Конспект урока для 4 класса «Русское искусство в годы Великой Отечественной Войны»


Тема 4.

Русское искусство в годы Великой Отечественной Войны.

Плакат.




Класс:4

Предмет: история искусств

Количество часов: 1

Тип урока: комбинированный

Преподаватель: Орлова А.А.

Цель: формирование знаний об искусстве плаката в годы ВОВ.

Задачи:

— образовательная: сформировать представление об особенностях, видах и типах плакатов;

— развивающая: развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление, интерес к истории изобразительного искусства России;

— воспитательная — воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Оборудование: презентация.


Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Содержание урока:

— сообщение нового материала.

— интерактивная игра.

4. Подведение итогов.



  1. Организационный момент.

Организация рабочего места, проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Слайд 1

В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная Война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш». Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре.

Сегодня мы с вами поговорим о плакате, его видах и особенностях, познакомимся с плакатами войны и победы.

  1. Содержание урока.

— сообщение нового материала, анализ репродукций.

Слайд 2

Что же такое плакат?

Это слово латинского происхождения, переводится как объявление. Это броское как правило крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом. Плакат повсюду сопровождает нас, начиная с почтовых марок, заканчивая огромной городской рекламой. В основе плаката может быть рисунок, фотография, коллаж (сочетание фотографий и рисунков) и всегда – короткий текст.

В годы ВОВ плакаты стали мощным оружием в руках художников. Быстро откликаясь на фронтовые события, плакаты призывали советский народ на борьбу с врагом. В этом деле художникам помогали писатели и поэты, составляя короткие, но очень емкие по содержанию тексты.

Слайд 3

Чем же руководствовались мастера плаката, создавая свои произведения?

Что же отличает плакат от других художественных произведений, и является его особенностями:

  • В первую очередь – это лаконичность изображения, мгновенность его восприятия;

  • Крайняя выразительность, экспрессивность каждой фигуры, каждой детали;

  • Призывность текста;

  • Убедительность плаката, ярко выраженная авторская позиция;

  • Актуальность выбранной темы;

  • Небольшое количество цветов, наличие среди них ведущих: красный, белый, черный (малоцветие).

Слайд 4

По содержанию плакаты бывают разные: политические (агитационные), выставочные, информационные, учебные, юбилейные, театральные и киноафиши. Плакаты периода 1941-1945 годов подразделяются на две большие группы: героический и сатирический.

Посмотрите на доску, здесь вы видите два ярких образца этих видов плакатов.

Героический – «Родина — мать зовет» Тоидзе

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причем основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряженности, целеустремленности.

Сатирический – «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник» В.Дени.

Главной задачей сатирических плакатов являлось внушить народу оптимизм, уверенность в победе. Для них основой является сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения.

Слайд 5

Внутри этих видов можно выделить несколько типов плакатов:

Плакаты партизанской войны:

Тысячи женщин, стариков и детей на оккупированных территориях взялись за оружие. Партизанские отряды народных мстителей, или как их называли фашисты, «черных призраков»пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами, уничтожали предателей. К ним были обращены плакаты: «Партизан, мсти за родину!», «Партизаны бейте врага без пощады!», «Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки!»

Плакаты тыловой тематики:

Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг. Об этом рассказывали плакаты «Заменим» В.Серова, «На трактор девушки садятся смело», «Не болтай! Будь на чеку»

Слайд 6

Исторический:

В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений символизирующих Родину. В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к борьбе с врагом. К числу таких плакатов относится «Так было: Так будет!» Н.Долгорукого.

Фронтовой:

Плакаты насыщенные сценами фронтовой и боевой жизни солдат красной армии. Примером может служить плакат Л,Голованова «Дойдем до Берлина» в котором автору удалось создать запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

Слайд 7

У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание передавалось из уст в уста, становилось народной молвой. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко.

Давайте с вами рассмотрим как менялась тематика и настроение плакатов с каждым годом войны. Итак, 1941 год, год начала войны – плакаты призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость отчизны.

Слайд 8

Первым плакатом ВОВ является плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, развенчал миф о непобедимости гитлеровской армии, вдохновлял на подвиг. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Вассильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович.

Наиболее известным плакатом ВОВ является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!». Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Тоидзе вобрал в образ черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших своих сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг.

С плаката Д.Моора «Ты чем помог фронту?» на нас с вопросом и призывом смотрит солдат с винтовкой в руке.

Так же плакаты были насыщенны сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание уделялось передаче движения яростного устремления на врага.

Слайд 7, 9

Чутко и оперативно откликались художники плакатисты на события в стране. В свои плакатах они выбирали действия, которые правдиво отображали реальность фронтовой жизни и в тоже время раскрывали идею плаката. Одной из основных тем плакатов 1942 года стала тема страдания советских людей, особенно детей, на оккупированных территориях.

Таков плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 года, плакат вызвал у бойцов ненависть к врагу. Внимание зрителя сконцентрировано на лицах женщины и прижавшегося к ней мальчугана, в глазах женщины можно прочесть призрение и ненависть к врагу.

С плаката Д.Шмаринова «Отомсти» на нас смотрит женщина на фоне дымного пожарища. Она неподвижна и страшна в своем горе. На ее опущенных руках – тело убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах не только страдание, но и требование – отомсти!

Посмотрите на плакат «Бей на смерть» Жукова, художник создал его в окопах Сталинграда, под грохот разрывающихся бомб и снарядов. К пулемету прильнул солдат, он без устали ведет свинцовый огонь по наступающим врагам, в его глазах неукротимое желание выстоять, выжить, победить.

Плакаты 1942 года передают непреодолимое стремление воинов советской армии к разгрому Германии, исторической неизбежности победоносного исхода войны.

Слайд 7, 10

1943 год вошел в историю как год завершения коренного перелома в ходе Второй мировой войны. Важнейшими вехами на пути к успеху были разгром немецкой армии под Сталинградом, победа в битве под Курском, выход советской армии к Днепру.

В плакатах 1943 года преобладают темы и настроения, вызванные началом решительного наступления советских войск. Таков плакат Н.А.Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…» эти строки о Днепре принадлежат Н.В.Гоголю. но не был спокоен Днепр в суровые дни сентября 1943 года, когда ударные группировки советских войск вышли к это крупной водной преграде. На листе изображено черное, непроглядное небо, ярко светит луна. По временному понтонному мосту на противоположный берег устремляются советские танки. По лунной дорожке реки плывет перевернутая немецкая каска. Перед зрителем река предстала во всем своем величии.

Одним из выдающихся произведений Иванова стал плакат «На Запад!». Он предельно прост и лаконичен: советский воин-освободитель прикладом своего автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель с надписью «На Восток!»

Слайд 7, 11

Установка плакатов 1944 года: звать воинов к окончательной победе над фашизмом.

Так появился плакат «Дойдем до Берлина!» Л.Ф.Голованова, вот как автор пишет о создании плаката: «Хотелось решить образ на основе конкретной жизненной ситуации, но сделать его запоминающимся, выразительным. Наиболее удачное решение – изобразить солдата на марше». Вскоре фигура солдата, переобувающего сапоги, со словами: «дойдем до Берлина!» увидели на всех фронтах, он облетел всю страну.

В этом же году был создан плакат «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник» В.Дени. Сильная рука красноармейца намертво сжала горло хищной черной фашистской птице. Поэтические строки плаката подчеркивают остроту сатирической направленности рисунка, важно то, что поэтические строки для своих плакатов В.Дени сочинял сам.

Также в плакатах 1944 года начинает решаться новая задача – мобилизация усилий на восстановление разрушенных врагом городов в освобожденных от немецких оккупантов территорий.

Слайд 7, 12

1945 год занимает особое место в летописи героических свершений советского народа и его Вооруженных сил. Победоносно закончилась ВОВ. 8 мая представители фашистской Германии подписали акт о полной и безоговорочной капитуляции, а 9 мая с огромным ликованием праздновали Победу. Плакатная живопись ВОВ завершается серией ярких и праздничных плакатов вышедших в 1945 году.

Одно из первых мест принадлежит плакату Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!» Близился день Победы над фашистской Германией, Л.Ф.Голованов чувствовал, понимал, что должен создать образ воина-героя, воина-победителя. В памяти невольно оживал все тот же образ лихого и веселого воина, но уже с боевыми наградами на выгоревшей от солнца гимнастерке, с осознанием выполненного долга. Этот воин выполнил наказ Родины, дошел до Берлина.

Слайд 7

Знакомясь с плакатами, созданными в годы ВОВ, мы фиксируем не только хронику важнейших событий войны; перед нами развертывается полная шкала настроений и переживаний советских людей. Советский плакат на протяжении всех военных лет отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.



интерактивная игра.

Теперь я предлагаю вам, сыграть в интерактивную игру по только что изученному материалу, в процессе игры вы будете зарабатывать баллы, а в конце по количеству заработанных баллов мы выберем победителя

Презентация по игре.

  1. Подведение итогов.

Итак, игра окончена, победитель определен. На сегодняшнем занятии вы познакомились с плакатом, его видами и особенностями плакатного искусства, спасибо за внимание.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: