Конспект урока для 5 класса «Способы кодирования информации»


Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.

Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.

Класс 5. УМК Л. Л. Босовой

Тема: «Способы кодирования информации»



Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.


Задачи:

Обучающая:

— повторение и обобщение темы «кодирование информации»

— стимулирование интереса к теме.

Развивающая:

— развитие логического мышления, памяти, внимательности;

— развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

— формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: личностно-ориентированная

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.


Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)

  • Презентация «Формы представления информации»


Основные понятия:

  • код;

  • кодирование;

  • графический способ кодирования;

  • числовой способ кодирования;

  • символьный способ кодирования.



Ход урока


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 — №4 с.28.

  1. Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]

  2. С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]

  3. Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]

  4. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:

Ответ: компьютер.

  1. Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]

Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №14 — №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.


Ответы

  1. Сфера применения кода

    Используемые знаки

    Запись арифметических выражений

    Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др.

    Запись мелодий

    Нотные знаки, например:

    Запись звуков речи

    Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др.

    Оформление календаря природы

    Знаки, например:

    Управление движением транспорта

    Дорожные знаки, например:

  2. 1) КАМБУЗ; 2) КУБРИК; 3) СКЛЯНКИ; 4) ШВАРТОВЫ; 5)ЯКОРЬ.

  3. ТОЛЬКО СМЕЛЫМ ПОКОРЯЮТСЯ МОРЯ

  4. 1) МЕЧТА; 2) НАДВИГАЕТСЯ ШТОРМ; 3) СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ.

  5. 1) ВИНЧЕСТЕР; 2) ДЖОЙСТИК; 3) ДИСКЕТА; 4) ДИСКОВОД; 5) КЛАВИАТУРА; 6) МОДЕМ; 7) МОНИТОР; 8) МЫШЬ; 9) ПРИНТЕР; 10) СКАНЕР.

2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. §1.7.


  • Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах. (Демонстрация презентации «Формы представления информации»).


Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.


Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.


Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.


Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.


Для декодирования нужен код.

3) Физминутка


  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.



4) Закрепление изученного материала.

Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 — №6 с.30.

  1. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:

Вариант ответа: если сумму чисел «один», «два», «три», «четыре» и «пять» разделить на разность чисел «десять» и «семь», то получится число «пять».

Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел «десять» и «семь» равно «пяти».

  1. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?

Ответ: Руслан.

  1. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:

    а) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
    б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.

Ответ:
а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
б) Старый друг лучше новых двух.

  1. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.


Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).


Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.


5) Домашнее задание:

§1.7 (стр.29 – 30), вопросы.
РТ: №31, №32, №33 (с.30.)



Литература


  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.

  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 87 с.: ил.

  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 320 с.: ил.

  4. https://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока

  5. https://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748096.html Конспект урока





Материал размещен на сайтах: https://videouroki.net; https://jgk.ucoz.ru, https://www.it-n.ru, https://www.uchportal.ru.


Свежие документы:  ТЕМА УРОКА «ПРОГРАММЫ И ФАЙЛЫ» 5 КЛАСС

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: