Конспект урока по Информатике «Графический интерфейс операционной системы и приложений. Практическая работа «Определение разрешающей способности мыши» 8 класс


Старкова Надежда Константиновна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сысоевская средняя общеобразовательная школа имени С.Р. Суворова» Мари — Турекского района Республики Марий Эл

Учитель информатики



И 8 Урок № 15 (по плану)


Тема
: «Графический интерфейс операционной системы и приложений. Практическая работа «Определение разрешающей способности мыши».

Цели урока:

  • Изучить графический интерфейс операционной системы, научиться определять разрешающую способность мыши;

  • Развитие системного мышления; навыков работы с компьютером

  • Формирование ответственного отношения к интеллектуальному труду.



Тип урока: изучение нового материала

Метод урока: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование:
доска, компьютеры, проектор, экран

План урока:
I. Организационный момент

ІІ. Повторение изученного материала

ІІІ. Изучение нового материала

ІV. Выполнение практической работы

V. Итог урока

VІ. Домашнее задание


Ход урока:
I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

ІІ. Повторение изученного материала.

  1. Тест по теме «Программное обеспечение компьютера. Операционная система»(см. папку урок№14_8класс.- документ Excel Тесты) (выполняется 3-4 учащимися класса, с остальными ведется фронтальный опрос по ранее изученной теме)

  2. Фронтальный опрос.

  • Каковы функции операционной системы?

  • Опишите процесс установки и загрузки операционной системы, используя рис.2.31.

  • Каким образом можно загрузить операционную систему (переза­грузить компьютер)?

  • В чем заключается основное различие между операционной сис­темой и прикладными программами?

  • Какие приложения относятся к прикладным программам обще­го назначения?

  • Какие приложения относятся к прикладным программам специ­ального назначения?

  1. Задание с выборочным ответом. В процессе загрузки операци­онной системы происходит:

1) копирование файлов операционной системы с гибкого диска на жесткий диск;

2) копирование файлов операционной системы с CD-диска на жесткий диск;

3) последовательная загрузка файлов операционной системы в оперативную память;

4) копирование содержимого оперативной памяти на жесткий диск.

  1. Актуализация знаний (подведение учащихся к восприятию нового материала изучению нового материала)


На экран проецируется программа  Norton Commander, как программа ассоциирующаяся с операционной системы MS— DOS, работа пользователей с которой осуществляется с помощью командной строки без собственного графического интерфейса. Детям предлагается попытаться поработать с данной программой без использования мыши.



Учащимся предлагается обдумать ответ на вопрос, на который им необходимо будет ответить в конце урока: А так ли нужен графический интерфейс операционных систем и приложений?


ІІІ. Изучение нового материала. Графический интерфейс операционных систем и приложений

В настоящее время операционные системы и приложе­ния предоставляют пользователю возможность доступа к ресурсам компьютера с использованием графического ин­терфейса. Графический интерфейс представляет собой сово­купность диалоговых окон с элементами управления, окон папок и приложений, содержащих меню, контекстных меню объектов графического интерфейса (окон, значков дисков, папок, файлов и т. д.).

Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон и меню.

Диалоговые окна

Диалоговые окна могут включать в себя несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названию. На вкладках располагаются разнообразные управляющие элементы:

Щелчок по кнопке обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;


В Текстовое поле можно ввести последовательность символов;

Раскрывающийся список – представляет собой набор значений и выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой;




Счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличить или уменьшить значение в связанном с ним поле;

Флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка» ;

Переключатели служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри;

Ползунок – позволяет плавно изменять значение, какого либо параметра.

Пользователь с помощью координатного устройства ввода может указателем осуществлять одинарные или двойные щелчки правой или левой кнопкой мыши по элементам графического интерфейса. В результате операционная система будет выполнять определенные действия: запуск программ, операции над файлами и т. д.

Окна папок и приложений. Окна папок и приложений во многом идентичны в операционных системах Windows и Linux. Окна папок содержат (рис. 2.33):

рабочую область — это внутренняя часть окна, в ко­торой производится работа с дисками, папками и фай­лами;

заголовок окна — это строка под верхней границей окна, содержащая название окна;

кнопки управления состоянием окна — кнопки спра­ва в строке заголовка, позволяют развернуть, свер­нуть или закрыть окно;

меню окна — располагается под заголовком, пред­ставляет собой перечень тематически сгруппирован­ных команд;

панель инструментов — располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, который обес­печивает быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна;

поле адреса — располагается под панелью инструмен­тов, позволяет ввести путь к папке или файлу;

список папок — располагается в левой части окна, по­зволяет быстро переходить от папки к папке;

Границы – рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью;

Полосы прокрутки – появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали и горизонтали.

Контекстные меню. Контекстные меню дисков, папок и файлов позволяют ознакомиться с их свойствами, а так же выполнить над этими объектами различные операции (копирование, удаление, перемещение и др.) Для вызова контекстного меню необходимо осуществить щелчок правой кнопкой мыши по значку объекта.

ІV. Выполнение практической работы Практическая работа 2.3

Определение разрешающей способности мыши

Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой Windows, линейка.

Цель работы. Определить разрешающую способность мыши.

Задание. Узнать установленную разрешающую способ­ность экрана монитора и определить разрешающую способ­ность мыши:

подключенной к настольному компьютеру с операци­онной системой Windows;

Использовать для вычислений электронный калькулятор.

Указания по выполнению работы. Переместить указа­тель мыши на определенное количество точек (например, от одного края экрана до другого) и измерить с помощью линей­ки расстояние, на которое переместится мышь по поверх­ности стола. Перевести расстояние из сантиметров в дюймы и разделить количество точек на расстояние в дюймах.

Определение разрешающей способности мыши, подключенной к настольному компьютеру

Узнаем разрешающую способность экрана монитора на­стольного компьютера.

1. В операционной системе Windows щелкнуть правой кнопкой мыши по Рабочему столу и в контекстном меню выбрать пункт Свойства.

В открывшемся диалоговом окне Свойства: Экран пе­рейти на вкладку Параметры.

Положение ползунка Разрешение экрана указывает установленную разрешающую способность экрана мо­нитора, например: 1024 на 768 точек.

Определим разрешающую способность мыши, подклю­ченной к настольному компьютеру.

2. Установить указатель мыши на экране монитора в край­нее левое положение, а нулевое деление линейки со­вместить с центром мыши.

Переместить указатель мыши на экране монитора в крайнее правое положение и считать с линейки положе­ние центра мыши. Указатель мыши переместится по эк­рану на 1024 точки, а измеренное расстояние, на кото­рое переместится мышь, будет равно, например, 5,5 см.

3. Запустить стандартное приложение Калькулятор коман­дой [Пуск- Программы- Стандартные- Калькулятор] и произвести вычисления:

расстояние в дюймах, на которое переместилась

мышь, —5,5 см : 2,54 см/дюйм * 2,2 дюйма; разрешающая способность мыши —1024 точки : 2,2 дюйма ~ 465 точек/дюйм.

V. Итог урока.

1. Первичный контроль знаний. Тест 5 по теме Графический интерфейс операционной системы и приложений» (см. папку урок№14_8класс.- документ Excel Тесты)

2. Выставление оценок за урок, рефлексия

VІ. Домашнее задание. Пункт №2.5, страницы 63-66

Используемая литература

      1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/Н.Д. Угринович –М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

      2. https://ppt4web.ru/informatika/operacionnaja-sistema-msdos.html










Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Анимация в Power Point"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: