Технология
Урок 8
Тема: Мастера Египта. Барельеф. (конструирование, лепка).
(Учебник, с. 13–16, Рабочая тетрадь, с. 10–12, 27.)
Задачи:
1. Дать общее представление о творениях мастеров Древнего Египта, используемых ими материалах.
2. Совершенствовать умение использовать известные знания и умения по изготовлению изделий из пластилина в новой ситуации.
3. Развивать внимательность и наблюдательность, умение рассуждать и обсуждать, анализировать, выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту.
4. Развивать художественные и конструкторско-технологические способности.
Оборудование: рабочее место для работы с пластилином, картонная основа для барельефа.
Ход урока | УУД | |
1. Актуализация знаний. | Организационный момент. Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Подготовка к основному этапу урока. — -Отгадайте загадку: Я весь мир слепить готов – Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин – У меня есть … ( пластилин) Ребята, на уроках труда мы с вами научились выполнять поделки из различных материалов. Сегодня продолжим формировать умения, навыки, узнаем новое и интересное. | Познавательные УУД 1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. 2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов. 3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. |
—Чтобы не совершать ошибок , люди должны планируют свою работу. Мы тоже будем учиться планировать и работать по построенному плану. — Посмотрите на доску. Как называется данное изделие? ( Плитка, скульптура… ) — Это изделие называется БАРЕЛЬЕФ. На доску вывешивается новое слово.
— Какое домашнее задание было у вас? (узнать, что означает слово барельеф) — БАРЕЛЬЕФ это(французкое слово. bas-relief — низкий рельеф) — один из видов скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над поверхностью фона менее чем на половину своего объема. — Какими источниками мы пользовались? (Словарями, в интернете) -Барельефы — очень древний вид декоративного оформления архитектурных сооружений. Барельефы выполняются в различных материалах: Металл, гипс, мрамор, гранит, дерево, штукатурка Барельефы могут быть любой толщины, иметь квадратную и прямоугольную формы, реже всего – круглую. Ими были украшены стены храмов в Древнем Египте и дворцов. Резные барельефы можно увидеть во всех средневековых соборах Европы. С древнейших времен барельефы украшают здания (снаружи и внутри), а также различные монументы для усиления их выразительности.
— Что такое порельеф? — Какие материалы использовали для изготовления барельефа? — Что украшают барельефом? — А вы где встречали барельеф? ( На зданиях, монетах) — В Ульяновске на Доме Гончарова в 1907году была установлена мемориальная доска с барельефом писателя.
— Как вы думаете, почему я ввела в урок это новое слово барельеф? — В какой стране можно встретить данное сооружения? — Путешествие по этой стране у нас не закончилось. По Египту можно ещё долго путешествовать. Узнать, что то новое интересное. — Уточните тему урока? ( Мастера Египта. Барельеф) — Откройте учебник на стр.15. Рассмотрите и составьте план урока. 1. Рассмотрим изделие 2. Поработаем по технологической карте. 3. Повторим технику тезобасности при работе с пластилином. 4. Изготовим изделие.
— Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность) | Коммуникативные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других. 2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группе.
Регулятивные УУД 1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД
Снится ночью пауку
Без особого усилья, Кто отправился в полёт, По легенде птица Феникс возрождается из пепла. Фиолетовый цвет – это цвет ночи, таинственности. Птица крыльями взмахнула, Птица перья отряхнула, Крылья убрала назад, Сделав очень важный взгляд. Посмотрела вправо-влево, Удивилась: « Что за дело? Нет тут птицы ни одной, Полечу-ка я домой». Полетела, полетела, В гнездышко своё присела. Стая птиц летит на юг,
|
II. Применение знаний. Практическая работа.
| 1. Анализ образца. 3 1 1 2 Выполняется с опорой на материал в учебнике на с. 15. Анализ барельефа выполняется по его рисунку. — Отгадайте загадку: — Сегодня мы с вами будем лепить птицу. Но она будет необыкновенная. — Посмотрите на барельеф. В учебнике с 15 Может кто то знает, что это за птица? А я и не думала, что вы знаете об этом? — Это птица Феникс. Феникс — священная птица, напоминающая по описанию орла или цаплю с золотыми и красными перьями, которая способна возрождаться, иногда даже из своего пепла. — Подумайте! Почему для изображения ФЕНИКСА выбрали эти цвета? — Красный цвет – цвет крови, символизирует жизнь — Синий цвет – божественность. В мифологическом сознании небо всегда было обитание Богов. — Желтый цвет – цвет Солнца, символизирует вечность, постоянство — А что на голове у птицы — Феникс? ( Солнце) — Вот почему на голове у неё круг, который символизирует Солнце. — А почему выбрали фиолетовый фон? ФИОЛЕТОВЫЙ цвет – цвет таинственности. Много легенд и тайн вокруг этой птицы. — Может кто то знает их? ФИЗМИНУТКА — Птицы не любят жить по отдельности. Они существуют парами. Почему? — Правильно. Вместе всегда легче и веселее. — Сегодня мы с вами будем работать в парах. — Вспомните правила работы в паре. — Работать должны … ОБА Один говорит – другой — … СЛУШАЕТ Своё несогласие высказывай – ВЕЖЛИВО Если не понял — ПЕРЕСПРОСИ
— Подготовка рабочего места. — Посмотрите на свое рабочее место. И место своего соседа. — Какие инструменты вам понадобиться во время лепки? (доска, стека, которой можно разрезать бруски на кусочки) — Какие умения у вас уже есть? — Какие правила работы с пластилином вы помните? ( 1. При работе с пластилином следует следить, чтобы пластилин не падал на пол. 2. Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать лицо руками. 3. После работы с пластилином, следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. ) Поэтапное выполнение работы. — Технологию изготовления вы сможете рассказать сами, пользуясь технологической картой на стр.15.. Составим план. (СЛАЙД № ) План.
Работа с опорой на инструкционную карту. Во время выполнения работы звучит музыка «Египетское солнце».
—Оценка работы. — За что я могу похвалить своего соседа? — Чем мне он помог? — Как вы работали в паре? — Теперь мы можем завершить наш макет «Древний Египет», который делаем не первый урок. — Куда вы расположите Барельеф на макете? Завершите макет.
— Кто из вас считает, что у вас получилось то, что вы задумали? — Почувствовали вы себя мастерами Египта?
| |
IΙΙ. Итог урока.
|
– Какие умения у вас добавились? Уборка рабочего места.
|
|
Деятельность учеников:
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира.
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.
7