Дидактические игры для формирования цветового восприятия у младших школьников


Дидактические игры для формирования цветового восприятия

у младших школьников


Проблема понимания основных законов колористики (цветоведения) в школе является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Именно на начальном этапе обучения, когда дети так искренне чувствуют цвет, важно не дать ребенку потерять интерес к цвету и не утратить важного пути познания окружающего их мира.

Эстетическая ценность детской живописной работы заключается именно в том, что она выполнена теми красками, которые подобрал сам ребенок. Поэтому в распоряжении детей должно быть как можно больше разнообразных красок. Выбор цветов на основе личного восприятия, а не в соответствии со вкусами взрослых, и придает детским рисункам особую прелесть, свежесть и оригинальность. Но в то же время это не означает, что у ребенка должны отсутствовать знания о цвете, цветовой грамоте.

Поэтому, в настоящее время значительно вырастает роль цветоведения как научной основы для грамотного использования детьми цвета в своих творческих работах, в которых дети запечатлевают свое восприятие мира.


Дидактические игры для формирования цветового восприятия

у младших школьников


  1. «Найди аквариум для рыбки».

На доске в общем «аквариуме» находятся 18 рыбок красного, жёлтого и синего цветов, включая пять степеней разбеленности каждого из них. Для каждой из этих рыбок нужно найти «свой аквариум», т.е. разместить её в определённой последовательности, например, от красного до белого цвета в порядке его разбеленности. В этом обучающимся помогает и форма рыбок: красные рыбки и их оттенки – одной формы, жёлтые рыбки и их оттенки – другой формы, синие рыбки и их оттенки – третьей формы.

  1. «Назовите основные, дополнительные, производные цвета».

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.


  1. «Холодные и теплые цвета».

Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы.


  1. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги обучающиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.


  1. «Волшебный круг».

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах; систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах; воспитывать интерес к искусству; активизировать речь детей.

 Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Учитель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные — красная, синяя и желтая и составные — которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Учитель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Учитель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.


  1. «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» 
    или «Разбери картины по группам»

Цель игры: закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.

Игровой материал: у детей на столах лежат репродукции натюрмортов, написанных в теплой и холодной гамме.

1 задание. Найти картины, написанные только в теплой гамме (или в холодной).

2 задание. Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.

 


  1. «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине».

Цель игры: Развить цветовидение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Игровой материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги. Учитель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.


  1. Изучение живописных техник — лессировка, «а-ля-прима», по-сырому, пуантилистика.

  2. Освоение различных способов работы акварелью: примакивание, отмывка, размывка, вливание цвета в цвет.

  3. Упражнения по работе разными инструментами (кистью, палочкой, тампоном, нитками и т.д.).

  4. Игра «У кого какой характер?» предполагает цветовое заполнение уже приготовленных заготовок с не раскрашенными силуэтами сказочных героев (для обучающихся 1-2 классов). Педагог предлагает посмотреть на баночки с красками  и ответить на вопросы: «Если бы вам надо было раскрасить общительного, веселого человека, какие цвета вы бы применили? А какие цвета вы использовали бы для раскрашивания человека замкнутого, не общительного, который не любит быть среди людей?» Далее педагог корректирует ответы детей и все выполняют упражнение по раскрашиванию 2 силуэтов одного и того же героя, работая над поставленной учителем задачей — изобразить общительного и замкнутого человека, используя теплую и холодную цветовую гамму.


Список литературы


  1. Бровко Н.В. Творчество. Мышление. Живопись: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Живопись». — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 28 с.

  2. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2003.- 152 с.

  3. Сидуэй Ян «Как смешивать краски», энциклопедия, «Арт-родник», М., 2007.- 144 с.

  4. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. завед. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 368 с.

  5. www.rae.ru Российская Академия Естествознания Научный журнал «Современные проблемы науки и образования» №6 часть 2, 2007 г.

Свежие документы:  Конспект занятия «Рисуем слона»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: