Конспект урока по Информатике «Информация и её свойства» 8 класс






Методическая разработка

интернет-урока по информатике и ИКТ

«Информация и её свойства»

Сероштановой Ирины Георгиевны,

учителя информатики

МБОУ «СОШ №9 имени М.И.Баркова»

г.Братска Иркутской области

irseroshtanova@yandex.ru










Класс: 8

Раздел программы: Информация и информационные процессы

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием Интернет-ресурсов

Оборудование: ПК учителя, Интернет, интерактивный проектор, ПК учащихся


Оглавление



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА конструирования урока в современной информационной образовательной среде


Разработала: Сероштанова Ирина Георгиевна, учитель информатики,

МБОУ «СОШ№9 имени М.И.Баркова»


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема урока

Информация и её свойства

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • оценивание информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • определение информативности некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • определять виды информации.


  • понимание значения понятия «информация» с точки зрения различных предметных областей;

  • умение работать с приложениями LearningApps.org;

  • умение работать с таблицей Google.

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • избирательное отношение к полученной информации.

Решаемые учебные проблемы

  • Расширить представления учащихся об информации и её свойствах;

  • знать сущности понятий «информация», «сигнал»;

  • иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • Информация;

  • сигнал;

  • непрерывный сигнал;

  • дискретный сигнал;

  • виды информации;

  • свойства информации.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

  • Персональный компьютер (ПК) учителя;

  • интерактивный проектор;

  • ПК учащихся;

  • доступ к сети Интернет.

Методическое назначение средств ИКТ

  • Использование входной презентации — видеоролика для определения первичных интересов учащихся;

  • использование метода формирующего оценивания (карт формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» и №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»);

  • показ презентации;

  • выполнение учебных заданий на компьютере для достижения образовательных результатов.

Аппаратное и программное обеспечение

  • Браузер Google Crome;

  • Microsoft Office Power Point;

  • Сервис Google-таблица и Google-документ;

  • Сервис Youtube.com;

  • Сервис хранения презентаций Slideboom;

  • приложение Web 2.0 LearningApps.org.

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Процесс актуализации и усвоения пройденного материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

  • Понимание значения понятия «информация» с точки зрения различных предметных областей.

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе».

Методы обучения

Наглядный метод обучения.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

ПК учителя, проектор, Интернет.

Формы организации деятельности учащихся

Функции/роль учителя на данном этапе

Организационные, подведение учащихся к формированию проблемного вопроса и цели урока.


ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

  1. Постановка проблемного вопроса (что такое информация и чем она характерна?);

  2. учащиеся формулируют цели урока (учитель, по необходимости, вносит коррективы);

  3. учащиеся расширяют своё представление об информации, её видах, знакомятся с её свойствами;

  4. учащиеся знакомятся с понятием непрерывного и дискретного сигнала.

Длительность этапа

7 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

На основании презентации «Информация и её свойства» излагается основной материал учебной темы.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, ПК учителя.

Формы организации деятельности учащихся

Восприятие, запоминание и понимание учебного материала.

Функции/роль учителя на данном этапе

Создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Основные виды деятельности учителя

Предъявление учебного материала и организация работы с ним.

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учащиеся научатся:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • определять информативность сообщений;

  • определять виды информации;

  • определять свойство информации, представленной в жизненных ситуациях.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

  • Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске.

  • Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации).

  • Поочерёдно группы зачитывают сообщения.

Методы обучения

Продуктивный.

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Проектор, интерактивная доска, ПК учителя.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная работа, работа в группах.

Функции/роль учителя на данном этапе

Организация обратной связи.

Основные виды деятельности учителя

Организация выполнения задания с совместным обсуждением, организация работы в группах.

ЭТАП 4. Практическая часть

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Учащиеся научатся:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • определять информативность сообщений;

  • определять виды информации;

  • определять свойство информации, представленной в жизненных ситуациях.

Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org:

Методы обучения

Продуктивный

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

ПК учащихся, Интернет.

Формы организации деятельности учащихся

Практическая работа

Функции/роль учителя на данном этапе

Демонстрация выполнения практической работы, организация работы учащихся за компьютерами.

Основные виды деятельности учителя

Контроль за выполнением практической работы

ЭТАП 5. Проверка полученных результатов.

Длительность этапа

5 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Тестирование в Google-форме Тест «Информация и её свойства».

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

ПК учащихся, Интернет.

Методы контроля

Самооценка.

Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа с тестовым заданием.

Функции/роль учителя на данном этапе

Наблюдение, анализ результатов.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Домашнее задание: Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» (учитель комментирует алгоритм выполнение домашнего задания).

Маршрутный лист урока «Информация и её свойства»

(файл с маршрутным листом находится на рабочих столах ПК учащихся)


Тема урока

Информация и её свойства

Решаемые учебные проблемы

  • расширить представления об информации и её свойствах;

  • знать сущности понятий «информация», «сигнал»;

  • иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.

Основные понятия, изучаемые на уроке

  • информация, сигнал,

  • непрерывный сигнал,

  • дискретный сигнал,

  • виды информации,

  • свойства информации.

ЭТАП 1. Процесс актуализации и усвоения пройденного материала

Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе»

Заполнение карты формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ».

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Просмотр презентации «Информация и её свойства».

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

  • Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске.

  • Работа в группах. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации).

  • Поочерёдно группы зачитывают сообщения.

ЭТАП 4. Практическая часть

Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org

ЭТАП 5. Проверка полученных результатов.

Тестирование в Google-форме Тест «Информация и её свойства».

ЭТАП 6. Подведение итогов, домашнее задание

Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЕМСЯ-УЗНАЛИ»



Разработка урока «Информация и её свойства»

Тема программы: Информация и информационные процессы.

Тема урока: Информация и её свойства.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием Интернет-ресурсов

Цели урока:

  • расширить представления учащихся об информации и её свойствах;

  • знать сущности понятий «информация», «сигнал»;

  • иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • оценивание информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • определение информативности некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • определять виды информации.

Метапредметные:

  • понимание значения понятия «информация» с точки зрения различных предметных областей;

  • умение работать с приложениями LearningApps.org;

  • умение работать с таблицами Google и Google-документами.

Личностные:

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • избирательное отношение к полученной информации.


Основные понятия, изучаемые на уроке:

  • информация,

  • сигнал,

  • непрерывный сигнал,

  • дискретный сигнал,

  • виды информации,

  • свойства информации.


Материально-техническое обеспечение урока:

  • персональный компьютер (ПК) учителя,

  • интерактивный проектор,

  • ПК учащихся,

  • доступ к сети Интернет.



Аппаратное и программное обеспечение:

  • Браузер Google Crome;

  • Microsoft Office Power Point;

  • Сервис Google-таблица и Google-документ;

  • Сервис Youtube.com;

  • Сервис хранения презентаций Slideboom;

приложение Web 2.0 LearningApps.org.



Обоснование целесообразности применения средств ИКТ:

  • Усиление мотивации, повышение интереса и расширение познавательных потребностей обучаемых;

  • Обеспечение индивидуализации обучения, создание предпосылок дляперехода к личностно ориентированному обучению;

  • Повышение интерактивности обучения;

  • Усиление наглядности в обучении, повышение уровня визуализации изучаемого материала;

  • Расширение круга учебных задач, используемых в обучении;

  • Повышение оперативности контроля результатов обучения.



Ход урока ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:



ЭТАП 1. Процесс актуализации знаний

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

3 минуты

Приветствие учителя. Отметка присутствующих.


Вопросы для определения первичных знаний учащихся:

Что для Вас значит понятие информация?

Как часто Вы пользуетесь этим термином?

Задумайтесь на минуту и попытайтесь продолжить высказывание: Информация – это…

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Показ и настройка видеоролика.

Просмотр видеоролика «Информация в живой и неживой природе». https://www.youtube.com/watch?v=lK0a3XUttOo

Приглашение учащихся к заполнению карты.

Заполнение Карты формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ» (на ПК учащихся)

ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

7 минут

Постановка проблемного вопроса: Что такое информация и чем она характерна?.

В виде каких потоков мы получаем информацию?

Что есть у человека для протекания (?) информационных процессов?

Учащиеся формулируют цели урока (учитель, по необходимости, вносит коррективы)?

На основании презентации «Информация и её свойства» излагается основной материал учебной темы.

Восприятие, запоминание и понимание учебного материала.

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

10 минут

Организация обратной связи.

  • Совместное решение задания № 5 в Рабочей тетради, с демонстрацией на интерактивной доске.

Организация выполнения задания с совместным обсуждением, организация работы в группах.

  • Работа в группах. Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа работает с Google-документом, в котором предложены ситуации из окружающей нас жизни. Необходимо классифицировать ситуации по группам (свойствам информации).

  • Поочерёдно группы зачитывают сообщения.

ЭТАП 4. Практическая часть

15 минут

Организация работы учащихся за компьютерами.

Практическая работа: Выполнение учащимися упражнений на компьютере в среде LearningApps.org

ЭТАП 5. Проверка полученных результатов.

5 минут

Контроль за выполнением работы.

Наблюдение, анализ результатов.

Индивидуальная работа с тестовым заданием в Google-форме Тест «Информация и её свойства»

ЭТАП 6. Подведение итогов, домашнее задание

5 минут

Предъявление домашнего задания.

Заполнение карты формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»



Интернет – приложения:


  1. Видеоролик «Информация в живой и неживой природе». https://www.youtube.com/watch?v=lK0a3XUttOo.

  2. Презентация «Информация и её свойства».

  3. Примеры на определение свойств информации в Google-документом.

  4. Упражнения. созданные в среде LearningApps.org:

    1. Виды информации — https://LearningApps.org/13896;

    2. Информационные процессы и свойства информации https://LearningApps.org/406013;

    3. Информация https://learningapps.org/100810;

    4. Информация и её свойства https://learningapps.org/display?v=piic3o085;

  5. Тест (Google-форма) Тест «Информация и её свойства».

  6. Карты формирующего оценивания (Google-таблицы):

    1. Карта формирующего оценивания №1 «ЗНАЮ-УМЕЮ-ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ»;

    2. Карта формирующего оценивания №2 «ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЕМСЯ-УЗНАЛИ».


Методическая литература:


  1. Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011;

  2. Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011;

  3. Е.В.Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

  4. Материалы сайта программы Intel® «Обучение для будущего» – https://www.iteach.ru/.

10



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Программирование разветвляющихся алгоритмов" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: