Рабочая программа по информатике 6 класс (Босовой Л.Л.)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области





УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ТСОШ №1»______________


Момзикова Г. И,


«_________» __________________ 2014 г.


МП













Рабочая программа по информатике

(базовый уровень)

6 класс














Составитель программы: Камышанова Валентина Леонидовна,

учитель физики-информатики высшей категории.






2014 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 6 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Каждая тема курса предусматривает определенное количество часов теоретического материала и выполнения практических работ. Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематического планирования выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин. При изучении курса предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Уже на самых ранних этапах обучения, школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике; учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами

Средства обучения:



  1. Учебник

  2. Компьютер

  3. Мультимедийный проектор

  4. Плакаты

  5. Сканер

  6. Принтер

  7. Интернет

  8. Раздаточный материал (папки с практическими работами, карточки)

  9. Аудиовизуальные средства (презентации, фильмы)

  10. Готовые файлы с заданиями



Цели курса:

  • формирование базиса компьютерной грамотности учащихся;

  • знакомство с терминологией предмета;

  • освоение операционной системы Windows;

  • освоение интерфейса стандартных приложений ОС Windows: Paint, Блокнот, Калькулятор;

  • приобретение навыков работы в стандартных приложениях Paint, Блокнот, Калькулятор.



Задачи курса:

  • обучение работе на компьютере;

  • компьютерная графика как средство развития творческого потенциала;

  • программирование как средство развития алгоритмического и логического мышления.

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего компьютерного инструментария.



Требования к уровню подготовки


Предметно — информационная составляющая образованности:

  • Понимание окружающего мира как совокупности объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и человеком;

  • Характеристика объектов и явлений и ее отображение в форме информации различн.типа

  • Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;

  • Понимание значение информации для человеческой деятельности;

  • Понятие автоматической обработки информации различными средствами, ЭВМ;

  • Начальные представления об алгоритме, свойствах и способах описания алгоритмов учебной и познавательной деятельности;

  • Понимание назначения компьютера как средства обработки информации различного вида;

  • Назначение основных устройств компьютера;

  • Понятие графического интерфейса, окна и объекта в системной среде windows;

  • Знать технологию работы с клавиатурой и мышью;

  • Назначение программы Калькулятор;

  • Знать технологию работы с несколькими документами одновременно;

  • Основные правила набора текста;

  • Основные операции набора текста;

  • Знать возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;

  • Знать технологию создания и редактирования рисунка;

  • Назначение буфера обмена;

  • Понятие конструирования и моделирования;

  • Иметь представление о понятии алгоритм, его свойствах и способах описания, назначение при решении конкретных задач;

  • Иметь представление о понятии программа;

  • Знание правил гигиены и безопасности при работе на ЭВМ.




Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • Умение отображать объекты реального мира в виде простых информационных моделей;

  • Умение в правильном порядке начинать и завершать работу с компьютером;

  • Работать мышью;

  • Выбирать пункты меню;

  • Запускать программу и завершать работу с ней;

  • Изменять размеры и расположение окна;

  • Выполнять расчеты при помощи программы Калькулятор;

  • Уметь создавать составной документ, используя технологию OLE;

  • Умение набирать небольшой текст, исправить ошибки, изменить форму или при необходимости содержание;

  • Умение выполнять несложные рисунки (графические изображения), изменять их форму, цвет с помощью простейшего графического редактора;

  • Умение создать несложную мелодию, изменить при необходимости ее содержание, использую простейший музыкальный редактор;

  • Умение создавать объекты с помощью готовых форм;

  • Умение разрабатывать алгоритм конструирования;

  • Умение строить модели в графическом редакторе;

  • Умение пользоваться готовыми алгоритмами для решения типовых задач;

  • Умение записывать программу по готовому алгоритму на формальном языке.



Ценностно-ориентационная составляющая:

  • Осознание ценности информации для понимания и дальнейшего познания окруж.мира

  • Умение выделять в информации главное;

  • Универсальность и важность понятия система, модель;

  • Осознавать необходимость выполнения мер безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм при работе на ПК;

  • Осознание важности алгоритма при решении не только учебных, но и жизненных задач;

  • Умение выбирать из представленных программных средств такие, которые необходимы для познавательной или игровой деятельности.






Содержание курса


  1. Компьютер и информация – 11 ч.

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.


Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором».

Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

Практическая работа № 5 «Маркированные списки».


Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Создание текстовых документов».

Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер и информация».


  1. Человек и информация – 13 ч.

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.


Компьютерный практикум

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».

Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint (KPaint)».

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».


Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Структурирование и визуализация информации».

Контрольная работа № 4 по теме «Человек и информация».

Контрольная работа № 5 по теме «Создание графических изображений».


  1. Элементы алгоритмизации – 9 ч.

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.


Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа № 13 «Создаем презентацию “Часы”».

Практическая работа № 14 «Создаем презентацию “Времена года”».

Практическая работа № 15 «Создаем презентацию “Скакалочка”».

Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования QBasic».

Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».


Контрольная работа № 6 по теме «Алгоритмы и исполнители».


  1. Контрольная работа № 7 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация».— 1 час.





Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки

1. Компьютер и информация ,11 часов, 1 час в неделю

Компьютер — универсальная машина для работы с информа­цией. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

01.09.14 – 05.09.14


Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками».

08.09.14 – 12.09.14


Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором»

15.09.14 – 19.09.14


Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

22.09.14 – 26.09.14


Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1).

29.09.14 – 03.10.14


Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи». (задание 2).

06.10.14 – 10.10 14


Создание документов в текстовом процессоре. К/р №1 по теме «Создание текстовых документов».

13.10.14 – 17.10.14


Растровое кодирование графической информации

20.10.14 – 24.10.14


Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

27.10.14 – 31.10.14


Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки».

10.11.14 – 14.11.14


К/р №2 по теме «Компьютер и информация». Информация и знания. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1, 2).

17.11.14 – 21.11.14



Итого

11 часов


2. Человек и информация, 13 часов, 1 час в неделю

Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 3, 4).

24.11.14 – 28.11.14


Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

01.12.14 – 05.12.14


Как образуются понятия. Практическая работа№8«Строим диаграммы»(зад. 1, 2).

08.12.14 – 12.12.14


Практическая работа № 8 «Строим диаграммы» (задание 2)

15.12.14 – 19.12.14


Структурирование и визуализация информации. К/р №3 по теме «Структурирование и визуализация информации».

22.12.14 – 26.12.14


Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3,

12.01.15 – 16.01.15


Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор» (задания 1

19.01.15 – 23.01.15


Отношения соподчинения, противоречия и противоположно­сти. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор» (задания 1 – 3).

26.01.15 – 30.01.15


Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 – 3).

02.02.15 – 06.02.15


Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 – 3).

09.02.15 – 13.02.15


Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Writer» (задания 1 – 3).

16.02.15 – 20.02.15


Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Writer» (задания 4 – 6).

24.02.15 – 27.02.15


К/р №4 по теме «Человек и информация».

Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

02.03.15 – 06.03.15



Итого

13 часов


3. Элементы алгоритмизации, 10 часов, 1 час в неделю

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки».

10.03.15 – 14.03.15


Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. К/р №5 по теме «Создание графических изображений».

16.03.15 – 20.03.15


27

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «Impress. Часы».

01.04.15 – 03.04.15


28

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «Impress. Часы».

06.04.15 – 10.04.15


29

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Impress. Времена года».

13.04.15 – 17.04.15


30

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Impress. Времена года».

20.04.15 – 24.04.15


31

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Impress. Скакалочка».

27.04.15 – 30.04.15


32

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Impress. Скакалочка».

05.05.15 – 08.05.15


33

К/р №6 по теме «Алгоритмы и исполните

Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками»

12.05.15 – 15.05.15


34

К/р №7 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презент

Практическая работа №17 «Создаем слайд-ш

18.05.15 – 22.05.15



Итого

10 часов



Всего

34 часа


Учебно-методическая литература

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). Санкт-Петербург: Питер, 2008г.

  2. Информатика. 6 класс. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009

  3. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. Рабочая тетрадь по информатике. 6 класс. – СПб.: Питер, 2009

Дополнительная литература:

  1. Газета «Информатика», №6-2008 (559). Материалы к уроку «Графический редактор».

  2. Информатика. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой «Информатика. 5-6 классы». / Сост. Е.А.Егоров. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

  3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №6 – 2007. Контрольно-измерительные материалы по информатике для 5-7 классов.

  4. Электронный диск «Мир информатики» (часть 1-4)

  5. Электронный диск «Дракоша и занимательная информатика»

  6. Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru

  7. Сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru

  8. Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net



Оборудование и приборы

  1. Операционная система Alt Linux.

  2. Пакет офисных приложений OpenOffice.

  3. Плакаты Босовой Л.Л.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)





СОГЛАСОВАНО:

Протокол ШМО учителей физики-информатики

От____________________ № ________

Руководитель ШМО

___Лазарян Е. С.__________________

«________» ____________________2014 г.





СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

___Веденеева И. В._______________

«_________» _____________________ 2014г



Свежие документы:  Разработка открытого урока по теме "Решение прикладных задач с помощью электронных таблиц" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: