Будут мотивированы на учебно- познавательную деятельность в соответствии со своими личностно- значимыми целями | Создать условия для определения личностно- значимых целей | Создает условия для целеполагания через задание «Мои цели» Учащиеся получают цветные стикеры , где написаны Знаю Хочу знать | Заполняют стикеры, прикрепляют на доску под названием своей группы | стикеры |
IV этап Операционно- познавательный До 30 минут | К окончанию этапа учащиеся будут знать, какие школы существовали в Древней Греции, чему учили детей в школах, происхождение греческого алфавита; уметь применять знания при выполнении творческих заданий | Обеспечить условия для усвоения знаний о системе образования в Древней Греции Создать условия для применения учащимися знаний при выполнении заданий через вовлечение в информационно- поисковую, информационн-аналитическую, коммуникативную деятельность | Организует работу учащихся по заданиям — Прочитать текст , назвать учебные заведения в Древней Греции. Записать на лист поменяться местами. Проверить. Исправить. — Выполнить задание« пусть встанут те, кто..» -Проанализировать текст, составить расписание уроков в греческой школе. Записать на доске под названием своей группы — Из предложенных текстов, найти греческий. Объяснить выбор На основе какой письменности был создан. Чем отличался. — Написать, пользуясь греческим алфавитом, слова мама, папа, свое имя — текст про Пифагора. Прочитать текст, найти правила. Решить примеры. На доске записать под названием своей группы — Разгадать абракадабру греческих имен из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» Нелае -красавица, из-за которой началась Троянская война. раисп — троянский царевич. Роафдтаи — богиня, которой досталось золотое яблоко. Алих — храбрейший из греков при осаде Трои. Осдсейи — хитроумный грек, сражавшийся с Циклопом Поменяться местами Проверить Исправить. — Посыльные получают рисунки на греческих вазах, где изображены виды спорта, которым учили мальчиков. Задание показать пантомимой вид спорта — Сказать хвалебную речь в адрес одноклассника, группы ,урока, (на выбор.)
| Работают в группах, выполняют задания, представляют результаты своей деятельности | Листы- задания Раздаточный материал ( дощечки, стили, рисунки) Слайд 3-9
Слайд 12
Слайд 13 |
Физкультминутка До 2 минут | Учащиеся снимут физическое и эмоциональное напряжение | Создать условия для релаксации, снятия напряжения у учащихся | Предлагает посмотреть видеоролик о национальном греческом танце ( попутно рассказывает о музыкальном образовании ) и потанцевать | Смотрят видеоролик, выполняют танцевальные упражнения |
Слайд 10-11 Видеоролик |
V этап Контрольно- коррекционный До 2 минут | По окончании этапа учащиеся осуществят самоконтроль, взаимоконтроль и коррекцию возможных ошибок | Организовать самоконтроль усвоенных знаний по теме Скорректировать возможные ошибки | Предлагает учащимся выполнить задания: I Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему? а) стиль, автоматическая ручка, деревянная дощечка; б) школа, палестра, свиток ,гимнасий, III. «Лови ошибку» Исправьте не менее 6 ошибок в тексте: Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам. IV. Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют сейчас? | Выполняют задания, корректируют возможные ошибки | Слайд 14-16 |
VI этап Рефлексии и самооценки 2 минуты
| По окончании этапа учащиеся проведут рефлексию своей деятельности | Обеспечить самоконтроль усвоенных учащимися знаний по теме | Предлагает рассказать , достигли ли своих целей , поставленных в начале урока. (Снять стикеры с доски и продемонстрировать свое ораторское искусство) | Анализируют и оценивают свою работу на уроке |
|