Урок информатики в 6 классе на тему «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные»


Н.В.Ветошкина учитель информатики МОУ «Кезская средняя школа №1»



Аннотация: представлена методическая разработка урока информатики в 6 классе «Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные» в технологии критического мышления. Использованы приёмы: верные и неверные утверждения, ИНСЕРТ, резюме, а также используется программа КАЛЬКУЛЯТОР при проведении эксперимента.





Как информация представляется в компьютере, или цифровые данные.

Урок информатики в 6 классе.

Цель:

— организация усвоения перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления;

— формирование умения применять разработанный алгоритм и программу КАЛЬКУЛЯТОР при выполнении упражнений и решении задач;

— совершенствование умений и навыков учебного сотрудничества.



Учебник: Л.Л.Босова Информатика – 6. § 1.3.



Приёмы и стратегии: Верные и неверные утверждения, ИНСЕРТ, резюме.



Стадия Вызова

  1. Учитель объявляет учащимся тему урока и предлагает на основе имеющихся знаний оценить истинность и ложность утверждений, которые записаны в виде таблицы на слайде и на отдельных листочках для учащихся стихотворение А.Старикова:


Верно ли, что

В начале урока

В конце урока

1.

Ей было тысяча сто (13) лет,



2.

Она в сто первый (6) класс ходила,



3.

В портфеле по сто (4) книг носила – всё это правда, а не бред.



4.

Когда, пыля десятком (2) ног, она шагала по дороге,



5.

За ней всегда бежал щенок с одним хвостом, зато стоногий (4).



6.

Она ловила каждый звук своими десятью (2) ушами,



7.

И десять (3) загорелых рук портфель и поводок держали.



8.

И десять (2) тёмно-синих глаз рассматривали мир привычно, Но станет всё совсем обычным, когда поймёте наш рассказ.





Ученики заполняют вторую строку таблицы, проставляя в каждой ячейке буквы «В» или «Н» в зависимости от того, как они оценивают то или иное утверждение: как истинное или как ложное.

  1. Учащиеся сравнивают результаты своих размышлений друг с другом в парах. Учитель просит 2-3 пары поделиться результатами своей работы. Выясняется, что мнения учащихся относительно истинности некоторых утверждений не совпали. Таким образом, возникла ситуация сомнения: прав ли я, кто из нас прав?

  2. Учитель предлагает учащимся разрешить возникшую проблемную ситуацию, а для этого сформулировать вопросы, на которые нужно получить ответы, и способы приобретения новых знаний. Учащиеся решают обратиться к тексту учебника, Интернету.



Стадия Содержания

  1. Учащиеся читают текст, делая на полях пометки: «V» — уже знал, «+» — новое, «?» — не понял, «!» — интересно, удивительно.

  2. Учитель организует беседу по пометкам:

— Расскажите о том, что вам уже было известно о системах счисления;

— Что нового узнали из текста?

— Что в этой информации вас особенно удивило, привлекло внимание?

— Что оказалось непонятным, трудным?

3. Если у учащихся возникли проблемы с пониманием каких-либо вопросов темы, учитель даёт им дополнительные разъяснения.

4. Учащиеся возвращаются к таблице верных и неверных утверждений и заполняют её нижнюю строку, затем обсуждают, что совпало, что и почему не совпало.

5. Учитель предлагает учащимся разработать алгоритм перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную (1 вариант: нарисовать в тетради; 2 вариант: создать в текстовом процессоре WORD; 3 вариант: создать с помощью программы-конструктора блок-схем).



Алгоритм перевода чисел из двоичной системы счисления Пример:

в десятичную систему счисления







110012







Расставить разряды двоичной системы счисления над каждой цифрой (знаком) числа, записанного в двоичной системе счисления.







16 8 4 2 1

1 1 0 0 12







Каждую цифру двоичного числа умножить на число (разряд), стоящий над этой цифрой





1*16 1*8 *4 *2 1*1









Полученные произведения сложить.





16+8+1













2510









Стадия Рефлексии



  1. Учитель предлагает учащимся (в парах) обменяться информацией, полученной при разработке алгоритма перевода числа из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления, презентовать алгоритм классу.

  2. Проверка понимания новой информации.

— для проверки понимания полученных знаний выполним письменные упражнения на карточках (Приложение 1).

3. После выполнения заданий с карточки, проведём эксперимент-проверку (Приложение 2).

-Какую новую информацию вы получили после выполнения эксперимента?

4. Учащиеся пишут итоговый текст-резюме, начиная со слова: «Оказывается, …».







Приложение № 1.



  1. 110112=?10

  2. 1111112=?10

  3. 10101012=?10

  4. 11100002=?10

  5. 10011012=?10



Приложение №2.



  1. Запустите приложение КАЛЬКУЛЯТОР и выполните команду ВИД-ИНЖЕНЕРНЫЙ. Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления6 DEC – десятичная система счисления, BIN-двоичная система счисления.

  2. Убедитесь, что КАЛЬКУЛЯТОР настроен на работу в двоичной системе счисления BIN. С помощью клавиатуры или мыши введите в поле ввода первое число с карточки. Активизируйте переключатель DEC и проследите за изменениями в окне ввода Вернитесь в двоичную систему счисления BIN. Очистите поле ввода, нажав С.

  3. Повторите пункт 2 для остальных чисел с карточки, сверяя полученные ответы с ответами полученными с помощью программы КАЛЬКУЛЯТОР.























































Свежие документы:  конспект урока информатики для 8 класса по теме «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Информатика: