Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве 5 Класс


УРОК №1 ИЗО Класс:5 Дата_____________________


Урок №1. Декоративно-прикладное искусство и человек. Древние образы в народном искусстве.



Цели: познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», произведениями искусства, рожденными в крестьянской среде; объяснить, что выражают древние образы и символы.

Материалы: иллюстрации предметов народного быта : посуда, полотенца, прялки ; таблица знаков и символов ; гуашь или акварель кисти.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

(приветствие, проверка готовности учеников к уроку)

2.БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ ) — это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

ДПИ появилось в глубокой древности и в течение долгого времени развивалось в форме народных художественных промыслов. Начало. ДПИ положило появление первых орнаментов, различных узоров, изображений, в которые человек вкладывал свою душу и любовь.

ДПИ по большей части создает среду, в которой живут люди. Оно присутствует в нашем быту, постоянно развиваясь и радуя нас.

Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, глина, гипс мн. др.

На нашем уроке мы поговорим о крестьянском бытовом искусстве. Мы узнаем, что означают древние образы и символы, познакомимся с истоками образного языка искусства

В древности люди заполняли свою жизнь всевозможной символикой: земля изображалась в виде горизонтальных линий, ромбов, прямоугольников; вода-в форме горизонтальных и вертикальных линий. Такие изображения называли — СОЛЯРНЫМИ, из них выстраивали узор.

Солнце изображали ввиде кружка, разделенного на 4 части ,т .к в году 4 времени года. Его также символизировал квадрат с косым крестом.

Цвет тоже имел значение: черный — символизировал землю, желтый — солнце, красный- жизнь.

Древний человек жил землей, он связал ее с образом матери. Называли этот образ по-разному: великая богиня земли и плодородия, мать сырая земля, Макошь- «мать хорошего урожая». Женская фигура часто присутствовала в украшении различных предметов обихода, именно она выражала представления древних людей о земле, ведь женщина- это прежде всего, продолжательница рода. Женская фигура всегда связана с символами плодородия — деревьями, птицами, различными животными. ЕЕ изображали довольно условно- тело будто прорастает в ветви, а на месте головы появляется ромб. Образ этот схож с изображением глиняной бабы в вышивке, где женщина тянет руки вверх- к небу, как будто молит о чем-то. Внизу таких баб нередко украшали символы солнца, а также побеги зерен. Вся женская фигура символизировала единство сил земли и небо. Которому подвластен человек в течение всей своей жизни.

Свежие документы:  Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса «Филимоновская игрушка»

Так же произведения народного искусства мы можем встретить разветвлённое дерево-причудливый узор, который называли древом жизни, силу земной природы. С ним связывали счастливое продолжение рода. Вы, знаете, что конь является одним из древнейших образов искусства. Без коня крестьянин не мог выращивать хлеб, поэтому относились к нему крайне уважительно. Данный образ будто приобретал живую силу солнца, служил опорой всего хозяйства и символизировал крепость крестьянской жизни. Древние люди считали, что именно всадник на коне освобождал весну от угрюмой зимы, приводил солнце на землю. Всадник представал в образе Егория Храброго.

Среди символов древнего искусства присутствует птица. Птица, как правило, изображали на вышитом полотенце с пышным хвостом и поднятым крылом. ЕЕ образ чем-то напоминает жар-птицу, парящую в небесах. Древние люди верили, что птицы своим звонким пением прогоняли зиму, зазывая весну вступить в свои права. В форме птиц крестьяне выпекали обрядовое печенье «жаворонки». С песнями они обращались к птице, прося привести весну. Птицы символизировали свет, тепло, весну, счастье.

Все эти образы неразрывно связаны с жизнью крестьянина. С ними было проще преодолевать тяготы жизни, горести, болезни. С ними же радостно встречали праздники, переживали суровую зиму.

3. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Сегодня мы попробуем изобразить древо жизни. Мы знаем , что в народных поверьях древо жизни играло большую роль. Нашу жизнь можно представить в виде огромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Русские художники нередко обращались к изображению именно этого образа.

Помните, что при создании рисунка необходимо сохранять обобщенную форму изображения. Можно смело использовать различные цвета, фантазировать и украшать свою работу.

-Выполните задание гуашью или акварелью.

4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(учащиеся демонстрируют работы)

Давайте повторим , чему научились на этом уроке.

— Что такое ДПИ?

-Какие предметы относят к ДПИ?

-Что относится к материалам ДПИ?

— Как в образах народного искусства отражаются представления о жизни и быте?

Декоративно-прикладное искусство дает людям представление о многовековом опыте наших предков, их мировоззрении, жизни. Именно при помощи этого вида искусства мы учимся открывать для себя многообразие родной культуры!

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: