Конспект урока для 5 класса «Текст как форма представления информации»


Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.

Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»








Конспект урока для 5 класса

«Текст как форма представления информации»










Автор разработки:

Поспелова Галина Васильевна,

учитель информатики высшей категории













Документ Microsoft Word

Материал размещен на сайтах:

https://videouroki.net; https://jgk.ucoz.ru, https://www.it-n.ru, https://www.uchportal.ru.



Новомосковск

2011 г.

Класс 5. УМК Л. Л. Босовой

Тема: «Текст как форма представления информации»

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • углубить представления учащихся о формах представления информации;

  • акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм представления информации.


Задачи:

Обучающая:

— повторение и обобщение темы «кодирование информации»

— стимулирование интереса к теме.

Развивающая:

— развитие логического мышления, памяти, внимательности;

— развитие навыков индивидуальной практической деятельности.

Воспитывающая:

— формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.


Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: комбинированный

Технология: личностно-ориентированная

Метод: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.


Оборудование:

  • Комплекс мультимедиа (ПК, интерактивная доска, проектор)

  • Презентация «Текст как форма представления информации»


Основные понятия:

  • код;

  • кодирование;

  • текст;

  • текстовая информация.

.

Ход урока:


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:


Ученики отвечают на вопросы.

  1. Как человек хранит информацию?

  2. Как человек передает информацию?

  3. Что понимается под кодированием информации?

Ученики отвечают на вопросы №1, №2 с.30 учебника. (При ответе на вопрос №1, желательно, чтобы ученики рассказали обо всех трех способах кодирования информации.)

  1. Какие формы представления информации вы знаете?

  2. Зависит ли форма представления информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?

Обсуждение заданий РТ: №31, №32 с.30.


Задание РТ: №31 с.30.


Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.


Расшифруйте следующее сообщение:


(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1)

За добро добром

(10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2) (11,1) (4,2) (12,3)

и платят.



Задание РТ: №32 с.30.


Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:


меню

(3,1) (6,3) (4,1) (10,1)

пуск

(1,2) (5,2) (3,2) (1,1)

команда

(1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3) (1,3)

вкладка

(3,3) (1,1) (2,1) (1,3) (5,3) (1,1) (1,3)



Визуальная проверка выполнения задания РТ: №34 с.32-37.


Задание РТ: №34 с.32-37.


На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.


Вариант 1


Отметьте точки:

1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).


Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.

13 – 14 – 15 – 16 – 13.


Ответ:




Вариант 2


Отметьте точки:

1(1,2), 2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7), 11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1), 19(2,1).


Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.


Ответ:




Вариант 3


Отметьте точки:

1(3,6), 2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14), 10(10,14), 11(16,6).


Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 1.

5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11.


Ответ:



Вариант 4


Отметьте точки:

1(2,6), 2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2), 11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).


Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.

12 – 13 – 14 – 15.


Ответ:





Вариант 5


Отметьте точки:

1(40,10), 2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60), 9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40), 15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).


Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.


Ответ:




Вариант 6


Отметьте точки:

1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).


Соедините точки:

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 – 1.


Ответ:




2) Объяснение нового материала: Текст как форма представления информации, §1.9, с.35.


Подчеркнуть, что текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.


Подготовить и продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению, способу создания и др.


Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в былые времена.


Отметить, что только компьютер коренным образом изменил технологию письма.



Текст – одна из наиболее распространенных форм представления информации.


Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.


Текстовая информация – это информация, представленная в форме письменного текста.


Письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка символов в тексте изменяет его смысл.


Записывали информацию на камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения в текст, надо его заново переписать.


Компьютер коренным образом изменил технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить изменения, не переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.



3) Физминутка

  • Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

  • Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

  • Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.

  • Продолжительность 1-2 минуты.


4) Закрепление изученного материала:


Задание РТ: №35 с.38 подчеркивает смысловой аспект текста.


Разобрать на уроке первый (наиболее простой) и последний (самый сложный) варианты преобразований.


Задание РТ: №35 с.38.


Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: «слоН» – «слоГ». Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов:


Результат

Исходное
слово

Цепочка превращений

рак

суп

СУП – сук – сок – рок – РАК

шаг

бег

БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ

суша

море

МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША

век

миг

МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК

коса

бант

БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА

куб

шар

ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ

слон

муха

МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН



5) Домашнее задание:


§1.9, вопросы.

РТ: №10 — №12 с.16.

РТ: №35 с.38 (построить одну из цепочек по выбору учащегося).


Литература


  1. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 192 с.:ил.- ISBN : 978-5-94774-835-2.

  2. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. — 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. — 87 с.: ил.

  3. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 320 с.: ил.

  4. https://www.zaitseva-irina.ru/html/f1221748068.html Конспект урока



Материал размещен на сайтах: https://videouroki.net; https://jgk.ucoz.ru, https://www.it-n.ru, https://www.uchportal.ru.



Свежие документы:  Практическая работа для 9 класса по теме: "Анимация"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: