МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №8 ИМЕНИ Н.Н. РУКАВИШНИКОВА Г.ТОМСКА
««Начинаем программировать на Turbo Pascal»
ПРЕДМЕТ — ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
ТЕМА — НАЧИНАЕМ ПРОГРАММИРОВАТЬ НА TURBO PASCAL
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ — 2 УРОКА ПО 45 МИНУТ
КЛАСС — ДЕСЯТЫЙ
АВТОР: АНТОНОВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ,
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Томск -2013
Цели: Познакомить и заинтересовать учащихся в изучении программирования на Turbo Pascal. Познакомить со средой Turbo Pascal. Изучить структуру программы, познакомить с основным оператором вывода Write. Выделить понятия структура программы.
Научить применять цветовое оформление результатов выполнения программы.
Задачи урока:
1. Образовательная
организовать деятельность учащихся по изучению начальных понятий Turbo Pascal
2. Развивающие
развивать практические навыки по составлению программ в приложении Turbo Pascal;
формировать межпредметную связь;
развивать аналитические способности, внимание, мышление.
3. Воспитательные
способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;
воспитывать чувство ответственности;
ответственное отношение к своему здоровью.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
Запуск системы Турбо Паскаль;
Работу с интерфейсом программы;
Работу с меню (открыть, сохранить; создать новый файл);
Структуру программы;
Оператор вывода;
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться ПК (найти и открыть систему Турбо Паскаль);
Работать с клавиатурой;
Пользоваться информационными ресурсами.
Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, плакат, программы PowerPoint , Turbo Pascal.
На уроке используются 2 презентации: презентация для учителя, где рассмотрены теоретические моменты темы (показ через проектор) и презентация для учеников, где представлены задания для работы ученикам (установлена на каждый компьютер).
Время работы | Задание | |
Организационный момент (проверка готовности учащихся, работа с классным журналом – отметка отсутствующих, запись темы) | 2 мин | Включить ПК, приготовить тетради. |
Проверка домашнего задания Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили основные понятия программирования, давайте их повторим. Программирование — это раздел информатики, изучающий методы и приемы составления программ для компьютеров. Кроме того, программирование — это подготовка задачи к решению ее на компьютере. Программа — это последовательность команд, понятных компьютеру. Языки программирования — языки для записи программ для компьютеров. Это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера. Оператор — выражение, обозначающее и описывающее какую-либо операцию. Алгоритмический язык — это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов. Системы программирования — это набор средств ввода, редактирования, трансляции и выполнения программ на ЭВМ. Транслятор — это комплекс программ, обеспечивающий перевод программы, написанной на символическом языке, в совокупность машинных команд. Компилятор — это транслятор, обеспечивающий перевод программы, написанной на алгоритмическом языке, в совокупность машинных команд без ее выполнения в компьютере. Интерпретатор — это транслятор, обеспечивающий перевод каждой конструкции алгоритмического языка в машинные команды и одновременное выполнение этой конструкции в компьютере. | 20 мин | Открыть презентацию Задание для работы на Рабочем столе вашего ПК и выполнить кроссворд, результат работы показать учителю. |
Постановка целей урока Для чего нужно программировать? Кто такие программисты, исполнители? Какие языки программирования вы знаете? (ответы учащихся) | 5 мин | Рассмотреть плакат Приложение №1
|
Изложение нового материала (проектор, презентация)
Учитель: Система программирования Турбо Паскаль представляет собой комплекс, содержащий ряд файлов, но как и в любом программном комплексе, в ней имеется один головной файл, запускающий ее на выполнение. Этот файл называется turbo.exe.
Учитель: После успешного запуска системы программирования вы уведите на экране исходный экран системы. Под управлением ОС Windows система программирования может работать либо в полноэкранном режиме, либо в оконном занимая только часть экрана компьютера.
Учитель: Всего основное меню Турбо Паскаль содержит 10 разделов: File — операции с файлами (новый, открыть, сохранить,…) Edit –редактирование исходного текста (отменить действие, вырезать, копировать, вставить, очистить…) Search – поиск и замена группы символов в тексте Run – компиляция программы с запуском ее на выполнение Compile — компиляция программы без запуска ее на выполнение Debug –отладка программы (поиск ошибок и просмотр результатов ее выполнения) Tools – работа с внешними программами Options –настройка параметров системы программирования Windows – операции с окнами Help – справка
Ctrl Del –очистить; Ctrl Y – удалить 1 строку программы; Shift Del – вырезать и поместить в буфер обмена; Ctrl Ins – копирование фрагмента в буфер обмена; Shift Ins – вставка фрагмента из буфера обмена.
Для управления расположением окон на экране, их размерами, а также для перехода между окнами используются команды меню Window. Команды этого меню располагают окна на экране двумя различными способами: каскадом Cascade и черепицей Tile.
| 18 мин | Открыть папки: Мой компьютер –Локальный диск Д- старшие классы- Паскаль – BIN — turbo.exe Основные моменты лекции записать в тетрадь
Нажмите сочетание клавиш Alt Enter— переход от оконного режима в полноэкранный Кликните мышкой по меню File, затем Edit, Run и Compile.
Основные моменты записать в тетрадь
|
Практическая работа Задание для работы №1 (слайд 7)
| 5 мин | В презентации Задание для работы, выполните работу №1 |
Изложение нового материала (проектор, презентация)
|
| Структуру языка записать в тетрадь
|
Практическая работа Задание для работы №2 (слайды 11,12) Учитель раздает (памятку №1 приложение №3) учащимся, проговариваются основные моменты | 10 мин | В презентации «задание для работы», выполните работу №2 |
Изложение нового материала (проектор, презентация)
Учитель раздает памятку №2 учащимся, проговариваются основные моменты | 2 мин |
|
Практическая работа Задание для работы №3 (слайд 15)
| 20 мин | В презентации Задание для работы, выполните работу №3 |
Домашнее задание Уровень знания: знать структуру программы, выучить текст памяток №1 и №2. Уровень понимания: Составить программу, которая выводила бы на экран компьютера треугольник зеленого цвета, составленный из символов *. Вершину треугольника должна составлять одна звездочка, на следующей строке должно быть три звездочки, на третьей – пять и так далее вплоть до основания треугольника, составленного из 15 звездочек. Творческий уровень: Составить программу, в которой применяется оператор вывода и цветовое оформление. | 3 мин |
|
Итоги урока Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, оценивает работу класса, называет учеников отличившихся на уроке, выставляет оценки ученикам в журнал.
| 2 мин |
|
Рефлексия Ученикам раздается «ступенька знаний» Учитель: С начала урока вы все находились перед началом пути к знаниям системы Турбо Паскаль. Прошло 2 урока покажите, на какой ступеньке вы находитесь сейчас. Если у вас знания выше дорисуйте ступеньки.
| 2 мин |
|
Приведите в порядок свои рабочие места, закройте все активные программы. Спасибо за урок! |
|
|
На перемене учитель анализирует урок, записывая в тетрадь учета устранения пробелов:
Приложение №2 |
|
|
Используемая литература:
В.Б.Попов «Turbo Pascal» для школьников.
Н.Культин «Turbo Pascal» в задачах и примерах
«Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович.
Приложение
Памятка №1
Black | Черный | ||
| Blue | Синий | |
| Green | Зелёный | |
| Cyan | Голубой | |
| Red | Красный | |
| Magenta | Фиолетовый | |
| Brown | Коричневый | |
| LightGray | Светло-серый | |
| DarkGray | Темно-серый | |
| LightBlue | Ярко-синий | |
| LightGreen | Ярко-зелёный | |
| LightCyan | Ярко-голубой | |
| LightRed | Розовый | |
| LightMagenta | Малиновый | |
| Yellow | Желтый | |
| White | Белый | |
процедура | смысл | ||
TextColor (цвет) | Выбор цвета текста | ||
TextBackground (цвет) | Выбор цвета фона под текстом. | ||
ClrScr | Очистка экрана. | ||
GotoXY(12,12) | Поместить курсор в 12-й столбец, 12-й строки. |