Конспект урока по Информатике «Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информатика. Информация» 5 класс


Тема урока «Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информатика. Информация» (5 класс, 1-2 блок)

Цели урока: сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, помочь учащимся усвоить понятие информации и информатики.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуй! Сегодня мы познакомимся с техникой безопасности при работе с ПК.

2. Техника безопасности

1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: (После знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении инструктажа.)

ТБ в кабинете информатики:

· входите в кабинет спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование и только с разрешения учителя;

· не входите в верхней и влажной одежде;

· не включайте самостоятельно компьютеры.

ТБ перед началом работы:

· не размещайте на рабочем месте посторонние предметы;

· убедитесь в отсутствии видимых повреждений аппаратуры.

ТБ во время работы на ПК:

· включайте и перезагружайте ПК только с разрешения учителя;

· не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;

· не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;

· работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками;

· на клавиши нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких ударов по клавишам;

· не вставайте с рабочего места, когда входят в кабинет посетители;

· не перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;

· не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

· при неполадках и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.

ТБ после окончания работы на ПК:

· выйдите из прикладных программ;

· с разрешения учителя выключите ПК;

· наведите порядок на рабочем столе;

· приставьте стул;

· сдайте рабочее место учителю.
Чтобы работать за компьютером, необходимо знать правила техники безопасности.

  • Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны.

  • Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы.

  • Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения учителя.

  • Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей

  • Не прикасайтесь к экрану монитора

  • Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками

  • Избегайте резких движений и не покидайте рабочее место без разрешения учителя

  • Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера — немедленно сообщайте учителю.

Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50-70 см от глаз;

  • Ноги ставьте на пол одна возле другой, не вытягивайте и не подгибайте;

  • Плечи расслабьте, локтями слегка касайтесь туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

  • Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.

  • Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь вдали.

3. Проверка т/б (тест, оценивание)

4. Изучение нового

Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика». Informatique = information + automatique

Информатика = информация + автоматика

Широко распространён также англоязычный вариант этого термина – «Computer science», что означает буквально «компьютерная наука».

Computer science- Компьютерная наука

Посмотрите – два определения, так непохожих друг на друга, но определяющие одно понятие. С одной стороны, это наука об информации, а с другой – наука о компьютерах. Что же верно? Правильно будет объединить об высказывания и определить информатику как:

Информатика – это техническая наука, определяющая сферу деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера.

Компьютер – универсальный прибор для обработки информации.

Термин “информация” происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.

Информация (information — англ.) – сведения об окружающем нас мире, которые можно собирать, хранить, использовать и передавать.

Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия:

источник информации – тот элемент окружающего мира (объект, процесс, явление, событие), сведения о котором являются объектом преобразования. Так, источником информации, которую в данный момент получает читатель настоящего учебного пособия, является информатика как сфера человеческой деятельности;

потребитель информации – тот элемент окружающего мира, который использует информацию (для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения). Потребитель настоящей информации – сам читатель;

сигнал – материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса ее от источника к потребителю. В данном случае сигнал носит электронный характер. Если же студент возьмет данное пособие в библиотеке, то та же информация будет иметь бумажный носитель. Будучи прочитанной и запомненной студентом, информация приобретет еще один носитель – биологический, когда она “записывается” в память обучаемого.

Взаимосвязь введенных понятий показана на рисунке:



Свойства информации

Объективность – не зависит от чего-либо мнения.

Достоверность – отражает истинное положение дел.

Полнота – достаточна для понимания задачи и принятия решения.

Актуальность – важна и существенна для настоящего времени.

Ценность (полезность, значимость) обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения.

Понятность (ясность) — выражена на языке, доступном получателю.

Кроме того информация обладает еще следующими свойствами.

Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо).

Важнейшими среди них являются:

— дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков);

— непрерывность (возможность накапливать информацию).

Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:

— копирование – размножение информации;

— передача от источника к потребителю;

— перевод с одного языка на другой;

— перенос на другой носитель;

— старение (физическое – носителя, моральное – ценностное).

Практические свойства — информационный объем и плотность.

Информация хранится, передается и обрабатывается в символьной (знаковой) форме. Одна и та же информация может быть представлена в различной форме:

1) Знаковой письменной, состоящей из различных знаков среди которых выделяют символьную в виде текста, чисел, спец. символов; графическую; табличную и т.д.

2) В виде жестов или сигналов.

3) В устной словесной форме (разговор).

5. Практическая работа (смотри приложение)

6. Д/з





Практическая работа.

Задание 1.2 В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.

б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

в) Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”


Практическая работа.

Задание 1.2 В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но … на японском языке.

б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

в) Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

Свежие документы:  Конспект урока Информатики "Робот LEGO WeDo – исполнитель алгоритмов" 3 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: