Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Малыш» комбинированного вида
Московской области
Конспект урока
«Право на получение информации»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила
воспитатель
Владимирова Ирина Эдуардовна
Павловский Посад
2014г.
Расширить представления детей о возможности получения информации из разных источников.
Ввести понятие «информации». Познакомить детей с правом на получение информации.
Уточнить знания детей о своих правах, выяснить, насколько дети умеют объяснить их.
Развить интерес детей к чтению, книге, библиотеке. Закреплять представления о том, что знания получают из книг.
Учить детей связной речи, обогащать словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к книге и умение слушать товарищей.
МАТЕРИАЛЫ:
Книги, журналы, газеты,
иллюстрации с изображением источников средств информации,
«паспорта» детей,
Символы,
жетоны,
игрушка — волчок,
клей.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Беседы и занятия с детьми по теме «Права ребёнка».
Экскурсия в школьную библиотеку.
Чтение художественных произведений.
Изготовление «паспорта»
Дети заходят в группу под песню из знакомого мультфильма «Ужасно интересно — все то, что неизвестно», останавливаются около стола, на котором разложены книги газеты журналы. На доске картинки с изображением телевизора, радио, магнитофона, компьютера и телефона.
Воспитатель.- Ребята, какая веселая песня сейчас прозвучала. Вы все конечно знаете, из какого она мультфильма. А вот о чем эта песня?
Дети — О том, что всем интересно узнавать все новое и не известное.
Воспитатель — Да действительно все взрослые и дети любят узнавать, то чего они еще не знают. Ребята, а откуда мы узнаем это новое? Что помогает нам получать нужную информацию?
Дети — Рассказывают, опираясь на материалы расположенные, на столе и доске.
— из телевизионных передач, из радиопередач, из интернета, из книг, газет, журналов.
Вопросы:
-Какие интересные и познавательные телепередачи вы любите смотреть?
Дети — « Галилео», « Смешарики», «Мы идём играть», «Дисней».
-Что интересного вы узнали из них?
Дети — В этих передачах мы узнали много интересного о разных вещах, о разных странах, о людях из других стран, о животных и птицах.
-Какие радиопередачи вы слушали?
Дети — «Азбука путешествий», «Уроки любопытства», «Однажды в музее».
— Какую информацию можно получит по телефону?
Дети — Можно узнать правильное время, узнать нужный номер телефона, узнать время отправления поезда или автобуса, узнать репертуар кинотеатра.
Для чего нужны людям газеты и журналы?
Дети — Чтобы узнавать новости о разных событиях.
-Какие книги вы любите читать?
Дети — Энциклопедии, сказки, рассказы, былины.
-Все ли люди могут читать книги газеты журналы?
Дети — Все люди, которые умеют читать. Даже для слепых людей есть специальные книги.
А маленькие дети тоже могут читать книги?
Дети — Нет, читать книги, газета, журналы, могут только те, кто знает алфавит и умеет читать.
Воспитатель — Да ребята, и в этом нам тоже помогают специальные книги. Какие?
Дети — Букварь, азбука.
Воспитатель — А вы знаете, кто написал первый букварь у нас на Руси?
Дети — Иван Федоров.
Воспитатель — А что еще он придумал и для чего?
Дети — Он придумал первый печатный станок, для того чтобы книг было много, и все могли их читать.
Воспитатель — «Как бы жили мы без книг?
Ты представь себе на миг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей…
От волшебных добрых сказок
До веселых новостей?
Дружат все с печатным словом, Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ни чего!»
Ребята, а откуда к нам в дом попадают книги журналы и газеты?
Дети — Покупаем в магазине, дарят в подарок….
Воспитатель — Вспомните ребята, куда мы с вами ходили на экскурсию?
Дети — Мы ходили в школьную библиотеку.
Воспитатель — Что интересного вы увидели в библиотеке?
Дети — Много разных книг, журналов.
Кто помогает детям выбрать нужную книгу?
Дети — Библиотекарь.
Как библиотекарь находит необходимую книгу?
Дети — По первой букве в названии книги.
Все ли книги можно брать читать домой?
Дети — Некоторые старинные книги можно читать только в библиотеке, и домой их брать нельзя.
Что такое читальный зал?
Дети — Это помещение где можно присесть за стол и почитать книги.
Рассказ воспитателя из личного опыта о библиотеке.
Воспитатель — сегодня утром вы принесли в группу свои любимые книги и журналы. Мы с вами оформили выставку. Пойдемте, посмотрим на наши книги, и может быть, кто-то из вас расскажет нам, что интересного вы узнали из них? Только где же они? Куда все подевалось?
Под музыку появляется Шапокляк с дипломатом.
Шапокляк — Здравствуйте дети! А что это вы такие грустные? У вас что-то случилось?
Дети — У нас пропали наши книги!
Шапокляк — А зачем вам нужны все эти книги и журналы?
Дети –
«Даже маленький ребенок
Не умеющий читать,
Только выйдет из пеленок
Просит книгу показать».
Дети –
«Книг заветные страницы, Помогают людям жить,
И работать и учиться, Родину свою любить!»
Шапокляк — Да вы еще и читать то их как следует, не научились! Наверное, только пачкаете и рвете? Так что, рано вам еще пользоваться книгами да журналами. Это могут делать только взрослые люди, ну вот я, например. А вы меньше будете знать, крепче будете спать.
Воспитатель — Нет Шапокляк, дети тоже имеют право узнавать все новое полезное и интересное.
Шапокляк — Какое еще такое право? Ни каких прав у детей нет и быть не может.
Воспитатель — А вот и есть такое право. У нас даже такая книга есть. Ребята как она называется?
Дети — Права ребенка.
Шапокляк — Что это за книга такая, что в ней написано?
Воспитатель — А мы тебе сейчас все расскажем и покажем. Вставай с нами вот сюда, вокруг волчка. Проводиться игра – «Узнай символ». (В игре используются символы – жетоны, дети рассказываю о правах.) Во время игры Шапокляк задает детям вопросы:
В каком документе написано где, когда ты родился и какое у тебя имя, Что такое семья?
Дети — Имя и дата рождения написаны в свидетельстве о рождении.
Семья это наши родители.
—Как ваши родители заботятся о вас?
— Дети- Родители следят за нашим здоровьем, за питанием, одевают нас, покупают нужные вещи, игрушки, учат нас.
Зачем нужен медицинский полис?
Дети – Он нужен чтобы, ходить к врачам в поликлинику.
Назови свой домашний адрес?
Дети называют свои адреса.
фамилия и отчество?
Дети называют свои имена, фамилии и отчества.
Воспитатель – Уважаемая Шапокляк, может, ты вернёшь ребятам книги?
Шапокляк — Да, вижу я, что вы дети умные, много знаете, и хотите еще больше знать. Возвращаю вам ваши книги. А вот эту можно я возьму себе? Я почитаю ее Чебурашке. До свидания!
Воспитатель — Ну вот наши книги на месте. И теперь вы можете рассказать о них, поделиться с нами своими впечатлениями, об их жизни, повадках.
Дети кратко рассказывают о своих книгах.
Дети — Моя любимая книга – энциклопедия о животных. Я узнаю много интересного о разных животных.
— А моя любимая книга – «Русские народные сказки». В сказках происходят разные чудеса, и добро всегда побеждает зло.
Воспитатель — Большое спасибо ребята было очень интересно. Мы с вами обязательно рассмотрим все книги, почитаем их. А сейчас подумайте, какое новое право вы сегодня узнали?
Дети — право читать книги и журналы.
Воспитатель — Да это право на получение информации. Все дети могут пользоваться книгами журналами и газетами, смотреть телепередачи, и получать полезную информацию.
Воспитатель показывает новый символ – жетон, раздает маленькие жетоны детям.
Воспитатель — давайте приклеим эти символы в наши с вами паспорта. Дети подходят к столам и выполняют работу.
Воспитатель — посмотрите ребята, сколько прав вы уже знаете. И еще много других узнаете на следующих занятиях. А сейчас вы можете посмотреть новые книги и журналы. Наше занятие закончилось. Спасибо!
Автор фото: Владимирова Ирина Эдуардовна.
Список литературы:
1.Н.С.Голицына, Л.Д.Огнева «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка» ООО « Издательство Скрипторий 2003». Москва. 2006
2.Н.В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» Педагогическое обществоРоссии.М.,2003.