Аттестационный урок по информатике в 10 классе по теме «Системы счисления»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТЕРЛИТАМАК

МАОУ «СОШ № 24»


















Аттестационный урок

по информатике

в 10 классе

по теме «Системы счисления»

учителя МАОУ «СОШ № 24»

ОРЛОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ




















Стерлитамак 2014

урок информатики

10 класс

Учитель информатики: Орлова Елена Владимировна

Тема урока: Системы счисления.

Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология проведения урока: личностно-ориентированная.

Время проведения урока: второй урок по теме “Системы счисления”.

Цели урока:

1. Обобщение и применение для решения задач знания о способах и методах переводов чисел.

2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Задачи урока:

Развивающая:

 развить алгоритмическое мышление, память и внимательность.

Обучающие:

 углубить, обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую.

 расширить представления о системах счисления, показать разнообразие применения числа.

Воспитательная:

 развить познавательный интерес и логическое мышление.

Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Материально-техническая база:

 презентация “системы счисления ”; 

 комплекс: мультимедиа;

План урока:

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие

2. Мотивационное начало урока

2 мин

Постановка цели урока.

3. Обобщение знаний

8 мин

Использование слайдов, работа в тетради

4. Этап проверки полученных знаний

8 мин

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Физическая разминка

1 мин


5. Этап углубления знаний

15 мин

Перевод дробных чисел из разных систем счисления в десятичную, смешанные десятичные в двоичную систему.

6. Самостоятельная работа

6 мин

 Работа в тетради.

7. Подведение итогов

2 мин

Рефлексия

8. Домашнее задание

2 мин

Запись домашнего задания в дневнике





Ход урока:

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью MS PowerPoint с целью визуализации информации по ходу обобщения материала.

На доске: тема урока «Системы счисления».

На партах детей разложены учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: На прошлом занятии мы знакомились о способах перевода двоичных целых чисел в десятичную систему счисления и из десятичной системы в двоичную. Поэтому цель сегодняшнего урока — обобщить знания о способах и методах переводов чисел, а также применить их для дробных чисел.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную; из двоичной в десятичную.

Наш урок начну со слов английского философа Фрэ́нсис Бэ́кон «Мы столько можем, сколько знаем».

Свежие документы:  Ребусы по информатике и ИКТ "Графический редактор" 6-10 класс

Ответьте на вопросы:

1. Какую систему счисления мы используем в обычной жизни?

2. Что является основанием данной системы счисления?

3. Как представлена числовая информация в компьютере? Какая система счисления при этом используется?

4. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?



Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

3. Обобщение знаний.

Мы переходим к следующему этапу нашего урока. Вам понадобится не только умения и навыки по переводу из одной системы счисления в другую, но и ваша внимательность, сообразительность, смекалка, и тогда вы сможете сделать очень важное для себя открытие.

Но прежде

Эврика”

Ребята, а вы знаете, сколько глаз у пиявки? А какого размера сапоги носил дядя Степа? На эти вопросы, нам помогут ответить те задания, которые вы сейчас выполните.

Задания разного уровня сложности:

1. УРОВЕНЬ

Шуточный рассказ Алексея Старикова (Приложение 1)


1. Ей было 1100 лет,

Она в 101-ый класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком(10) ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним(1) хвостом, зато 100-ногий.


Она ловила каждый звук

Своими десятью(10) ушами,

И десять(10) загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять(10) темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.



Как это возможно? В какой класс она ходила? Сколько книг в портфеле? Сколько лет девочке?

Ответы на поставленные вопросы будете записывать в тетрадь.


2. УРОВЕНЬ

1. Сколько больших планет обращается вокруг солнца?

Подсказка: 10012 ответ 9

2. Сколько вершков в аршине?

Подсказка: 100002 Ответ 16

3. Сапоги какого размера носил дядя Степа?

Подсказка: 1011012 Ответ 45

4. Сколько глаз у пиявки?

Подсказка: 10102 Ответ 10

5.Какое количество компьютеров вы видите?


3. УРОВЕНЬ

6. Определите четное число или нечетное:

а) 10012

б) 110002

в) 11001002

г) 100112

Сформулируйте критерий четности в двоичной системе.

Ответы 9, 24,100,19

7. Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления восемью цифрами?

Ответ 111111112=25510


Учащиеся выполняют задания выбранного уровня. Проверка с экрана проектора из презентации СЛАЙДЫ.

4. Этап проверки знаний.

Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово в карточке (Приложение 2)

Гимнастика для глаз (Смотри презентацию)

Свежие документы:  Устав детской общественной организации

5. Этап углубления знаний.

Итак, научимся переводить дробные числа из разных систем счисления в десятичную.

Задание: Запишите в развернутой форме числа:
N8=764,1=7*82+6*81+4*8+1*8-1
N5=230,43=2*52+3*51+0*5+4*5-1+3*5-2
N16=3A,05= 3*161+10*16+0*16-1+5*16-2

Задание: Запишите число в десятичной системе счисления:

110,112=1*22+1*21+0*2+1*2-1+1*2-2=4+2+1/2+1/4=6 3/4

423,15=4*52+2*51+3*5+1*5-1=100+10+3+1/5=113 1/5

5А,0116=5*161+10*16+1*16-2=80+10+1/256=90 1/256

Далее нас ждут более сложные задания.

Необходимо вспомнить правило перевода из десятичной системы счисления в двоичную систему (или табличный, или столбиком).

Задание: переведите десятичные числа 17; 54 в двоичную систему счисления

Усложняем задачу: учимся переводить десятичную дробь в двоичную систему счисления (N10 àN2) (умножением на 2).

Пример: 0,562510 = N2 = 0,10012

0,

5625

2

1

1250

2

2500

2

5000

2

1

0000

Задание: переведите десятичные дроби в двоичную систему счисления:

0,510 0,7510

Теперь соединяем наши знания и переводим смешанные числа из десятичной системы счисления в двоичную.

Алгоритм перевода:

1) перевести целую часть;

2) перевести дробную часть;

3) сложить полученные результаты.

Пример: перевести 17,2510 в двоичную систему счисления.

Решение:

  1. 1710 = 100012

  2. 0,2510= 0,012

  3. 17,2510 = 10001,012

Задание: переведите в двоичную систему счисления числа:

4,2510 5,7510

Задание: Укажите какие числа записаны с ошибками. Ответ обоснуйте.

1567 ; 3005,234 ; 185,7948 ; 11022 ; 1345,526 ; 112,0113 ; 16,5455 .

Вопрос: Как изменится число 2456, если справа к нему дописать ноль?

6. Задание для самостоятельного выполнения

Переведите координаты точек в десятичную систему счисления. Отметьте точки на координатной плоскости и определите получившийся рисунок.

точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(10; 11)

(2;6)

2

(110; 110)

(6;6)

3

(110; 10)

(6;2)

4

(10; 10)

(2;2)

5

(10; 11)

(2;6)

6

(100; 100)

(4;8)

7

(110; 110)

(6;6)

Получившийся рисунок



7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке я повторил…

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

8. Домашнее задание:

Составьте свою биографию, записав все числа (дата, месяц, год рождения; дата поступления в школу; класс, в котором вы учитесь) в двоичной системе счисления

Заключительный афоризм:

«Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь»

Эдуард Юнг английский поэт



Приложение 1





Приложение 2


КАРТОЧКА № 1_Фамилия ________________

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11012 1002 10102 10112

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Ответ: _____________


КАРТОЧКА № 2_Фамилия ________________

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 1002 10002 11102

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Ответ: ___________


КАРТОЧКА № 3_Фамилия ________________

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 11002 1002 1012 10112


Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Ответ: ____________


КАРТОЧКА № 4_Фамилия ________________

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 102 10112 10002 11102 102 10112


Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Ответ: ______________

КАРТОЧКА № 5_Фамилия ________________

  1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2®10, расшифруйте приведенное слово: 112 1102 10112 11012


Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Ответ: ______________






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: