Конспект урока по Информатике «Как устроен компьютер» 5 класс


Урок информатики 5 класс.

Как устроен компьютер.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с устройством компьютера;

  • Познакомить учащихся с составом лего-набора, с основными деталями и их названиями;

  • Познакомить учащихся с составляющими лего-робота, с его органами, выяснить назначение и применение каждой из составляющей лего-робота;

  • Расширить представление учащихся о сферах применения компьютеров и роботов.

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

  2. Активизация  мышления и актуализация знаний (2 мин)

  3. Постановка цели урока (1 мин)

  4. Изучение нового материала (20 мин)

  5. Физкультминутка (2 мин)

  6. Демонстрация работы лего-робота  (5 мин)

  7. Практическая работа. Сборка механического лего-робота (10 мин)

  8. Подведение итогов урока (2 мин)

  9. Постановка домашнего задания (1 мин)

  10. Рефлексия урока (1 мин).

Необходимое оборудование: базовый набор Lego Education 9797, схемы сборки, раздаточный материал.

Особенности изложения содержания темы урока:

На этапе объяснения нового материала достаточно подробно рассматриваются основные устройства компьютера. Далее знакомим учащихся с ЛЕГО набором. Можно обратить внимание на разнообразие наборов ЛЕГО, и их основное отличие. В ходе знакомства следует выделить основные группы элементов, название и назначение составляющих лего-робота (датчики, блок NXT).

Закрепить полученные знания лучше всего при выполнении следующего задания:

Задание 1. Как называются части робота, и какую функцию они выполняют:

https://www.exoforce.ru/image/cache/products/9841.1.big-200x150.jpg



https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg



https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg



https://www.aard.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/88.jpg



https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg



https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg





Выполнять задание можно разными способами. Например, можно дать учащимся названия датчиков и предложить им сформулировать самостоятельно назначение устройства, где его можно применить. В этом случае требуется обязательная проверка правильности выполнения задания. Можно также путем общего обсуждения под руководством учителя выполнить это задание.

Пример заполнения таблицы

https://www.exoforce.ru/image/cache/products/9841.1.big-200x150.jpg

Микрокомпьютер NXT

«Мозг» робота – управляет работой робота, делает

его интеллектуальным, способным принимать

решения

https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg

Интерактивный сервомотор

Обеспечивают равномерные и точные движения

робота. Имеет встроенный датчик оборотов

https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg

Датчик касания

Дает возможность роботу «ощущать» окружающие его препятствия

https://www.aard.ru/sites/default/files/imagecache/product_full/88.jpg

Датчик освещенности

Позволяет роботу реагировать на изменение

освещенности и цвета

https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg

Датчик звука

Позволяет роботу реагировать на звуки различной

громкости

https://filearchive.cnews.ru/img/zoom/2012/05/22/sensors.jpg

Датчик расстояния

Позволяет роботу измерять расстояние до окружающих предметов и реагировать на движение



После этого целесообразно провести аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и лего-робота.

Информационный процесс

Органы человека

Компьютер

Лего-робот

Ввод информации

Органы чувств

Клавиатура, мышка, сканер

Датчики

Хранение информации

Мозг

Внутренняя и внешняя память

Микрокомпьютер NXT

Обработка информации

Мозг

Процессор

Микрокомпьютер NXT

Вывод информации

Органы речи и опорно-двигательная система

Монитор, принтер

Интерактивный сервомотор, Микрокомпьютер NXT



Демонстрация работы лего-робота

Перед уроком необходимо подготовить демонстрационную модель лего-робота (схема сборки 1) и загрузить 3 программы (приложение 1). Движение робота будет зависеть от состояния датчиков (расстояния, освещенности, звука) и меняться в зависимости от условий окружающей среды.

Практическая работа

В качестве практического задания учащимся предлагается собрать модель «механического» робота (схема сборки 2). Робот назван механическим, поскольку для его работы не нужно использовать никаких энергоносителей.

Домашнее задание

К домашнему заданию для данного урока можно добавить задание, где учащиеся смогут увидеть некую аналогию между органами чувств человека и робота.

Какие органы чувств есть у человека? Какую информацию об окружающем мире он воспринимает с их помощью? Заполни таблицу:

Органы чувств человека

Какую информацию поставляют мозгу человека

Пример реакции человека на поступающую информацию.

глаза

изображение

увидел друзей  подошел к ним




Какие «органы чувств» есть у твоих домашних роботов? У роботов, с которыми тебе приходится сталкиваться вне дома? Заполни таблицу:

Робот

Входная информация от датчиков

Реакция робота

сигнализация

у датчика касания замкнут контакт

включилась сирена




















Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Мы строим будущее России"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: